Подробнее Запомнить город


Уроки из банкротства British Steel

14.06.19
размер текста:

Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.

Жертва "эко"-политики

Основным активом British Steel является комбинат Scunthorpe в Северном Линкольншире, предприятие с более чем 100-летней историей и годовой мощностью производства 3,2 млн т готового проката. Scunthorpe специализируется на прокате строительного сортамента и ж/д рельсах, там работают 4,5-5 тыс. чел., еще около 20 тыс. – в подрядных компаниях и на смежных производствах.

В 2007 г. у комбината поменялся собственник: британско-голландская Corus Group вышла из металлургического бизнеса, вместо нее зашла индийская Tata Steel. У нее все было хорошо в Великобритании до 2010 г., пока премьером не стал лидер консерваторов Дэвид Кэмерон, объявивший о новой политике в сфере экологии.

Новый глава правительства решил стимулировать развитие экологически чистых высокотехнологичных производств и с этой целью поднял тарифы на электроэнергию в стране выше среднеевропейских. Стальная выплавка при этом стала убыточной, заставив Tata Steel искать варианты продажи британских активов. Избавиться от них полностью компания так и не смогла до настоящего времени.

Тем не менее комбинат Scunthorpe в 2016 г. был продан компании Greybull Capital. Ее владельцы – братья Марк и Натаниэль Мейохас, инвестиционные банкиры, которые специализируются на скупке проблемных активов и их последующей перепродаже. Scunthorpe достался им за 1 фунт британских стерлингов, поэтому слово "продан" не совсем точно описывает характер сделки.

Исходя из этого следует, что нынешнее плачевное положение British Steel было предопределено уходом институционального базового инвестора, который профессионально занимается металлургическим бизнесом в ряде стран – и его заменой на обычных торгашей-спекулянтов, если называть вещи своими именами.

А базовый инвестор, напомним, ушел только потому, что не получил необходимую поддержку властей в виде умеренного тарифного регулирования. Не получила этой поддержки и Greybull Capital.

Инвестиционные просчеты

Положение усугублялось тем, что, не имея опыта работы в металлургии, новые владельцы не могли расставить необходимые приоритеты в стратегии для British Steel. Вместо того, чтобы направить финансовые ресурсы на снижение энергозатратности производства, они ринулись расширяться за счет покупки новых активов.

Братья Мейохас прониклись идеей превращения British Steel в Steel International. Для такой смены названия требовались новые приобретения вне Великобритании – и они последовали. В октябре 2017 г. была куплена голландская компания FNsteel, имеющая 6 предприятий в Нидерландах, Финляндии и Швеции общей мощностью 600 тыс. т в год.

Она специализируется на метизах и катанке, а также арматурных прядях премиум-качества. Также British Steel под управлением Greybull Capital уже в 2019 г. купила проблемного стального производителя Ascoval на севере Франции, обязавшись вложить в его развитие 47,5 млн евро.

Чуть ранее, в апреле 2018 г., British Steel в консорциуме с эстонской металлотрейдерской компанией Baltic Metal Holding пыталась выкупить у латвийских властей простаивающий электрометаллургический завод-банкрот в Лиепае – Liepajas Metalurgs.

История этого предприятия во многом похожа на судьбу самой British Steel: поскольку Liepajas Metalurgs стал убыточным и прекратил работу именно из-за высоких тарифов на электроэнергию в Латвии и отказа правительства снизить их для поддержки одного из крупнейших налогоплательщиков и работодателей в стране.

На предприятии за последние годы сменилось несколько владельцев, включая украинскую KVV Group – но никому не удалось вытащить его из банкротства. Поскольку в итоге все упиралось в слишком дорогую электроэнергию, делавшей убыточной работу даже современного оборудования, установленного на Liepajas Metalurgs.

Тем не менее столь печальный background не остановил Greybull Capital. Тем временем на ее головном предприятии в Сканторпе вместо запланированных инвестиций в 170 млн фунтов стерлингов начали осваивать только 30% от этой суммы. Летом 2018 г. компания заказала немецкому машиностроительному концерну Primetals Technologies новый проволочный стан стоимостью 50 млн фунтов стерлингов.

При этом Greybull Capital отказалась от модернизации производства толстолистового проката, выставив на продажу соответствующее оборудование – которое простаивало с декабря 2015 г. и могло выпускать 600 тыс. т продукции в год. В итоге British Steel пришла к закономерному финалу: нынешней весной у нее не оказалось денег на покупку годовой квоты на выбросы парниковых газов – 130 млн фунтов стерлингов.

Из них 120 млн фунтов компания смогла получить от государства в виде экстренного займа, но и это ее не спасло. Еще 17 мая британские СМИ сообщили об успехе переговоров между владельцами и кредиторами British Steel – а уже 22 мая она перешла под внешнее управление.

Сами братья Мейохас в принципе не понесли особых потерь: напомним, компания досталась им за 1 фунт стерлингов. А вот дальнейшее будущее второго по величине стального производителя Великобритании выглядит довольно пессимистично в контексте продолжающейся тарифной политики властей страны в сфере электроэнергетики.

Вероятно, именно поэтому к покупке компании целиком никто не проявил интереса. По данным британских СМИ, потенциальные инвесторы готовы рассмотреть только зарубежные активы British Steel – ранее приобретенные у Ascoval и FNsteel. В таком случае комбинат Scunthorpe ждет закрытие, а 25 тыс. работников – увольнение. Ничего от такого развития событий не выиграет и британский бюджет, теряющий крупного налогоплательщика.

В Украине реализуется похожий сценарий: повышение налоговой нагрузки на предприятия горно-металлургического комплекса сопровождается непрерывным ростом тарифов госмонополиста ПАО "Укрзализныця".

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!