Подробнее Запомнить город


Как убивают железорудный экспорт

10.10.19
размер текста:

Попытки властей регулировать хозяйственную деятельность всегда приводят к одному и тому же результату. В разных странах. Примеры Ирана и Индии, где у государства в экономике колоссальный вес, позволяют спрогнозировать последствия от попыток необоснованного повышения налоговой нагрузки на железорудную отрасль Украины – в соответствии с законопроектом №1210, который сейчас готовится к рассмотрению Верховной Радой.

Иран: экспорт сошел на нет

Добыча железной руды в Иране растет параллельно с увеличением стальной выплавки: с 25,5 млн т в 2009 г. до 33 млн т по итогам 2015 г. Значительные объемы ЖРС при этом экспортировались: концентрат, кусковая руда и мелочь. С 21 марта по 22 августа текущего года, т.е. за 5 мес. по местному календарю, зарубежным покупателям отгружено 7,86 млн т. Это на 4,3% больше по сравнению с тем же периодом предыдущего года.

Однако на самом деле уже в августе за стандартный календарный месяц было зафиксировано падение на 23,4% в годовом сравнении, до 319 920 т – по поставкам в Китай, на который приходится 90% иранского железорудного экспорта. Далее в сентябре показатель рухнул до 129 534 т. Причиной стало введение официальным Тегераном 20% пошлины на экспорт железной руды.

Это привело к повышению на 20% отпускных цен и сделало иранскую продукцию неконкурентной на мировых рынках. Китайские трейдеры в комментариях СМИ отмечали, что уже нашли замену этим поставкам, переключившись на закупку руды в ЮАР.

"Основным преимуществом иранской руды является ее низкая стоимость. Если иранские цены повышаются от тарифов, они могут быть полностью заменены другими основными производителями руды", – сказал китайский трейдер, покупавший у Ирана от 2 до 3 млн т железной руды в год.

Совершенно очевидно, что то же самое будет и в случае принятия Верховной Радой законопроекта №1210, предусматривающего рост рентной платы за добычу железной руды в 4-5 раз. Только здесь, в отличие от Ирана, вместо введения экспортной пошлины используется повышение уже существующих налогов. Но результат, безусловно, будет тот же самый.

Правда, официальный Тегеран пошел на такой шаг осознанно: власти страны активно развивают собственную металлургическую промышленость. До конца 2020 г. анонсировано введение в эксплуатацию новых сталеплавильных мощностей на 10 млн т, общий показатель в таком случае достигнет 30 млн т. В связи с этим Министерство металлургии и горнодобывающей промышленности хочет остановить вывоз сырья под обеспечение своих будущих потребностей.

В Украине ситуация иная. Здесь в результаты войны на Донбассе утрачена часть металлургических предприятий – потребителей ЖРС. Они остались на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей. Железорудным горно-обогатительным комбинатам ничего не остается, кроме как экспортировать объемы продукции, не востребованной на внутреннем рынке. Заодно это приносит стране валютные поступления, необходимые для поддержания курса гривны. По итогам 2018 г. – 2,869 млрд долл., по данным Государственной фискальной службы Украины.

Кроме того, железорудные ГОКи обеспечивают работу смежным отраслям: железнодорожной и портовой. А транспортники, так же как и горняки, платят налоги, создают занятость населения, позволяя гражданам зарабатывать на жизнь у себя дома, а не в соседней Польше. Поэтому если депутаты Верховной Рады все же примут законопроект №1210 без учета предложений бизнеса – у нас будет реализован иранский сценарий с прекращением железорудного экспорта. И последствия для украинской экономики будут самые печальные.

Как подсчитали в Федерации металлургов Украины, в таком случае вместо дополнительных поступлений бюджет получит снижение на 3-4 млрд грн. за год – с учетом негативного влияния на работу смежных отраслей и неизбежного падения объемов добычи и экспорта железной руды.

Индия: последствия запретов

Правительство Индии уже много лет назад ввело пошлины на экспорт железной руды и постепенно повышало их до нынешнего значения в 30%. Мотивы у официального Дели примерно те же, что и в Тегеране: сохранить имеющуюся ресурсную базу под будущее развитие национальной металлургической промышленности. К 2030 г. в стране хотят выплавлять 300 млн т стали ежегодно.

Учитывая потенциал индийской экономики, обеспечивающей потребности населения в 1,373 млрд чел., цифра кажется не такой уж и фантастической. И тогда стремление тамошнего правительства остановить экспорт ЖРС выглядит логично. Но это только на первый взгляд, без учета реалий.

Дело в том, что сегодня добывающие мощности в Индии существенно превышают сталеплавильные. Поэтому в условиях фактического отсутствия экспорта из-за действия заградительной пошлины на площадках местных ГОКов скопились гигантские запасы готовой товарной продукции. По состоянию на начало октября текущего года они достигли 163 млн т.

В индийской Федерации горнодобывающей промышленности FIMI справедливо опасаются, что эти запасы станут препятствием для продления действующих лицензий на разработку железорудных месторождений. Срок их действия у большинства компаний заканчивается в марте 2020 г.

Со своей стороны, Министерству металлургической промышленности Индии в конце сентября удалось протолкнуть через местный Кабмин постановление, обязывающее власти штатов продлить действие разрешений по железорудным месторождениям – но только для госкомпаний. Таким образом, под вопросом остается дальнейшая судьба частных добытчиков.

Тем не менее у центрального правительства появилось понимание, что ситуацию завели в тупик (сами министры) и без восстановления железорудного экспорта разрулить ее никак не удастся. Поэтому для железорудной мелочи пошлину обнулили. Это позволило крупнейшему добытчику, госкомпании NMDC, в конце сентября снизить отпускную цену железорудной мелочи по зарубежным контрактам на 3 долл./т, до 35 долл./т. Ее примеру последовали остальные компании.

Таким образом индийским производителям ЖРС удалось восстановить конкурентоспособность на мировых рынках, отмечают эксперты. Данный пример наглядно иллюстрирует, насколько критичной для железорудной компании является дельта даже в 2-3 долл./т. И в случае принятия законопроекта №1210 повышение ренты фактически равносильно введению заградительной пошлины на экспорт ЖРС, одного из важнейших источников валютных поступлений для Украины.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!