Подробнее Запомнить город


Два урока из кейса Thyssenkrupp

06.12.19
размер текста:

Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.

Провальный год

Чистый убыток Thyssenkrupp за 2018-2019 ФГ вырос до 260 млн евро по сравнению с 12 млн евро за предыдущий период. Скорректировання доналоговая прибыль уменьшилась на 95%, до 31 млн евро.

Еврокомиссия, отклонившая в июне заявку на объединение Thyssenkrupp и Tata Steel Europe, здесь ни при чем – хотя бывшее руководство концерна и ряд экспертов отмечают срыв сделки (согласование которой растянулось на 3 года) как главный негативный фактор. Однако на самом деле индусы согласились на альянс с немецкой компанией не от хорошей жизни.

У европейского подразделения Tata Steel присутствуют те же самые кризисные симптомы, что и у Thyssenkrupp. Поэтому слияние двух крупных проблемных игроков в одного ничего в перспективе не решает. Единственным сиюминутным плюсом стало бы сокращение административных расходов.

Что же касается предполагавшегося частичного уменьшения численности персонала, то его обе компании могут провести и самостоятельно, без альянса. Собственно, это уже стоит на повестке дня. Новый генеральный директор Thyssenkrupp Мартина Мерц сразу после вступления в должность в середине октября объявила о предстоящем сокращении в 2020 г. около 6 тыс. работников.

Правда, категорически против такого антикризисного подхода выступили профсоюзы. И, учитывая их силу в Германии, новому менеджменту пришлось отложить презентацию антикризисной стратегии до середины декабря. В ее новой редакции анонсируются планы по увольнению 1,2 тыс. чел.

И самое главное, несостоявшееся слияние Thyssenkrupp и Tata Steel Europe никак не отразилось бы на объемах продажи новых автомобилей в ЕС. А как раз европейский автопром и является основным потребителем продукции данных компаний. Вместе с тем по итогам 2018-2019 ФГ продажи Thyssenkrupp в адрес автопрома в натуральном выражении снизились незначительно по сравнению с предыдущим фингодом: с 11,3 до 10,5 млн т. Такое сокращение абсолютно несопоставимо с обвалом финансовых результатов.

Инвестиции решают все

Кроме того, предыдущего генерального директора концерна Гвидо Керкхоффа упрекают в том, что он так и не смог провести реструктуризацию в рамках концерна: не выделил в отдельную независимую компанию подразделение по производству лифтов. На этом шаге долгое время настаивает ряд миноритарных акционеров – сейчас этого требуют уже и от М.Мерц. Однако на самом деле необходимость таких изменений не очевидна.

Лифтовое подразделение дает высокую прибыль и тем самым позволяет нивелировать текущие убытки сталелитейного производства за счет перекрестного субсидирования внутри концерна. А выделить его в отдельную компанию акционеры хотят с единственной целью: чтобы в дальнейшем вывести на IPO и таким образом получить приток свободного капитала.

Проблема финансирования дальнейшей деятельности Thyssenkrupp действительно стоит весьма остро. По данным председателя местного профсоюза Текина Насикколя, концерну необходимо 1,5 млрд евро инвестиций, чтобы восстановить конкурентоспособность металлургического производства. Однако правильно распорядиться имеющимся финансовым ресурсом – еще труднее, чем его привлечь.

В свое время, в 2000-х гг., концерн потратил 15 млрд евро на строительство металлургических заводов в Бразилии и США. В ноябре 2013 г. завод в Калверте (шт. Алабама) с годовой мощностью 5,5 млн т пришлось продать консорциуму ArcelorMittal и Nippon Steel за 1,55 млрд евро. С бразильским заводом Companhia Siderurgica do Atlantico на 5 млн т стальной продукции Thyssenkrupp расстался в феврале 2017 г., продав его итальянской группе Ternium SA за 1,26 млрд евро.

В эту сумму включены обязательства покупателей погасить долг CSA перед бразильским госбанком BNDES на 300 млн евро. Поэтому чистая выручка немецкого концерна от данной транзакции составила 960 млн евро. В целом же инвестиции в создание и развитие CSA принесли чистый убыток 8 млрд евро. Суммарные потери от попытки выйти на североамериканский и южноамериканский рынок – не менее 11,45 млрд евро.

И главная ошибка предыдущего менеджмента Thyssenkrupp даже не в том, что они зачем-то полезли в Западное полушарие – вместо того, чтобы сосредоточиться на укреплении позиций на традиционном для себя европейском рынке. Даже если сделать поправку на ажиотаж в стальной отрасли, который наблюдался в середине 2000-х, – то по крайней мере, немцам не было смысла сразу вкладываться в создание столь крупных предприятий общей мощностью 10,5 млн т в год.

Для начала стоило ограничиться более скромными пилотными проектами – а дальше смотреть, как пойдет. Ну а вторая стратегическая ошибка стала следствием первой. Когда на фоне накопления убытков от американских инвестиций руководство концерна ввело программу жесткой экономии на европейских заводах. В рамках курса на сокращение расходов были основательно урезаны инвестпрограммы. Именно это и стало причиной снижения конкурентности продукции Thyssenkrupp, по мнению профсоюзов.

Из этого следует, что снижение расходов – не всегда самый верный ответ на стоящие перед компанией рыночные вызовы. И даже если их сокращать, то надо точно знать, где это можно сделать – а где категорически нельзя. Сейчас концерн пытается исправить ситуацию. В частности, в ноябре началось строительство новой линии горячего цинкования на комбинате в Дортмунде мощностью 600 тыс. т в год и стоимостью 300 млн евро. На фоне уже понесенных невосполнимых затрат это, по сути, совсем небольшая сумма. Но этого, конечно же, мало для восстановления прежних позиций.

Кроме того, Thyssenkrupp решил улучшить сбытовые позиции за счет покупки крупной немецкой металлотрейдерской компании Kloeckner&Co., переговоры о которой велись нынешним летом. Опять же, быстрого эффекта от этих мер ждать не стоит. Тогда как акционеры, особенно миноритарии, требуют улучшений здесь и сейчас. Сложно сказать, справится ли с этими задачами М.Мерц.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!