Попытка № 5 создать независимого регулятора в сфере транспорта

Публікації

О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.

Многочисленное количество раз проект закона, который бы предусматривал создание независимого регулятора на транспорте, ранее уже вносился в украинский парламент. Хотя на голосование, даже в первом чтении, он так ни разу и не попал.

Небольшой экскурс в историю. Так еще в первом полугодии 2012 правительство под руководством Николая Азарова внесло два проекта, которые предусматривали создание независимого арбитра между потребителями и природными монополиями в сфере транспорта (проект Закона о государственном регулировании деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспорта; Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственного регулирования и управления в сфере транспорта и дорожного хозяйства).

Затем в январе 2016 правительство Арсения Яценюка также инициировало внесения депутатам своего законопроекта о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта.

Далее тема нашла свое продолжение в каденцию правления Владимира Гройсмана, и он также внес в мае 2016 в парламент свой законопроект о независимом регуляторе в сфере транспорта.

Следом эстафету подхватило правительство Алексея Гончарука, которое в конце 2019 года внесло Проект Закона о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта.

Так, 7 мая 2020 Министерство инфраструктуры Украины выступило с инициативой создания независимого регулятора на транспорте, разместив на своем сайте проект Закона "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирования в сфере транспорта" (далее – НКРТ), которая должна обеспечить государственное регулирование деятельности на рынках естественных монополий и смежных рынках в сфере транспорта, по вопросам формирования ценовой (тарифной) политики и определены принципы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий и смежных рынков с участием субъектов естественных монополий в сфере транспорта.

В идеале – задача этого органа – убрать политическое давление на процесс установления тарифов и убрать скрытое субсидирование через управленческие механизмы отдельных игроков рынка.

Что же можно увидеть по факту, прочитав соответствующий проект нормативного акта? Основное- поскольку назначение на должность членов регулятора осуществляется по результатам открытого конкурсного отбора, который проводит конкурсная комиссия по отбору кандидатов в количестве всего 5 человек, которых определяет Кабинет министров по представлению Министерства инфраструктуры, и в силу отсутствия возможности предоставить своих представителей, например Верховной Радой, Антимонопольным комитетом, общественности и др. ставит под сомнение независимость НКРТ и свидетельствует о реальной возможности влияния на нее со стороны Мининфраструктуры.

При этом основания для увольнения главы и членов регулятора в проекте не отображены. Модель финансирования регулятора исключает наличие независимости, поскольку размер финансирования НКРТ ставится в прямую зависимость от уровня чистого дохода субъектов естественной монополии, и игроков на смежных рынках.

Необходимо отметить, что дискуссионной является норма проекта о том, что НКРТ должна устанавливать цены и тарифы для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках и осуществлять государственный надзор (контроль) за соблюдением этими субъектами таких тарифов. При этом перечень видов деятельности на смежных рынках устанавливает КМУ, а не закон. То есть, предложенная концепция противоречит цели создания независимых регуляторов, деятельность которых зачастую направляется на регулирование монопольных, а не конкурентных рынков.

Ответственность регулятора за принятые решения в проекте прописана размыто, поскольку отсутствует персональная ответственность Председателя и членов регулятора, в частности, за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, при отсутствии в проекте оснований для их увольнения. Все это может приводить к злоупотреблениям и продолжению давления на бизнес.

В проекте отсутствуют положения о демократизации власти и согласования интересов государства и субъектов регулирования поскольку не предусмотрено функционирование Общественного Совета и не раскрыты принципы прозрачности.

Закономерно у потребителей транспортных услуг могут возникнуть опасения, что модель НКРТ, предложенная Министерством инфраструктуры Украины не обеспечивает реальной независимости этого органа. Модель финансирования может способствовать установлению более высоких тарифов. А отсутствие общественного совета при НКРТ – это существенный шаг назад на пути демократизации.

Остается надеяться, что законопроект перед подачей в парламент все же претерпит ряд корректировок и внесется в Верховную Раду уже намного более приемлемым для потребителя. В современных условиях крайне нужен такой орган, который, с одной стороны, сможет контролировать тарифы, с другой стороны – контролировать инвестиции и проведение модернизации монополистами.

Анна Долгих, адвокат, старший партнер АО "Лекс енд Баклер"

МинПром

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢