Подробнее Запомнить город


С огнем не шутят: как локализация сохранит производство пожарной техники

08.10.20
размер текста:

Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.

Как известно, сегодня в Украине есть четыре основных производителя пожарных автомобилей. Это, хорошо известная еще со времен СССР прилукская "Пожспецмаш, "Пожмашина", киевская компания ТИТАЛ, а также Кременчугский автомобильный завод.

Спектр выпускаемой продукции достаточно широкий и покрывает практически все запросы украинских пожарных. Как правило, украинские производители используют в производстве импортные шасси. "Объявляя тендеры, заказчики часто регламентируют, какие шасси они хотят видеть. Сегодня это, как правило, MAN, МАЗ, Iveco. Если бы в Украине была централизованная государственная политика, что шасси нужно использовать только украинского производства, то и отечественный производитель подтянул необходимые заказчику требования. А сегодня он их не выдерживает, потому что заказов на украинские шасси мало и, соответственно, меньше возможностей инвестировать в развитие", - говорит гендиректор компании "Пожмашина" Олег Аверьянов.

Вместе с тем минимум треть, а зачастую и больше, в стоимости производимой пожарной техники приходится на покупку комплектующих, произведенных в Украине, говорит О.Аверьянов. Причем некоторые из них настоящий хайтек. Например, черниговская компания "Тера" разработала сенсорную панель вместе с интерфейсом, при помощи которой водитель пожарной машины может, не выходя из кабины, контролировать все процессы, происходящие в автомобиле.

Интересно, что последние достижения отечественных производителей пожарной техники были бы невозможны без государственного заказа. "Украинская пожарная техника стала конкурентной благодаря тому, что три года подряд в государственном бюджете строкой было прописано 600 или 700 млн. грн. на закупку пожарной техники отечественного производства, – подчеркивает генеральный директор Федерации работодателей Украины Руслан Ильичев. – Эта прямая статья госбюджета позволила за три года встать на ноги нашим производителям и привлечь украинских производителей комплектующих, которые тоже стали развиваться".

"На примере нашего предприятия хорошо видно, что значит, когда государство стабильно размещает у нас заказы. Мы всю прибыль вложили в развитие: провели серьезную модернизацию, создали новые рабочие места, купили новое оборудование, внедрили систему управления производства и систему управления продажами. Провели обучение персонала, подтянули уровень качества нашей продукции", - рассказывает О.Аверьянов.

Тем не менее, сказать, что у украинских производителей пожарной техники все безоблачно, нельзя. Во-первых, все сильнее обостряется конкуренция с иностранными производителями, которые выходят на украинский рынок. О.Аверьянов обращает внимание на то, что имея доступ к дешевым кредитам, иностранные производители имеют возможность демпинговать на рынке. "У западных производителей есть возможность взять дешевый кредит под 2-3%. У нас ставка по кредитам 20-30%, а под такой процент уже невыгодно покупать новое оборудование. Более того, сейчас их вообще практически не выдают, и если я хочу получить кредит, то должен еще заложить себя, и своих детей", - эмоционально сказал он.

Вторая немаловажная угроза – планы правительства взять товарный кредит в Австрии в 250 млн евро на покупку пожарной техники. Как отметил член совета директоров Союза украинских предпринимателей Александр Соколовский, это полностью закроет все потребности Украины в пожарной технике на 10 лет. "Значит, все эти годы ничего из этой техники закупаться в Украине не будет! И предприятию остаётся только сдохнуть. Можно конечно пробиваться на европейский рынок, но никто нас там не ждет - и это отдельная история, как в Европе (несмотря на то, что производство сертифицирована по системе ISO согласно евростандартов) научились не пускать нашу пожарную технику, которая по ценам ниже и по качеству не уступает", - сказал он.

Впрочем, пока данная информация не получила окончательного подтверждения. На днях премьер-министр Украины Денис Шмыгаль во время поездки в охваченную пожарами Луганскую область категорически заявил, что о закупке пожарной техники у Австрии вообще речь не идет. Однако глава украинского правительства уже был замечен в высказывании весьма противоречивых утверждений. Например, изначально премьер поддерживал инициативы по локализации машиностроительной продукции в Украине, но потом в Брюсселе внезапно заявил, что проголосованный украинским парламентом в первом чтении законопроект " не соответствует некоторым параметрам соглашения об ассоциации, поэтому правительство будет настаивать на корректировке".

В то же время украинские производители пожарной техники надеются, что Верховная Рада найдет в себе силы принять во втором чтении законопроект о локализации. "Главное, что получит и наше предприятие и вся машиностроительная отрасль – это возможность стабильных заказов, возможность проводить долгосрочное планирование, возможность наращивать производственные мощности", - подчеркивает О.Аверьянов.

В свою очередь Р.Ильичев акцентирует на том, что если законопроект №3739 будет принят в нынешнем его виде, то в украинском машиностроении будет сохранено 200 тысяч рабочих мест и создано 60-100 тысяч новых. "Экономический эффект от этого может быть колоссальный. Простой пример – сегодня мы видим, что по позициям локализации машиностроительной продукции около 70 компаний с конечным продуктом и около 4 тысяч производителей комплектующих. Среди них есть и большие производители как "Электротяжмаш" и Хартрон, но большая их часть это в основном малый и средний бизнес. Расчеты, данные в законе, достаточно прогнозируемые и подсчитаны правильно", - утверждает гендиректор ФРУ.

Василий Январев

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!