Подробнее Запомнить город


Как Министерство инфраструктуры подставляет под удар Укрзализныцю

23.10.20
размер текста:

Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.

Напомним вкратце основные положения новой "реформы" от Министерства инфраструктуры – с 31 декабря текущего года предлагается установить граничный срок службы грузовых вагонов и в дальнейшем каскадно его понижать. Например, для полувагонов, которыми перевозится наибольшее количество грузов по украинских железных дорогах, предлагается установить планку 33 года с дальнейшим ее понижением к 1 января 2029 года до 22-х лет. Все вагоны старше этого срока уходят в металлолом.

По замыслу инициаторов это должно привести к обновлению подвижного состава украинских железных дорог, часть которого действительно порядком изношена. Однако в украинских реалиях данная инициатива в первую очередь приведет к жесточайшему вагонному дефициту в стране.

Причем главным пострадавшим станет сам национальный перевозчик – из планируемых следующем году к списанию 12,6 тысяч полувагонов, 7,5 тысяч принадлежат "Укрзализныце". А это, между прочим, четвертая часть ее собственного парка полувагонов. По оценкам Федерации работодателей транспорта Украины до 2028 года "Укрзализныця" будет вынуждена списать 21 тысячу полувагонов и все 11 тысяч зерновозов.

А вот будут ли у "Укрзализныци" деньги для закупки вагонов на замену списанным – большой вопрос. Объемы перевозок по железной дороге падают – например, за первые три квартала 2020 года они сократились на 13,3%. Соответственно падают и доходы железной дороги. Так, по итогам первого полугодия "Укрзализныця" получила убыток в размере 8,79 млрд грн, в то время как в январе-июне 2019 года компания зафиксировала 1,065 млрд грн чистой прибыли.

"Эта разница обусловлена определенным падением экономики и остановкой пассажирских перевозок, что произошло в первом полугодии. Сейчас денег у "Укрзализныци" нет, и откуда они появятся, если появятся вообще - этот вопрос вызывает большие сомнения. Потому что вновь повышать тарифы для грузоотправителей в нынешней ситуации политически нецелесообразно и невозможно", - пояснил глава ФРТУ Владимир Гусак.

По оценкам профильной ассоциации транспортников, принудительное списание такого количества вагонов в 2021-2022 годах приведет к падению перевозок в размере 60 млн тонн в год. Для украинской железной дороги это потеря еще 15 млрд грн, и не только из-за недостатка собственных вагонов, а потому, что не будет использоваться ее инфраструктура, ее локомотивы для перевозки вагонов других собственников.

Таким образом "Укрзализныця" явно не найдет больших денег на покупку новых вагонов. У частных владельцев подвижного состава этих денег тоже нет. По последним данным Государственной службы статистики по итогам первых трех кварталов 2020 года объемы промышленного производства в Украине сократились на 7%.

"Металлургия в прошлом году понесла убытки более 32 млрд грн. В этом году по итогам первого полугодия убытки металлургов превысили показатель первой половины прошлого года. Кризисная ситуация никуда не ушла, более того мы сейчас наблюдаем усиление карантинных мер, чем это закончится совершенно непонятно, поэтому сейчас принимать решение которое еще больше удорожит деятельность реального сектора экономики абсолютно недопустимо", - отметил президент Объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков.

Он подчеркнул, что согласно обнародованным планам Министерства инфраструктуры в целом планируется к списанию 63 тысячи вагонов, а на закупку такого же количества новых потребуется 93 млрд грн. По мнению А.Каленкова, в сегодняшних экономических условиях, и у грузоотправителей и у самой "Укрзализныци" есть более важные статьи расходов. "Для "Укрзализныци" это, прежде всего тяга, расшивка узких мест направления инфраструктуры, те направления инвестиций, которые дадут намного больший эффект. Вместо этого и "Укрзализныця" и частные владельцы будут вынуждены инвестировать в покупку новых вагонов", - уверен президент "Укрметаллургпрома".

В свою очередь глава ассоциации "Укрцемент" Павел Качур также отметил, что цементники сегодня не готовы вкладывать средства в покупку новых вагонов. "Раньше мы много вкладывали в цементовозы – у наших производителей больше тысячи собственных вагонов, но в этот период мы должны быть вдвое более осторожными, - сказал он. – Украина, как и весь мир в кризисе, мы думаем как нам сейчас лучше с минимальными потерями выйти из этой ситуации чтобы мы не загубили наши предприятия и не закрыли рабочие места".

Наиболее острой критике со стороны промышленников и аграриев подверглась сама идея списания грузовых вагонов только лишь по сроку их службы. В частности П.Качур называет данное требование нелогичным и непонятным. "Если мы говорим про вагон, то в первую очередь для безопасности важно его техническое состояние, а не год выпуска. Потому что год выпуска может быть и большим, а техническое состояние хорошим, а может быть и наоборот. Доминантой должно быть техническое состояние вагона, и политика должна быть направлена на то, чтобы это техническое состояние улучшалось", - сказал он.

С мнением главы "Укрцемента" согласен и исполнительный директор Украинской зерновой ассоциации Сергей Иващенко. "Именно техническое состояние, а не возраст, должно быть тем фактором, который определяет – списывать вагон или нет", - уверен он.

Интересен и тот факт, что Министерство инфраструктуры предлагает скопировать российскую модель модернизации подвижного состава, в то время как наша страна вообще-то интегрируется в Европейский Союз, где для вагонов вообще нет ограничений по сроку службы. То есть вагон в странах ЕС ездит по дорогам ровно до тех пор, пока это позволяет его техническое состояние. А российскую модель, при которой вагоны списывались по возрасту, на самом деле нельзя назвать слишком удачной – в частности на рынке наблюдался и дефицит подвижного состава, а также и рост ставок на пользование вагонами, отмечает В.Гусак.

Кроме того российская модель все таки представляла собой госпрограмму с механизмами стимулирования при покупке новых вагонов. В частности с мая 2016 года операторам компенсировали по 300 тысяч рублей (около 4,5 тысячи долларов по тогдашнему курсу) за единицу подвижного состава. Кроме того был введен пониженный тариф на порожний пробег инновационных вагонов.

В Украине же сегодня ничего подобного со стороны Министерства инфраструктуры не предлагается – просто административное решение взять и ограничить срок службы вагона привязываясь к году его выпуска, отмечает вице-президент Союза химиков Украины Игорь Гольченко. "Это, примерно, как прийти к гражданину и сказать – у тебя машина старая, тебе нужно купить новую. Но если машина ездит и она исправна?", - сказал он.

Представители профильных ассоциаций, участники которых перевозят около 80% грузов по украинским железным дорогам, также выразили уверенность, что для обновления парка грузовых вагонов государству гораздо целесообразнее использовать такие механизмы господдержки и госзаказа, а также предоставления льготных кредитов для вагоностроительных предприятий. Но чего не стоит делать, так это пытаться решать проблемы вагоностроителей за счет других отраслей украинской экономики. В нынешних экономических условиях это не выход, а лишь создание новых трудностей и для украинской промышленности и для самой "Укрзализныци".

Василий Январев

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
12.05.21, Ярослав Ярош
29 апреля президент Владимир Зеленский подписал закон, снимающий ограничения на продажу объектов большой приватизации в период пандемии. 1 мая закон вступил в силу. Фонд госимущества намерен заработать на этой распродаже 12 млрд грн в текущем году и провести первые аукционы уже летом. Но ожидания и реальность совпадают нечасто. Украинский опыт большой приватизации доказывал это не раз.
23.04.21, Ярослав Ярош
В середине апреля Лакшми Миттал, глава глобального стального холдинга АrcelorMittal, лично приехал в Киев. По итогам визита был подписан меморандум о так называемом "стальном миллиарде". Согласно документу, комбинат "АrcelorMittal Кривой Рог" инвестирует 1 млрд долл. в проекты, направленные на экологизацию своего металлургического цикла. Раньше бывало, что из офиса АМКР звучали декларации и о более крупных суммах. Но эта хотя бы написана пером.
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!