Подробнее Запомнить город


Локализация в Украине: как поможет магическая таблетка

15.12.20
размер текста:

Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.

Что такое локализация и зачем она нужна Украине?

Что представляет собой локализация простыми словами? Это доступ иностранного производителя на свой внутренний рынок, но с условием – разместить часть заказов на местных предприятиях. Инструмент этот не нов и используется во многих странах мира, в частности в Европейском Союзе, в Соединенных Штатах Америки и многих других. Очень успешно для развития промышленности локализацию использовал Китай, а на постсоветском пространстве есть совершенно поразительный пример Узбекистана, который при помощи данного инструмента позволил с нуля создать в стране такую отрасль как автопром.

К сожалению, в Украине на локализацию обратили внимание гораздо позже других стран. Да и в целом с инструментами поддержки промышленности в нашей стране дела обстоят не очень хорошо. Например, у наших ближайших соседей – Польши и Турции – для промышленников предусмотрены и льготные кредиты и кредиты под госгарантии, свободные экономические зоны, гранты предприятиям, инвестиционные стимулы и индустриальные парки. В Украине всего этого просто нет и поэтому неудивительно, почему наши соседи представлены на внешних рынках готовой продукцией, а мы – сырьем и полуфабрикатами.

"Локализация один из широко распространенных в мире инструментов поддержки перерабатывающей промышленности. Промышленность дает в Украине работу примерно 2,5 миллионам людей. То есть это сфера массовой занятости. Зарплаты в промышленности выше, чем в остальных сферах экономики за исключением финансового сектора, IT, авиации и обороны. И главное – занятость в промышленности имеет высокий мультипликативный эффект на другие сферы. Кроме того, промышленность — это сфера легальных зарплат, что очень важно для местных бюджетов. Не секрет, что в тех городах, где есть развитая промышленность местные бюджеты гораздо больше, чем в остальных. Чтобы в Украине пропадала бедность, мы должны проводить политику в интересах своей промышленности и ключевой целью такой политики должно быть создание рабочих мест в нашей стране", - подчеркнул один из авторов законопроекта о локализации, заместитель главы парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский.

Что поменяли в законопроекте ко второму чтению?

Принятие Верховной Радой в июле текущего года первой редакции законопроекта о локализации вызвало ряд критических заявлений со стороны западных партнеров Украины. Главная их суть замечаний сводилась к тому, что якобы наша страна нарушает взятые на себя обязательства в рамках Соглашения об ассоциации и Соглашения ВТО о государственных закупках.

В ответ Д.Кисилевский подчеркивает, что, когда Украина подписывала свои международные соглашения не было ни аннексии Крыма, ни военных действий на Донбассе и эти чрезвычайные обстоятельства как раз содержаться в пунктах исключений из международных соглашений, к которым наша страна имеет право апеллировать. Кроме того, он обратил внимание западных партнеров Украины на то, что критика намерений нашей страны развивать свою собственную промышленность толкает определенную часть общества в сторону России. "Я думаю, что у них нет такой цели – отталкивать украинцев от стратегического вектора сотрудничества с ЕС и поэтому такое давление на нашу страну осуществлять не стоит", - уверен он.

Тем не менее, некоторые замечания заинтересованных сторон были учтены и нашли свое отражение в подготовке документа ко второму чтению. В частности требования локализации в новой редакции стали более плавными. Если изначально предлагалось ввести сразу степень локализации на уровне 25-35%, то теперь предлагается начать в 2021 году с всего 10% с ежегодным повышением на 5% до отметки 40% на которой она будет оставаться в течение 10 лет действия данного закона.

Директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк сообщил о том, что ранее представители Американской торговой палаты называли требование локализации на уровне сразу в 25% сложным с точки зрения экономических процессов. "Но если они видят нормальный градуированный переход, то они это принимают целиком нормально. По моему мнению, это разумный рациональный компромисс, который в данной ситуации возможен", - сказал он.

"Мы сделали некоторые послабления в тех требованиях локализации, которые предлагались к первому чтению, но суть идеи от этого не изменилась, - подчеркивает Д.Кисилевский. – Более плавное увеличение требований локализации позволит большему количеству производителей заходить на украинский рынок, увеличится время на поиск партнеров для поставок комплектующих, производственных площадок и т.д., поэтому это позволит привлечь большее количество производителей к участию в этой производственной деятельности".

Также ко второму чтению законодатели унифицировали уровень локализации по всем категориям товаров – теперь они все одинаковые, добавили позиции, связанные с авиационной отраслью, и предложили использовать существующую формулу оценки уровня локализации сельхозтехники, которая используется Министерством экономики с 2017 года и зафиксирована постановлением Кабинета министров.

Еще одно важное нововведение заключается в том, что Кабинет министров получает право по согласованию с профильным комитетом Верховной Рады увеличивать на 10% и уменьшать на 5% требование уровня локализации для отдельной категории товаров не следующий год, а также формировать дополнительный перечень продукции на которые будет распространяться требование локализации. Кроме того, на конкретную закупку, например касающуюся уникальной техники, которая не производится в Украине, правительство сможет понижать уровень локализации до нуля. Но, не злоупотребляя данным правом.

Каковы экономические выгоды законопроекта о локализации?

Свои экономические расчеты относительно эффекта от принятия законопроекта о локализации уже представили аналитический центр Федерации работодателей Украины, Центр развития рыночной экономики CMD-Ukraine, "Укрпромвнешэкспертиза", Growford Institute и аналитический центр Industry4Ukaine.

По оценкам председателя правления Центра развития рыночной экономики CMD-Ukraine Игоря Гужвы, принятие законопроекта о локализации приведет к росту ВВП на 3,9% в течение пяти лет. При этом рост продукции перерабатывающей промышленности составит 10,7%, поступления в бюджет вырастут на 8,2%, будет сохранено 200 тыс. и создано 62,5 тыс. рабочих мест, а импорт сократится на 13,2%.

Эксперт Growford Institute, доктор экономических наук Константин Швабий выразил уверенность, что если имплементировать положения, лежащие в основе законопроекта, то мультипликативный эффект можно ожидать на уровне + 0,5% ВВП в год, соответственно через 3-5 лет можно ожидать до 3% прироста.

В свою очередь В.Власюк рассказал, что в своих расчетах "Укрпромвнешэкспертиза" учитывала Cost&Benefit анализ, то есть возможные действия контрагентов, достижения, которые будет иметь Украина и отечественные предприятия. "Баланс показывает в пользу законопроекта, - отмечает эксперт. – Валовый выпуск за 10 лет составит 375 млрд грн., будет создана валовая добавленная стоимость 121 млрд грн. С этой добавленной стоимости фонд зарплаты, который получат украинцы – 86 млрд грн, будет сохранено 59 тыс. рабочих мест, налоги в бюджет составят 38 млрд гривен".

Хорошие сапоги, надо брать!

Народный депутат Д.Кисилевский отмечает, что законопроект о локализации не является "магической таблеткой", который сразу же исправит состояние дел в украинской экономике. Но это первый важный шаг со стороны государства, направленный на вывод из кризиса украинского машиностроения.

"Изменения в закон о публичных закупках – это только один шаг в глобальном движении, который должна сделать страна, чтобы развернуться в направлении индустриального развития", - подчеркивает В.Власюк. – Путь в ЕС лежит через современное индустриальное развитие, потому что сейчас такой колоссальный разрыв в экономике и благосостоянии между нашей страной и Европой, что если его не сократить, то Украина в ЕС никогда не попадет. В бедной стране не будет правовых институтов, которые требует от нас ЕС, не будет среднего класса, не будет экономических свобод".

Уже сегодня уровень проникновения импорта в публичные закупки в Украине составляет 38%, в то время как в ЕС и США – 5-8%. Причем если Украина не примет закон о локализации, то в будущем этот показатель для нашей страны будет только ухудшаться. "В следующем году эти закупки вырастут до 33,4 млрд грн по тем видам продукции, которая попала в законопроект. Если сохранится теперешняя тенденция, то уровень проникновения импорта еще вырастет до 70%", - отмечает В.Власюк.

Вывод из сложившейся ситуации можно сделать только один – локализация для украинской промышленности необходимый шаг ее выживания. В противном случае мы рискуем дождаться окончательной деградации отечественного машиностроения и навсегда законсервировать сырьевую структуру экономики.

Василий Январев

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
12.07.21, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" является крупнейшим работодателем страны, но при этом не самым крупным плательщиком налогов и далеко не самым прибыльным предприятием. За прошлый год "Укрзализныця" понесла более 12 млрд грн убытков. В парламенте даже создали временную следственную комиссию (ВСК) для проверки и оценки состояния компании. Недавно она обнародовала промежуточные итоги своей работы. По словам главы комиссии Юлии Гришиной, сейчас ситуация с УЗ близка к катастрофе. Давайте просмотрим почему.
22.06.21, Ярослав Ярош
В 2021 году наряду с уверенным ростом цен на большинство сырьевых продуктов, вверх рвонули и котировки на ключевые виды энергоносителей – нефть, газ, уголь. К середине года они уже превысили допандемический уровень. И пока не собираются остановиться. Такой рост – хороший сигнал для глобальной экономики, косвенно показывающий, что она идет на поправку, но плохой – для энергозависимых стран.
16.06.21, Василий Январев
Недавняя пролонгация пошлины на металлолом не сдержала его массовый экспорт из Украины. Уже летом металлурги могут столкнуться с дефицитом лома и останавливать сталеплавильные мощности, если власти страны не примут дополнительных мер защиты своих производителей.
28.05.21, Ярослав Ярош
22 мая российское трубоукладочное баржа "Фортуна" вошла в немецкие территориальные воды, чтобы протянуть по дну Балтики последние 28 км второй очереди газопровода "Северный поток". Исходя из средней скорости работы судна (460 м/сутки), можно ожидать, что где-то к середине лета СП-2 будет полностью проложен. Не стоит питать иллюзий: остановить его постройку уже не получится. Украине надо думать над тем, как минимизировать последствия.
12.05.21, Ярослав Ярош
29 апреля президент Владимир Зеленский подписал закон, снимающий ограничения на продажу объектов большой приватизации в период пандемии. 1 мая закон вступил в силу. Фонд госимущества намерен заработать на этой распродаже 12 млрд грн в текущем году и провести первые аукционы уже летом. Но ожидания и реальность совпадают нечасто. Украинский опыт большой приватизации доказывал это не раз.
23.04.21, Ярослав Ярош
В середине апреля Лакшми Миттал, глава глобального стального холдинга АrcelorMittal, лично приехал в Киев. По итогам визита был подписан меморандум о так называемом "стальном миллиарде". Согласно документу, комбинат "АrcelorMittal Кривой Рог" инвестирует 1 млрд долл. в проекты, направленные на экологизацию своего металлургического цикла. Раньше бывало, что из офиса АМКР звучали декларации и о более крупных суммах. Но эта хотя бы написана пером.
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!