Подробнее Запомнить город


Морские торговые порты Украины: проблемы и перспективы

24.11.08
размер текста:

Перевалочные мощности украинских портов постепенно приближаются к своему предельному значению. Например, Одесский МТП при максимальной годовой мощности в 38 млн тонн за 10 мес. 2008 года уже обработал 29,1 млн тонн грузов, что на 11,4% превышает показатель за соответствующий период 2007 года. Еще больший темп прироста наблюдается по контейнерной перевалке, которая в ближайшие 5-10 лет рассматривается как наиболее перспективное направление морской логистики – на 30% ежегодно. Аналогичная ситуация по другим ключевым портам – Илличевскому и Мариупольскому. В целом 20 украинских МТП за 10 мес. обработали 112,5 млн тонн грузов, что на 9,5% больше, чем в 2007 году. Снижение по продукции ГМК компенсировалось, прежде всего, за счет зерна и наливных грузов.

Дальше – больше. ''Укрморречфлот'' прогнозирует к 2015 году увеличение перевалки грузов в портах с нынешних 127 до 236 млн тонн. А Минтранссвязи ожидает еще больший рост – до 286 млн тонн, по оценке заместителя главы ведомства И.Урбанского. В связи с указанным обстоятельством актуальным представляется строительство новых причалов и перевалочных терминалов в существующих портах. Отказавшись от идеи приватизации МТП, государство сегодня предлагает частным компаниям сотрудничество на основе инвестиционных договоров. При этом только в Одесском порту до 2010 г. планируется реализовать 8 инвестпроектов на 1,5 млрд долл., дополнительно увеличив пропускную способность Одесского МТП на 36 млн тонн, т.е. практически вдвое. Речь идет о строительстве Сухого терминала, дальнейшем развитии порта в районе Практичной гавани, а также строительстве контейнерного терминала в районе Карантинного мола.

В Бердянском МТП также предполагается строительство восьми контейнерных терминалов стоимостью 22,2 млн долл., при этом 15,5 млн долл. планируется привлечь в виде инвестиций частных инвесторов. По расчетам администрации порта, это позволит в дальнейшем получать годовой доход в сумме 5,9 млн долл. и увеличить обработку контейнерных грузов до 300 тыс. тонн в сутки. Общий же объем инвестиций в развитие портовой инфраструктуры в 2008-2015 гг., по оценкам Минтранссвязи, составляет 10 млрд долл., что позволит, в частности, увеличить пропускную способность Ильичевского МТП с 32 до 40 млн тонн, а портов Дунайско-Бугского региона - в 3,1 раза, до 60 млн тонн. Программа модернизации украинских МТП также предусматривает до 2015 г. углубление подходящих каналов с 12,5 до 13,5 м, что позволит принимать в портах суда большего водоизмещения.

Отдельного разговора заслуживает крановое хозяйство в МТП, состояние которого можно с полным основанием расценивать как ''критическое''. Степень износа портовых кранов, по данным Минтранссвязи, в настоящее время составляет 95%, а к 2015 г. достигнет 100%. Всего в Украине насчитывается 595 портовых кранов, из которых 100 нуждаются в замене в ближайшие два-три года. Их средний возраст составляет 29 лет. Учитывая, что стоимость одного нового портового крана колеблется в пределах 1,5-2,0 млн евро, получается, что в 2009-2011 гг. на эти цели необходимо освоить около 200 млн евро. А всего до 2015 г. – 1,2 млрд евро. Модернизация кранового хозяйства могла бы существенно повысить конкурентоспособность украинских портов в сравнении с российскими, румынскими и болгарскими портами. Кстати, неудовлетворительное состояние кранового хозяйства было одной из основных претензий Минтранссвязи в адрес стивидорных компаний, работающих в портах на основании арендных договоров и договоров о совместной деятельности.

Из собственных средств МТП в 2007 г. вложили в модернизацию парка портовых кранов 18,6 млн грн. Понятно, что при таких темпах рассчитывать лишь на свои силы не приходится. Даже теоретически, при условии, что всю свою прибыль порты направят только на покупку новых кранов. Например, Одесский МТП в 2008 году согласно финплану должен получить 121 млн грн. чистой прибыли, что по нынешнему курсу составляет менее 20 млн долл. Получается, что за 7 лет порт сможет инвестировать в крановое хозяйство не более 140 млн долл., при этом напрочь забыв, например, о модернизации железнодорожных путей на своей территории. Реальная же сумма капвложений Одесского МТП согласно финплану-2008 и того меньше – 100 млн грн. Иными словами, без частных инвестиций украинским портам никак не обойтись.

Между тем, как сообщил ''Минпрому'' источник в транспортном ведомстве, ''в настоящее время инвесторы не очень охотно интересуются подобными проектами''. И причина не только в мировом финансовом кризисе, но и в отсутствии простых и понятных правил игры на украинском рынке. Возможно, определенную ясность здесь могло бы внести принятие закона ''О морских портах'', который уже прошел в парламенте первое чтение. Документом, помимо прочего, предусматривается невозможность приватизации либо передачи в аренду специализированного имущественного комплекса порта. Его также нельзя будет отдавать в залог при получении банковского кредита. Вместе с тем урегулируются отношения между частными компаниями и государственной портовой администрацией. Последней запрещается вмешиваться в хоздеятельность операторов (за исключением чрезвычайных случаев), а также устанавливать для них условия деятельности, ухудшающие положение по сравнению с госпредприятием. Например, для стивидорных компаний запрещается устанавливать тарифы на водо-, тепло- и электроснабжение выше, чем для подразделений портовой госадминистрации. По всей вероятности, этот закон будет окончательно принят Верховной Радой в первой половине 2009 г.

В качестве еще одного обсуждаемого направления для инвестиций можно остановиться на развитии припортовых элеваторов. Сегодня их пропускная способность позволяет экспортировать до 25 млн тонн зерна, по данным Украинской зерновой ассоциации. В 2001 г. этот показатель составлял 7 млн тонн. Учитывая, что за фактический экспорт зерновых культур никогда не превышал 15 млн тонн, можно сделать вывод, что зернотрейдеры инвестировали средства в припортовую инфраструктуру на долгосрочную перспективу. Поскольку для выхода на объемы экспорта зерна в 25 млн тонн необходимо увеличить его урожаи до 60 млн тонн – чего в кратко- и среднесрочной перспективе ожидать не приходится. Тем не менее, льготы под строительство новых элеваторов Кабмин в 2008 г. предоставил (в том числе и по частичной компенсации ставок по банковским кредитам), поэтому не исключено, что кто-то в портах решит этим стимулом воспользоваться.

Гораздо более проблематичной в нынешних условиях выглядит реализация ранее задекларированных планов по новым морским портам в Азовском море. Планы по строительству таковых в разное время озвучивали такие крупные корпорации как Индустриальный союз Донбасса (совместно с АрселорМиттал Кривой Рог) и Метинвест Холдинг. Уже упомянутый финансовый кризис заставил компании отложить эти проекты на неопределенный срок. Также пока неясно, будет ли построен новый украинский порт в районе Дуная. Согласно предварительным данным, он должен соединяться с устьем Дуная в районе Вилково при помощи глубоководного канала. Необходимость строительства в Минтранссвязи поясняют постепенной утратой своего значения Ренийским МТП. Считается, что новый порт, стоимость которого оценивается в 3,6 млрд долл., смог бы составить серьезную конкуренцию румынской Констанце, оттянув оттуда часть грузопотока. Действительно, в рамках седьмого международного транспортного коридора порт имел бы важное транзитное значение. Другое дело, что строить его возможно лишь путем создания международного консорциума, собрать который в обозримом будущем не представляется возможным. Остается добавить, что сам срок строительства по предварительным расчетам займет около пяти лет.



... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!