Подробнее Запомнить город


Здравствуй, бартер

18.01.10
размер текста:

Дефицит госбюджета, вызванный как финансово-экономическим кризисом, так и популистскими решениями в части социальных расходов, вынуждает правительство все чаще прибегать к уже порядком подзабытым методам расчетов эпохи 1990 годов.

Прежде всего, это коснулось возмещения экспортерам НДС, задолженность по которому в течение 2009 года возросла на 6 млрд. грн и достигла 20 млрд. грн. Очевидно, что средства пошли на выполнение госбюджетом своих текущих обязательств, а предприятиям в таких условиях ничего не остается, кроме как ждать. Причем ждать, судя по всему, придется долго, поскольку всего правительственный проект госбюджета-2010 предусматривает направить на возмещение НДС лишь 20,8 млрд. грн. Это означает, что старый долг за 2009 год Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) погасит – при благоприятном раскладе. И все. На возмещение НДС, уплаченного в 2010 году, уже просто ничего не остается.

Такая ситуация вынуждает Минфин и ГНАУ искать креативные подходы к решению проблемы. Например, в 2009 году было принято решение (оно и сейчас остается в силе) о возмещении натурой НДС зернотрейдерам. То есть на сумму задолженности перед ними бюджета компании могут получить зерно в государственном Аграрном фонде. Правда, по ценам, которые АФ сам посчитает нужным установить. Такие условия зернотрейдеры посчитали неприемлемыми и, во-первых, снизили свои закупочные цены (что бумерангом ударило по сельхозпроизводителям), а во-вторых, сократили объемы экспорта – что, естественно, тоже сказалась на поступлениях в госбюджет.

Но бартер вернулся не только в агросектор. Так, в 2009 году правительство разрешило угольным госпредприятиям не платить "Укрзализныце" за перевозки своей продукции. Предусматривалось, что при этом железнодорожники, в свою очередь, не будут платить за потребленную электроэнергию государственному оператору "Энергорынок", который учтет эти суммы при расчетах с энергогенерирующими компаниями, использующими уголь в производственных целях.

Однако и здесь вышла незадача – поскольку ежемесячно "Укрзализныця" перевозит угольную продукцию госпредприятий в среднем на 70 млн. грн, в то время как потребляет электроэнергии на 15 млн. грн. Если добавить к этому обстоятельству падение объемов грузоперевозок в связи с кризисом, то получится, что к техническому дефолту, который наступил 1 декабря 2009 года в результате отказа от выплаты 650 млн. долл. по внешним займам, железнодорожного монополиста вели сознательно.

Еще одной крупной госмонополией, которая в 2009 году оказалась на грани дефолта, стал Укравтодор. Правда, здесь речь пока идет о дефолте внутреннем. В течение года подрядными организациями для Укравтодора было выполнено работ на 2 млрд. грн, включая восстановление дорог, мостов и дамб после наводнения 2008 года в западноукраинских областях, а также подготовку к Евро-2012. Но уже в середине года стало понятно, что рассчитаться с подрядчиками Государственная администрация автодорог не в состоянии.

Сам Укравтодор предлагал решить проблему путем повышения ставок акцизного сбора на нефтепродукты. Однако в правительстве не хотели лишний раз портить настроение избирателям незадолго до президентских выборов. Поэтому было принято решение рассчитаться с дорожниками векселями, которые правительство обязалось погасить в конце III квартала 2012 года. Конечно, это не совсем бартерная форма расчета, но, тем не менее, и не денежная. И результат у нее тот же, что и у классического бартера: вымывание у предприятий оборотных средств, ведущее в итоге к прекращению хоздеятельности и банкротству.

К всевозможным взаимозачетам давно привыкли и в национальной нефтегазовой монополии. К примеру, с облгазами за транспортировку газа по распределительным сетям "Нафтогаз" весь 2009 год рассчитывался путем списания с них задолженности прошлых лет на сумму полученных услуг. Налоговые платежи в госбюджет компания также осуществляет за счет средств, которые ей из этого же госбюджета должны выделяться на компенсацию разницы в цене импортного газа, отпускаемого предприятиям теплокоммунэнерго. Иными словами, фактически деньги не выходят за пределы Госказначейства.

Следом за государственными учреждениями на бартер понемногу переходят и хозсубъекты. В условиях невозврата НДС и чрезмерной дороговизны кредитных ресурсов металлургические предприятия, к примеру, предлагают поставщикам лома в качестве оплаты взять металлопродукцию. Между тем с ее реализацией в условиях слабого спроса у ломозаготовителей возникают определенные проблемы.

Следует отметить, что пик бартерных операций в Украине пришелся на 1997 год. Тогда, по данным Министерства экономики, в I квартале на прямой обмен товарами в качестве формы расчетов пришлось 37% от всего объема реализованной промышленной продукции. В III квартале показатель был и вовсе рекордным – 42,6%. Понятно, что в такой ситуации собрать платежи в бюджет с хозсубъектов было не очень реально. И окончательно ликвидировать бартерную форму расчетов, им же, кстати, и порожденную, государство смогло лишь в 2003 году.

Сейчас, по оценкам участников рынка, доля бартера в общем объеме продаж составляет примерно 5%. Однако можно предположить, что исходя из вышеуказанных тенденций, к концу нынешнего года показатель как минимум удвоится.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!