Украина движется к дефолту?

Публікації

Долги украинских властей по итогам текущего года составят величину, равную годовым доходам государственного бюджета страны. Поскольку денег в бюджете нет, то для того, чтобы расплатиться с долгами, правительству придется снова занимать, но уже по более высоким ставкам. Этот цикл не может длиться вечно, и, как правило, заканчивается либо ужесточением фискальной политики, либо дефолтом страны.

С 2004 года в Украине прочно укрепилась политика социального популизма. Каждое правительство старается раздать как можно больше денег широким слоям населения. На первом этапе это делалось за счет перераспределения расходов бюджета. На социальные выплаты направлялись деньги, вырученные за счет сужения финансирования государственных инвестиционных проектов, льгот, помощи бизнесу и пр. Однако экономика Украины не успевала за социальными обещаниями властей, поэтому позже на эти цели пришлось привлекать заемные средства.

Активная долговая политика очень понравилась украинским властям. Она позволяла не только повышать уровень благосостояния народа и экономики в целом, но и создать проблемы для своих конкурентов в случае утери власти. Оставив своим оппонентам одни обязательства, потерявшее власть правительство закладывает, таким образом, хорошую платформу для того, чтобы вернуть ее уже на следующих выборах. Пока его оппоненты разберутся с доставшимися им в наследие проблемами, настанет время очередного голосования, и утратившая власть политическая сила снова обретет влияние на фоне риторики о неэффективности работы своих оппонентов.

К сожалению, в перманентной политической борьбе, ни одно правительство ключевых политических сил Украины, которые пребывали при власти в последние шесть лет, не решилось пойти на оздоровления финансовой сферы, что требовало бы сокращения (по меньшей мере, сдерживания роста) социальных расходов. Финансирования бюджета каждый год сводилось с положительным значением, что подразумевало превышение объема заимствований над объемами погашения кредитных обязательств.

Финансово-экономический кризис прервал эту циклическую цепочку, и теперь властям приходиться рассчитываться по долгам своих предшественников. Нынешнее правительство уже получило "привет" из прошлого. В этом году ему необходимо погасить 27,4 млрд. грн долгов, которые сформировали его предшественники. Кроме того, в этом году всплыли и доли НАК "Нафтогаза", которые он набрал в 2004 г.

Закономерно, что правительство Ю. Тимошенко также не изъявило желание жертвовать рейтингом ради экономических интересов государства. Более того, финансовый экономический кризис и грядущие президентские выборы вынудили ее резко увеличить пассивы с тем, чтобы профинансировать социальные расходы, поддержку курса гривны, подготовку к Евро 2012 г. и пр.

Начиная с 2008 г. суверенный долг Украины начал стремительно расти. По итогам нынешнего года, по прогнозам экономистов МВФ, он может достичь уровня 36% по отношению к ВВП. Заемные деньги, которые в этом году Кабмин привлекал в основном у МВФ и НБУ, он потратил на поддержание социальной сферы, стабилизацию банковской системы и развитие инфраструктуры под Евро 2012.

По состоянию на июль текущего года, совокупный долг государственных органов власти составил 279,6 млрд. грн, что превышает государственный бюджет Украины. Это означает, что будущие поколения должны отдать годовой бюджет страны только для того, чтобы рассчитаться по долгам своих предшественников. При этом ключевая проблема заключается в том, что привлеченные деньги направляются не в активы, которые в дальнейшем позволят вернуть долговые средства и принесут дивиденды, а на текущее потребление, экономическая "отдача" от которого для бюджета близка к нулю.

При этом только за девять месяцев этого года сумма государственного и гарантированного государством долга Украины увеличилась в гривневом эквиваленте на 90,2 млрд. грн или на 47,63%. Существенный вклад в столь значительный прирост внесли второй и третий транш кредитной линии МВФ в рамках общей программы "Стенд-Бай".

Увеличение внешней задолженности в условиях финансово-экономического кризиса является негативным фактором для экономики. Однако еще хуже обстоят дела с формированием портфеля внутренних пассивов, который в последние годы растет колоссальными темпами. Если в 2007 году соотношение между внутренними и внешними заимствованиями составляли 1:3, то в 2009 оно составило 1:1,9. Сам факт роста доли внутренней задолженности ведет к вымыванию ликвидности с внутреннего финансового рынка страны.

Долговая политика украинского правительства все более напоминает формирование долговой пирамиды в 1999-1998 гг. в России, которая стала одним из ключевых факторов дефолта РФ. Тогда российское правительство для того, чтобы профинансировать расходы размещало гособлигации с 80%-ной доходностью. Однако в один день иностранные инвесторы, напуганные разворачивающимся кризисом в Азии, одновременно предъявили эти бумаги к оплате, что повлекло признание неплатежеспособности Кремля.

Сейчас украинское правительство выставляет краткосрочные ОВГЗ с предельным уровнем доходности 29,5%. При этом, из 4,6 млрд. грн, собранных в такой способ в октябре, 4,4 млрд. грн придется возвращать уже в следующем году – в апреле и сентябре. Очевидно, что выборы окончательно опустошать казну, поэтому у нового правительства попросту не будет денег, чтобы рассчитаться с кредиторами. Не исключено, что вопрос погашения обязательств будет решаться или через реструктуризацию долгов, что будет означать технический дефолт Украины, или через новые долговые обязательства, что только отсрочит дефолт. Признание неплатежеспособности приведет к ухудшению суверенных кредитных рейтингов Украины, что автоматически ухудшит корпоративные рейтинги и сузит доступ отечественных компаний к кредитным долговым ресурсам на мировых рынках.

Очевидно, что спираль популистских решений стоит украинским гражданам дороже, нежели те социальные выплаты, которые они получили. Украинская политическая элита должна осознать, что долги, как и работа, никуда не денутся.

Алексей Виниций

Новини

27 Грудня 2023

Загальні викиди в металургії Китаю зросли на 5,9% 

Вантажівки на кордоні з Польшею стоять у черзі по три тижні

США оголосили остаточні антидемпінгові мита на OCTG-труби Інтерпайпа

Китайська Baowu почне отримувати залізну руду з Ліберії

Bahrain Steel витратить 250 млн дол на декарбонізацію

Окупанти вивозять крадений металобрухт з Бердянського порту

Україна може повернутися на ринок зовнішніх запозичень в 2025 році

Німеччина скоротила імпорт та експорт металобрухту

Outokumpu побудує завод з виробництва біококсу

Китай може змінити регулювання імпорту металобрухту

За добу у ремонт вийшли одразу п’ять енергоблоків ТЕС

Thyssenkrupp продала свою дочірню компанію іспанській Arania

ЄС готує резервний план допомоги Україні на 20 млрд євро

АМКР планує зростання інвестицій на 20% у наступному році

Майже 300 контейнеровозів змінили маршрут через напади у Червоному морі

Уряд має забезпечити безперешкодний експорт морем для української металургії

ВСІ НОВИНИ ⇢