Олигарх широкого профиля
Публікації
Финансово-промышленная группа "Приват" в конце января – начале февраля 2010 года продемонстрировала невиданную даже для нее активность в сфере слияний и поглощений. Так, она продолжала снижать свою долю в горнорудной компании Ferrexpo Plc, продав 2,89% акций, принадлежащих кипрской оффшорке Игоря Коломойского, купила грузинский курорт Гудаури за 87 млн долл. и получила 100% контроль над телеканалом "1+1", уплатив 300 млн долл.
Кроме того, Приват увеличил свое присутствие до 100% в холдинге Главред-медиа, уплатив Александру Третьякову 4 млн долл. и пообещав инвестировать в данный актив еще 12 млн долл. для погашения кредиторской задолженности, в том числе по заработной плате, возникшей у структур холдинга. Игорь Коломойский также закрепил положение в ОАО "Укрнафта" и ЗАО "Укртатнафта", упрочив оперативный контроль над Укрнафтой путем заключения акционерного соглашения с Нафтогазом и легализовав покупку крупного госпакета акций Укртатнафты на якобы отмененном Фондом госимущества конкурсе. А еще скандально известный олигарх обратился в Антимонопольный комитет Украины с просьбой разрешить объединение в альянс подконтрольных авиакомпаний Аэросвит, Днеправиа и Донбассаэро. И зачем-то снова сконцентрировал 0,849% компании Ferrexpo plc через подконтрольную компанию Ralcon Commercial, выкупив их у компании Properties Inc. своего бизнес-партнера Геннадия Боголюбова.
Столь энергичные действия в различных направлениях полностью соответствуют незамысловатой философии Привата, которая сводится к принципу "купить подешевле и перепродать подороже". Чтобы понять, откуда такой подход, надо обратиться к историческому прошлому. Жители Днепропетровска рассказывают, что предпринимательской деятельностью И.Коломойский начал заниматься еще в далеком 1985 году, привозя и продавая уникальный по тем временам товар – компьютеры. Однако похоже, что заработав многомиллиардное состояние и став владельцем многочисленных "заводов-газет-пароходов", Игорь Валерьевич в итоге так и не сумел избавиться от спекулятивного мировоззрения. Да и заставить его платить налоги в полном объеме также не представляется возможным, так как для уклонения от этой не самой приятной процедуры используются малейшие "дыры" в действующем законодательстве.
Действительно, в отличие от других финансово-промышленных групп (ФПГ) Украины, Приват не занимается системным развитием бизнеса в выбранном направлении. Допустим, собственник группы "Финансы и кредит" Константин Жеваго, владеющий Полтавским ГОКом, судостроительным заводом "Залив" и АвтоКРАЗом, пытается создать вертикально-интегрированный холдинг путем строительства электросталеплавильного завода Ворскла-сталь, покупки болгарского меткомбината Кремиковцы. Или взять того же владельца группы "Энергетический стандарт" Константина Григоришина, целенаправленно объединяющего в единый холдинг предприятия энергетического машиностроения и энергораспределяющие компании.
Иное дело, когда речь идет о Привате. На его готовность в любой момент избавиться от своих активов, помимо прочего, указывает и отсутствие единой управляющей компании, которую имеют практически все украинские, российские и международные ФПГ. Но существует ли опасность для национальной экономики в том, что один из богатейших людей страны строит свой бизнес на элементарном "купи-продай", не инвестируя в капитализацию активов?
Ответ на этот вопрос можно получить, взглянув на одно из основных направлений деятельности Привата – нефтяную отрасль. Принадлежащие группе Дрогобычский и Надворнянский нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) работают от силы 2-3 месяца в году. Тот же Надворнянский НПЗ в 2009 году простоял 315 дней, поскольку выпускаемое им топливо не отвечает украинским и европейским стандартам качества. Модернизация устаревшего оборудования требует освоения серьезных капвложений в сумме около 1,2 млрд грн., однако вместо инвестиций в развитие предприятия Приват предпочитает его остановить.
Похожая ситуация сложилась и на Алапаевском металлургическом заводе в России, который тоже давно и безнадежно простаивает. Высокая степень износа характеризует производственные мощности металлургического завода им. Петровского, а также Днепрококса и Баглейкокса, долгое время находившихся в собственности Привата (как известно, в конце 2007 года их весьма выгодно продали российскому холдингу Evraz Group).
Итак, если группа не стремится в соответствии с теорией управления стоимостью к развитию своих активов и повышению их капитализации, то каких действий можно ожидать от нее в дальнейшем?
Очевидно, что в первую очередь она продаст медиа-активы, а произойдет это, как только рынки рекламы начнут восстанавливаться и у инвесторов реанимируется интерес к этой отрасли. Понятно, что тогда уже цена сделки будет намного выше, чем те 410 млн долл., за которые И.Коломойский приобрел телеканал "1+1". Также можно предположить, что нефтяная империя Привата падет во вторую очередь. Сегодня она держится на том, что группа полузаконными методами сама себе реализует на аукционах добытую нефть существенно дешевле реальных рыночных цен.
К примеру, на одном из последних аукционов Украинской межбанковской валютной биржи средняя цена продажи нефти составила 3,27 тыс. грн./т. При этом 164,85 тыс. т нефти из предложенных к продаже 166,85 тыс. т купила днепропетровская ООО "Риализ Ойл", которая контролируется Приватом. Между тем Кабинет министров пытался добиться, чтобы цена реализации была не меньше стартовой и формировалась с учетом мировых цен. Тогда И.Коломойскому пришлось бы заплатить как минимум 4,98 тыс. грн./т. Однако группа в данном случае пошла проверенным путем, через суд добившись отмены правительственного решения. В свою очередь, Кабмин сделал вид, что бессилен в этой ситуации. При этом, по оценкам отраслевых экспертов, таким образом Приват "экономит" на закупках сырья для своих НПЗ около 1 млрд долл. в год.
Разумеется, так не может продолжаться бесконечно. К власти когда-нибудь придет правительство, которое не будет потакать интересам группы, и она лишится нынешних преференций. Первой ласточкой в данном направлении можно считать принятое уже в этом году решение Кабмина, отменяющее технические условия на производство компонентов бензинов КБ-92 и КБ-95. Они выпускались на подконтрольном Привату Кременчугском НПЗ как экспериментальное топливо. Хотя на самом деле "уникальность" этих бензинов состояла не в качестве, а в сумме налоговых отчислений.
Так, согласно заключению Киевского института потребительских экспертиз, компоненты КБ-92 и КБ-95 фактически являются прямыми аналогами товарного бензина А-92 и А-95 с несколько сниженными потребительскими характеристиками. При этом ранее, по решению правительства, КБ-92 и Кб-95 облагались акцизом 20 евро/т, тогда как другие бензины – 110 евро/т. Вот и еще один секрет "приватного" успеха на рынке нефтепродуктов. Теперь же платить акциз придется на общих основаниях.
Понятно, что утратив возможность пользоваться подобными приемами, нефтяной дивизион Привата не сможет конкурировать с другими компаниями. И будет продан по той "сливной" цене, которую согласится заплатить кто-то из крупных игроков. Попутно исчезнет возможность снабжать добываемым Укрнафтой дешевым природным газом ОАО "Днепроазот", который также подконтролен группе. Вообще, по существующим нормативным актам правительства, газ украинской добычи должен в полном объеме поставляться бытовым потребителям. Но нынешнее руководство Кабмина делает вид, что не замечает нарушений.
Далее в очереди на "приватную" распродажу следуют предприятия пищевой промышленности: Львовский и Харьковский жиркомбинаты. Сейчас украинский АПК находится под "зонтиком" тарифной защиты. Но она действует лишь на переходный период в 5 лет, взятый страной при вступлении в ВТО. Кроме того, грядущее подписание соглашения о свободной торговле с Евросоюзом откроет украинский рынок для мощных западных корпораций. Которые, кстати, уже сейчас медленно, но уверенно вытесняют с рынков отечественные компании, в том числе и в масложировой отрасли. Поэтому для предприятий группы в не столь уж далеком будущем отсутствует иная перспектива, кроме как продажа данного бизнеса крупной западной корпорации.
Телекоммуникационный бизнес в Привате представлен ООО "Украинские телесистемы", предоставляющим мобильную связь и доступ к Интернету в стандарте GSM. Вот уже много лет сеть компании находится в зачаточном состоянии по сравнению с основными игроками и покрывает преимущественно Киев и Днепропетровск. Ранее Украинские телесистемы предоставляли услуги под торговой маркой Privat-моbile, сейчас они сменили вывеску на People.net. Тем не менее, по-прежнему основным назначением компании остается обеспечение корпоративной связью сотрудников предприятий, входящих в данную ФПГ.
Поэтому, несмотря на огромные перспективы украинского телекоммуникационного сектора в целом, представляется маловероятным вариант, что группа инвестирует значительные средства в развитие своей компании, чтобы вывести ее на уровень лидеров рынка, Киевстара и МТС, по плотности покрытия и числу абонентов. В таком случае остается ждать прихода крупного телекоммуникационного гиганта, который проявит интерес к вхождению в Украину с серьезными намерениями. Вот здесь стартовая площадка в виде Украинских телесистем окажется весьма кстати.
Где Приват представлен широко, так это в ферросплавной отрасли. Никопольский, Запорожский и Стахановский ферросплавные заводы, а также Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи в Украине плюс ряд зарубежных горнодобывающих активов в Африке и Австралии – это по-настоящему серьезно. Однако кризис доказал, что данное направление тоже может быть убыточным. Поэтому если найдется кто-нибудь вроде Evraz Group, желающий потратить несколько миллиардов долларов, И.Коломойский и его партнеры такую возможность с удовольствием предоставят, пристроив свой ферросплавный бизнес в хорошие руки.
В таком случае методом последовательного исключения получаем, что единственным активом, который группа в дальнейшем не станет продавать ни при каких обстоятельствах, остается ПриватБанк. Тем более, финансовые операции, будучи наиболее рискованными, в то же время приносят и наибольшую прибыль.
Игорь Воронцов
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram