Хамелеония
Публікації/ Дайджест
НАК "Нафтогаз Украины", пользуясь своим стратегическим положением на европейском газовом рынке, меняет цвет в зависимости от ситуации. Госкомпания умело лавирует между Евросоюзом и Россией, пытаясь выжать максимальную выгоду от сотрудничества с обеими сторонами. Единственная проблема в том, что ЕС и Россия не приемлют трехсторонний формат сотрудничества.
Украина не раз заявляла о том, что трехсторонний формат сотрудничества на газовом рынке в составе ЕС и России является для нее наиболее оптимальным. Однако все дело в том, что Россия и ЕС – конкуренты на этом рынке. Если точнее, то ЕС во многом зависит от России как от поставщика газа. И трехсторонний формат сотрудничества обязал бы Россию предоставить определенные льготы странам ЕС, что невыгодно Газпрому. Поэтому в белокаменной наотрез отказываются от подобного формата.
Причем в этой ситуации есть одна существенная деталь: ни Россия, ни ЕС не может себе позволить, чтобы Украина сотрудничала с конкурентом в двустороннем формате. Поэтому Украина умело манипулирует этим нюансом, пытаясь выжать максимальную выгоду для себя из обеих сторон. Другими словами, кто больше предложит – с тем Украина и будет сотрудничать. На данный момент перевес на стороне России, так как с ее стороны поступило максимальное количество выгодных предложений. Кроме того, Россия уже предоставила Украине ряд преференций, в то время как Евросоюз продолжает лишь обещать.
Тут стоит отметить, что от Евросоюза можно ожидать только финансовой помощи, больше от ЕС ждать нечего. В то время как формат сотрудничества с Россией, помимо финансовой помощи, слишком широк: цены на газ, объем транзита, слияние Нафтогаза и Газпрома, за которым тянется масса преимуществ, вплоть до допуска к российским газовым месторождениям и увеличения капитализации украинской госкомпании.
Украина долгое время вела переговоры с ЕС о выделении финансов на модернизацию отечественной газотранспортной системы. В прошлом году экс-президент Украины Виктор Ющенко подписал с ЕС декларацию о либерализации газового рынка нашей страны. Согласно ей НАК "Нафтогаз Украины" должна быть разделена на три компании: сбытовую, добывающую и транзитную. Это позволило бы привлечь на модернизацию ГТС от ЕС средства в сумме 2,5 млрд долл.
На прошлой неделе Верховная Рада приняла в первом чтении необходимый законопроект "О принципах функционирования рынка природного газа". Стоит отметить, что данная декларация исключает участие России в названном формате сотрудничества. Поэтому, исходя из того, что ВР приняла этот законопроект, можно предположить, что украинское правительство склонилось в сторону ЕС. Как же в таком случае будут обстоять дела с Газпромом, обсуждение сотрудничества с которым идет полным ходом?
Эксперты уверяют, что Украина решила поступить следующим образом: получить деньги от ЕС, а рассмотрение законопроекта оставить на будущее. И никому неизвестно, будет ли действительно принят данный законопроект – это зависит от результатов сотрудничества с Россией. Также следует напомнить, что, помимо условия разделения Нафтогаза на три компании, в меморандуме есть еще ряд условий. В частности, доступ к трубопроводу представителей ЕС, контроль за использованием средств на модернизацию, а также доступ к газовым хранилищам. Таким образом, ЕС может точно гарантировать прозрачность поставок газа и контролировать эти поставки в страны ЕС.
Реакция России на подписание данного меморандума с ЕС и принятие законопроекта в первом чтении была резко негативной. Дело в том, что сейчас полным ходом идут переговоры между Нафтогазом и Газпромом о слиянии активов этих газовых компаний. И россияне уже подчеркнули, что договоренности с ЕС могут отрицательно сказаться на ходе переговоров между компаниями.
С другой стороны, у руководства Нафтогаза появились рычаги для манипулирования ситуацией. Другими словами, украинская сторона с помощью ЕС может шантажировать Газпром и добиться предоставления себе больших преференций в слиянии. Одним из условий украинской стороны, как стало известно, является закрепление за Украиной 51% акций совместных предприятий в газовой и атомной сферах. Условие можно считать дерзким, если учесть размеры Газпрома и Нафтогаза. Россия же готова сотрудничать с Украиной на паритетных началах.
С другой стороны, активы, которые намерено слить, будут относительно равными. С этой целью нынешнее правительство и принялось за разделение Нафтогаза на три компании, что соответствует формату сотрудничества как с ЕС, так и с Россией. В частности, транспортирующая компания "Укртрансгаз" и сбытовая компания "Газ Украины" могут стать участниками слияния с Газпромом. Добывающую же компанию "Укргаздобыча" правительство, скорее всего, оставит в собственности государства.
Ведь именно относительно добывающей компании у Минтопэнерго большие планы. Это и Черноморский шельф, и добыча сланцевого газа. К слову, на днях первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев заявил, что Кабмин считает перспективным добычу сланцевого газа в Украине, запасы которого – одни из крупнейших в Европе. "Правительство начало серьезно заниматься шахтным метаном, это отдельная программа. Сейчас начали появляться новые технологии добычи не только шахтного метана, но и сланцевого газа. Мы начали изучать американский опыт. За три года они начали добывать фактически с нуля 40 млрд куб. м в год", – сообщил Клюев.
По его словам, высокая себестоимость добычи сланцевого газа в пределах 120-150 долл./тыс. куб. м не пугает правительство, так как подобная себестоимость добычи в перспективе все равно более выгодна, чем себестоимость нынешней добычи. Подобного мнения придерживается и министр топэнерго Юрий Бойко. Он утверждает, что Украина намерена наладить добычу в стране совместно с американскими компаниями. Министр напомнил, что за последние 5 лет в Америке практически произошел скачок добычи сланцевого газа, которая в этом году достигнет 118 млрд куб. м. По его словам, соответствующие переговоры уже ведутся.
И данный факт, кстати, является еще одним элементом манипулирования в отношениях с Газпромом. Другими словами, Украина показывает, что у нее есть масса вариантов энергетического развития, независимо от того, будет ли сотрудничество с Газпромом тесным или же посредственным. Стратегическое положение Украины и ее газотранспортной системы играет в этом плане важнейшую роль. Как ни крути, на сегодня украинская ГТС является наиболее привлекательным газотранспортным активом в Европе.
Поэтому отечественное правительство поставило перед собой первоочередную задачу: модернизировать национальное достояние любой ценой. И какая из сторон сделает более выгодное предложение, с той Украина и продолжит энергетическое сотрудничество.
Максим Гачев
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram