Вытеснение без ущерба

Публікації

В начале июля Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон "Об акционерных обществах".

Документ обязывает миноритарных акционеров по требованию мажоритария или группы, владеющей 95% акций компании, продавать им свои бумаги. Эта новация вызвала бурные дискуссии в медиа, среди экспертов и участников рынка ценных бумаг.

По мнению некоторых аналитиков, закон нарушает права миноритарных акционеров и может повлечь спад деятельности фондового рынка. Учитывая, что я являюсь инициатором законопроекта и участвовал в разработке и принятии закона "Об акционерных обществах", хочу объяснить историю возникновения такой новеллы и ее цель.

Законопроект преследовал несколько целей.

1. Имплементировать нормы директивы Европейского парламента и Совета 2004/25/ЕС от 21 апреля 2004 года "О предложениях публичного поглощения" в национальное законодательство Украины.

2. Обеспечить эффективное управление компанией в процессе консолидации акций акционерного общества в руках одного акционера или нескольких аффилированных между собой акционеров на условиях, максимально выгодных для мажоритарного и миноритарных акционеров.

3. Защитить общества от рейдерских атак, в которых "заинтересованные лица" используют миноритарных акционеров как инструмент.

Принудительный выкуп акций или "сквиз-аут", от английского squeeze out, вытеснение – предусмотренная законодательством многих европейских стран процедура обязательной продажи акций миноритарных акционеров без их согласия крупному акционеру, обычно не менее 90-98% размера уставного капитала.

Изменения в закон "Об акционерных обществах", которые вносятся законопроектом №6216 от 19 марта 2010, воплощают положения директивы Европарламента и Совета 2004/25/ЕС от 21 апреля 2004 года "О предложениях публичного поглощения".

Согласно директиве, право вытеснения в зависимости от обстоятельств может предоставляться при преодолении предельных значений – 90% и 95% акций. За рубежом этот порог варьируется от 90% в Англии и Австрии до 98% в Италии и Швейцарии. Директива также проходит процесс имплементации в других государствах-членах Евросоюза.

Следовательно, предложенный мной законопроект направлен на имплементацию в национальное законодательство общепризнанного в ЕС института принудительного выкупа миноритарного пакета акций мажоритарием или мажоритариями.

Юридическим основанием для адаптации украинского законодательства к праву ЕС является соглашение о партнерстве и сотрудничестве, заключенное между Украиной и Евросоюзом в 1994 году. В частности, адекватность законов должна касаться и корпоративного права.

С точки зрения экономической целесообразности принудительный выкуп акций рассматривается как исключение из процесса мелких акционеров, которые не влияют на работу компании и принятие решений на собрании. Это позволяет эффективнее управлять компанией.

Логика также заключается в том, что в крупном акционерном обществе лицо, которое стремится получить полный контроль над предприятием и готово консолидировать все его акции, не имеет шансов выкупить все бумаги даже в случае предложения очень выгодной цены, например, из-за наличия "мертвых душ" в реестре владельцев именных акций.

А сколько акций мелких акционеров-физлиц осталось в "подвешенном" состоянии из-за смерти акционера, наследники которого при принятии наследства не переоформили право собственности на акции из-за незначительных доходов в виде дивидендов и необходимости осуществлять дополнительные затраты на указанное переоформление?

Что касается защиты от рейдерства: страна не раз наблюдала, как с помощью даже менее 1% акций предприятия создавались препятствия для его работы.

За защитой – якобы защитой – своих нарушенных прав в суд может обратиться любой акционер, даже владелец одной акции, который придрался к небольшому техническому огреху в процедуре принятия решений общим собранием акционеров.

Затем применяется популярная рейдерская схема втягивания акционерного общества в судебные споры, которые создают препятствия в управлении предприятием. Предложенный механизм обязательного выкупа исключает такие случаи.

Я ни в коем случае не умаляю риски внедрения института принудительного выкупа акций. Действительно, при сосредоточении в руках одного акционера крупного пакета акций ликвидность миноритарного пакета может снизиться, и миноритариям будет сложно реализовать свои акции по выгодной цене на публичном рынке.

Однако жесткий контроль за процедурой принудительного выкупа и ценообразованием по операции позволяет максимально учесть интересы обеих сторон.

Кроме того, в законе "Об акционерных обществах" есть процедура обязательного выкупа акций мажоритарием по требованию миноритарных держателей акций – в международной практике процедура называется sell-out. Она подробно изложена в статье 65 закона. То есть паритет в защите интересов миноритариев и мажоритариев соблюден.

Относительно якобы "обвала фондового рынка", который торгует преимущественно минимальными пакетами акций, отмечу: рынок должен отражать настоящую "корпоративную картину" обществ и процессы, происходящие в "ценнобумажных" отношениях, а не работать на пользу спекулятивных операций с 5-процентными пакетами.

Кроме того, после упорядочения ситуации в корпоративном управлении обществами относительно присутствующих там миноритариев, которые не имеют никакого влияния на принятие решений, сразу же будет повышаться инвестиционная привлекательность компаний. Более того, такой шаг будет приветствоваться международным сообществом.

По гневным откликам "аналитиков" – противников обязательной продажи – можно определить конкретную заинтересованность в зарабатывании на "ценнобумажных" операциях – рейдерстве, "карманных" регистрациях или спекуляциях.

Напоследок не могу обойти вниманием юридический аспект обязательной продажи относительно соблюдения конституционных прав субъектов. В России процедура "сквиз-аута" уже введена, и вопросы по поводу нарушения прав миноритариев тоже возникали.

Точку поставил Конституционный суд России, который, в частности, признал, что правила о вытеснении миноритариев, включенные в закон "Об акционерных обществах" от 5 января 2006 года, не имеют противоречий с конституцией РФ.

Этот закон позволяет акционерам, доля которых на 1 июля 2006 года превысила 95%, принудительно выкупить акции у других акционеров. Суд указал, что вытеснение миноритариев преследует законную цель: эффективное управление компанией.

Такое ограничение прав миноритарных акционеров, по мнению Конституционного суда РФ, не нарушает конституцию, поскольку права подавляющего количества акционеров обеспечивают "публичный интерес в развитии акционерного общества в целом".

Следовательно, при регламентации корпоративных отношений следует четко расставлять приоритеты и признавать необходимость введения института принудительного выкупа акций мажоритариями у миноритариев для обеспечения устойчивого развития компаний.

Если выбирать между важностью эффективной работы предприятия и интересами акционеров, то, безусловно, интересы последних могут быть соблюдены только при существовании акционерного общества. Другими словами, можно зарезать курицу, чтобы не разбить яйцо, но лишь с осознанием того, что больше нестись будет некому.

Юрий Воропаев, народный депутат Украины, Партия регионов

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢