Бразилия становится ближе

Публикации

26-27 августа  в столице Бразилии проходило Четвертое совместное заседание Межправительственной украинско-бразильской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Бразилия является ключевым партнером для Украины в латиноамериканском регионе. Нашу делегацию возглавил глава украинской части комиссии, министр промышленной политики Дмитрий Колесников. В интервью МинПрому он дал оценку уровню нынешних украинско-бразильских торгово-экономических отношений и подвел итоги работы Комиссии.

 – Дмитрий Валерьевич, на каком уровне сейчас находятся торгово-экономические отношения Украины и Бразилии?

 – Из-за мирового кризиса в 2009 году объемы двусторонней торговли с Бразилией сократились более чем вдвое. Статистика свидетельствует, что в 2008 году общий объем торговли между нашими странами оценивался в 1 млрд долл. Мы экспортировали товаров в Бразилию на 473 млн долл. Импорт из этой страны в Украину, в свою очередь, составлял 565 млн долл.

В 2009 году общий объем торговли упал с 1 млрд до 496 млн долл. Объем экспорта снизился в четыре раза – до 118 млн долл. Причиной этого стало значительное сокращение поставок украинских минеральных удобрений и продукции металлургической отрасли, которые составляют основу украинского экспорта в Бразилию. Импорт бразильских товаров сократился менее критично – до 378 млн долл.

Это следствие снижения спроса на данную продукцию на бразильском рынке, которое было вызвано мировым финансовым кризисом. Также на ситуацию повлияло общее снижение цен на продукцию ГМК и химической отрасли. Однако по итогам первых 6 месяцев текущего года динамика двусторонней торговли стала выравниваться. Наш товарооборот за этот период составил 338,1 млн долл. Экспорт из Украины в Бразилию увеличился в 3,5 раза и составил 128,2 млн. долл., импорт в Украину вырос на 37,6% – до 209,9 млн долл.

– Какие товары составляют основу товарооборота между Украиной и Бразилией, и благодаря чему зафиксирован рост?

– Объективных причин несколько. Во-первых, значительное деловое оживление между бизнес-структурами двух стран. Это подтверждается активизацией в обменах деловыми делегациями. Во-вторых, стабилизация спроса в Бразилии на наши товары традиционной экспортной номенклатуры. И, в-третьих, выход из кризиса отечественной экономики и завышенный курс бразильской национальной валюты – реала.

Что касается товаров, то это в основном минеральные удобрения и черные металлы. В незначительном количестве, но стабильно осуществляются поставки энергетических материалов – продукты перегонки нефти. Бразилия поставляет нам продукцию агропромышленного комплекса: свинину и говядину, табак, кофе, тростниковый сахар. Высокотехнологические товары в структуре двусторонней торговли составляют небольшой процент.

На чем была сосредоточена работа украинской делегации во время заседания Комиссии?

– Конечно, на продвижении украинских товаров и услуг на бразильском рынке. В рамках заседания Комиссии мы с нашими бразильскими партнерами  организовали бизнес-форум в Рио-де-Жанейро, где представители наших крупнейших предприятий, которые вошли в состав делегации, провели расширенные презентации своих возможностей в энергомашиностроении, судостроении, бронетанковой и авиационной отраслях. Могу сказать точно, что бразильские коллеги остались под впечатлением.

При этом в ходе заседания самой Комиссии я встретился с бразильскими коллегами – министром обороны Нелсоном Жобимом, министром промышленности, торговли и развития Мигелем Жорже, а также министром энергетики и недр Марсио Зиммерманом.

На пресс-конференции, посвященной 100 дням работы министерства, Вы заявили, что требуете от своих замов после каждой загранкомандировки подписанный контракт. Какие контракты привезли Вы сами?

 – Мы привезли заказы бразильской стороны на ремонт четырех кораблей компании "Транспетро" ("Петробраз Транспорте Са"), которыми планируем загрузить мощности наших судостроительных заводов. Есть договоренности о развитии сотрудничества в судостроительной отрасли. На начальном этапе предполагается изготовление отдельных секций (частей корпуса судна) и их последующая сборка на территории Бразилии.

Еще наши судостроительные заводы при поддержке компании "Транспетро", с руководством которой я провел переговоры, будут участвовать в тендере на производство для Минобороны Бразилии пяти фрегатов и пяти патрульных кораблей. Их проекты, разработки Казенного исследовательско-проектного центра кораблестроения (г. Николаев), уже переданы на рассмотрение в Минобороны Бразилии.

К тому же с министром обороны Бразилии мы договорились о поставках и совместном производстве для нужд полицейских управлений штатов БТРов "Дозор Б" и обсудили создание на территории Бразилии СП по производству бронетехники, в том числе танка весом до 40 тонн, с возможной передачей отдельных технологий на группу комплектующих, производство которых на территории Бразилии сделает проект коммерчески выгодным. Заказчик – Минобороны ФРБ. Исполнитель с нашей стороны – ГП "Завод им.Малышева".

Вы не упомянули другие, потенциально привлекательные не только для бразильских, но и прочих иностранных партнеров украинские сферы машиностроения, такие как энергетическое и авиастроение. По ним велись переговоры?

Конечно, в рамках Комиссии переговоры коснулись и этих отраслей. Украине есть что предложить партнерам в этих сферах. Мы готовы поставлять энергетическое оборудование на новые бразильские электростанции, которые сегодня проектируются. Сейчас на рассмотрении бразильской стороны находится пакет технических и коммерческих предложений от Турбоатома и Электротяжмаша по поставкам турбин и другого оборудования для ГЭС Belo Monte. Ориентировочная стоимость этапа, по которому проводится подбор подрядчиков, – 20 млн. долл.

Их заинтересованность касалась также участия украинских компаний в строительстве ГЭС Таджи Монте, с поставкой 5 турбин по 400 МВт. В случае положительного решения бразильской стороны часть узловой сборки может быть размещена на территории этой страны. К тому же украинские предприятия будут осуществлять шеф-монтаж оборудования и предоставлять сервисное сопровождение.

По моему убеждению, не менее перспективны возможности сотрудничества и в сфере авиастроения. Нам необходимо возобновить активный диалог между предприятием им.Антонова и государственной авиастроительной компанией Бразилии "Эмбраэр".

Мы предложили нашим бразильским партнерам свой конструкторский потенциал, техническую базу и наработки в сервисном сопровождении самолетов Ан. Речь идет о совместной разработке среднего транспортного самолета проекта С-390 грузоподъемностью до 19 тонн для Минобороны ФРБ. Проект находится в стадии разработки компанией "Эмбраэр", которая не имеет достаточного опыта в проектировании самолетов такого типа, и бразильская сторона с этим согласна.

Приоритетность проекта обусловлена как потребностями военного ведомства Бразилии, так и потенциально высоким спросом на рынке. По оценкам местных экспертов, коммерциализация такого самолета в ближайшие годы будет составлять до 700 единиц в 77 странах. Ориентировочная прибыль оценивается в 500 млн долл.

В то же время бразильцы заинтересованы в создании сборочного производства грузо-транспортных самолетов Ан-38, которое разместится на базе будущего грузового терминала в г.Гаяна, штат Минас-Жерайс. Это будет совместная работа с украинскими авиазаводами. Такой самолет ранее производился в Новосибирске. Но сегодня производство прекращено. А Минобороны Бразилии необходимо примерно 80 таких машин. Маркетинговые исследования подтверждают, что потребность рынка Южной и Центральной Америки оценивается в 400 самолетов.

В контексте реформирования госкомпании "Корриос", которая сегодня выполняет функции бразильского национального почтового оператора и арендует самолеты разных производителей, мы обсудили поставки самолетов Ан-74 ТК-300. Сейчас им нужны примерно 8-10 машин. В дальнейшем их число возрастет до 15-27 самолетов.

Складывается впечатление, что Украина открыла для себя Бразилию как перспективного партнера только после Вашего визита. Есть ли совместные проекты, которые уже работают?

– Украина и Бразилия и раньше имели успешный разносторонний опыт совместной работы. Например, еще с 2004 года существует двусторонний космический проект "Циклон-4-Алькантара", который перешел в фазу практического воплощения, и в данный момент мы работаем над созданием совместного предприятия по реализации этого проекта.

Первый запуск ракеты "Циклон-4", которая должна вывести на орбиту бразильский геостационарный спутник, запланирован на февраль 2012 года. В дальнейшем бразильская сторона планирует осуществлять коммерческие запуски ракет и спутников, прибыли от которых будут поровну делиться между двумя странами. Ожидается, что в течение ближайших 8 лет предприятие получит около 10 млрд долл. прибыли.

Подобные проекты, основанные на инвестициях в виде экспорта технологий, патентов, интеллектуальной собственности, играют роль "локомотивов" всего комплекса двустороннего экономического сотрудничества. Они способствуют улучшению структуры внешней торговли благодаря повышению доли продукции с высокой частью добавленной стоимости.

Также действует соглашение между фармацевтическим предприятием ГАО "Индар" (г.Киев) и бразильской государственной фармакологической компанией "Фиокрус" (г.Рио-де-Жанейро) о создании совместного предприятия по налаживанию выпуска в Бразилии инсулина по украинским технологиям. Оно было подписано еще в 2006 году и, как предполагается, заработает во втором полугодии 2014 года. Первый этап реализации этого проекта предусматривает осуществление поставок украинского инсулина в Бразилию и сейчас он успешно реализуется.

Если подвести итог работы Комиссии, что можно сказать о перспективах сотрудничества наших стран?
 
– Основное значение Бразилии как торгово-экономического партнера Украины заключается в том, что эта страна выступает (или может выступать?) в качестве "экспериментальной площадки" для экспорта украинских инвестиций в виде технологий и ноу-хау, которые признаются бразильской стороной как нематериальные активы (взносы) при создании совместных предприятий.

Среди главных направлений экономического сотрудничества, которые целесообразно обсуждать с официальными и деловыми кругами Бразилии, – проекты в нефтегазодобывающей, судостроительной, фармакологической, авиационной, космической, железнодорожной отраслях и энергетическом машиностроении, а также по производству оборудования для горнодобывающей и металлургической сферах.

Хочу подчеркнуть, что в высокотехнологических отраслях бразильская сторона настойчиво ищет возможности привлечения технологий для организации производства на собственной территории. Преимущество отдается созданию СП, в которых взносом иностранной стороны являются техника, технологии и ноу-хау. При этом бразильская сторона обеспечивает финансирование создания производственной базы этих СП.

В Украине давно поняли, что украинский экспорт должен быть прежде всего высокотехнологичным, но почему-то до сих пор он ограничивается преимущественно сырьевыми продуктами.

В настоящее время у нас есть все шансы превратить Украину в высокотехнологический центр для Бразилии, используя традиционно сильные отрасли украинской промышленности: космическую, авиастроение, судостроение, информационные технологии.

МинПром

Новости

19 января 2022

В 2021 году АМКР увеличил выплавку стали на 5,2%

18 января 2022

В Нафтогазе заявили, что есть возможности для остановки Северного потока-2

Метинвест направит на обновление обогатительной фабрики СевГОКа 300 млн грн

При отсутствии потрясений Украина может в 2022 году обойтись без помощи МВФ

Ведущий производитель алюминия в Китае сообщил о росте прибыли на 80%

Украинская стекольная промышленность может остановиться из-за высоких цен на газ

Украинские предприятия увеличили экспорт ферросплавов на 6,9%

Rio Tinto снизила отгрузку железной руды из региона Пилбара на 3%

Украине могут дополнительно понадобиться 2 млрд куб. м газа

ФГИУ попытается еще раз продать Электронмаш

Укрзализныця стала перевозить меньше руды

В Японии пообещали ответ на введение ЕС пошлин на электротехническую сталь

Фьючерсы на коксующийся уголь рекордно подорожали

Novelis планирует построить центр переработки алюминиевого лома

Из-за отсутствия топлива не работают 19 блоков и 1 корпус ТЭС и ТЭЦ

Уехать на заработки в ЕС могут еще миллионы украинцев

ВСЕ НОВОСТИ ⇢