воЛьготная нефть
ПублікаціїВ августе каждый десятый, а в сентябре уже каждый пятый литр импортного моторного топлива были ввезены в Украину без уплаты акцизов и НДС. Если дать этой схеме уклонения от налогов прогрессировать, то до конца года на нее перейдет фактически весь топливный бизнес страны. А импорт как нефтепродуктов, так и сырой нефти замкнется на одной фирме с абстрактным названием "Ливела", прописанной на Октябрьской улице в Октябрьском районе Полтавы.
Октябрята – внуки "бизонов"
Свою бурную деятельность "Ливела" начала в первых числах августа с доставленной в Новоград-Волынский железнодорожной партии белорусского дизтоплива в количестве чуть более 5 тыс. тонн. Платить причитающиеся с ДТ налоги и сборы представители компании отказались, предъявив вместо денег пакет документов, освобождающих ее от фискального бремени. Сначала ошарашенные работники Энергетической таможни даже не поняли, к какой-такой матери их отсылают. Но вскоре выяснилось, что речь идет о материнской компании "Ливелы" – некоем СП "Тайстра", которому в соответствии с Законом Украины "Об иностранном инвестировании" (1992 года, с поправками 1993) гарантирована неизменность законодательства, действовавшего на момент внесения инвестиций. Распространяются эти госгарантии и на все дочерние предприятия "Тайстры"; а таких "дочек" у нее целых семь, и "Ливела" одна из них. Так вот, сегодня существует уже по крайней мере 5 судебных решений, разрешающих последней свободно перемещать через границу товары, не уплачивая в казну ни копейки.
"Тайстра" – далеко не единственная фирма, которой посчастливилось сполна воспользоваться нормами старого закона. Удача улыбнулась еще примерно десятку ее подружек, зарегистрированных в период с 13 марта 1992 года по 20 мая 1993 года в форме предприятий с иностранными инвестициями. Эти ПИИ получили общее нарицательное имя – "бизоны", по названию одного из них, особенно активного. Большинство из этих фирм как раз тем и промышляли, что массово импортировали в Украину топливо, трактуя упомянутый выше закон так, что он освобождает их от уплаты любых таможенных пошлин, акцизов и НДС. Начиная с 1993 года, коварный закон неоднократно отменяли, но суды почему-то всегда становились на сторону "бизонов".
Апогея их деятельность достигла в 1999 году, когда четыре фирмы (причем одна из них была зарегистрирована в Чернобыльской зоне, вторая – где-то в Конотопе) ввезли в Украину 77% бензинов и 52% дизтоплива от общего объема импорта. Как следствие, мимо бюджета тогда проплыло около 3 млрд долл. Под напором времени и налоговых инспекторов многие из тех легендарных "бизонов" уже давно почили в бозе, но самые стойкие живы до сих пор. После 1999о их активность пошла на убыль, но на протяжении следующего десятилетия периодически восстанавливалась. Это случалось, как правило, тогда, когда ПИИ удавалось найти надежный зонтик в рядах действующей власти. Именно такая фаза активности наблюдается и сейчас.
Иногда они возвращаются
В частности, "Ливела" в августе ввезла в Украину в безналоговом режиме 52 тыс. тонн светлых нефтепродуктов, за 20 дней сентября – уже 74 тыс. тонн. Около 70% этого ресурса приходилось на дизтопливо, остальное – на бензины. Оптовый рынок отреагировал на приход новичка краткосрочным обвалом цен в начале сентября и некоторым снижением розничных цен. Автолюбители могут быть благодарны "Ливеле". Но у всякой благодарности есть своя цена. По оценкам консалтинговой группы "А-95", с каждой тонны ввезенного "Ливелой" дизтоплива казна недополучает примерно 2400 грн., с каждой тонны бензина – 1600 грн. Если перемножить, то за август-сентябрь потерь набежит примерно 300 млн грн. А во что выльется эта сумма до конца года, зависит от того, насколько масштабно позволят развернуться "Ливеле".
Пока попытки Гостаможслужбы судиться с "Ливелой" эффективностью не отличаются, а другие правохранительные и регулирующие органы в процесс вообще мало вмешиваются. Вроде и не их это дело – заколачивать топливно-налоговую дыру. В итоге компания-импортер чувствует себя вполне вольготно и даже расширяет направления деятельности. Если в августе она занималась исключительно нефтепродуктами, то в сентябре ввезла по отлаженной схеме льготного налогообложения и первую партию нефти. Речь идет о 80 тыс. тонн азербайджанского ресурса, доставленного танкером в Одессу по заказу Кременчугского НПЗ "Укртатнафта". Исходя из таможенной стоимости этой нефти 540 долл./тонн, "Ливела" должна была бы перечислить в бюджет порядка 70 млн грн. НДС, но, прикрываясь статусом ПИИ, компания этого не сделала. Несомненно, что Укртатнафте пришлось что-то заплатить "Ливеле" за посредничество, но все равно, как предполагают игроки нефтерынка, кременчужане на этой операции сэкономили примерно 20 млн грн. А это достаточный стимул, чтобы использовать подобную тактику и дальше.
Еще одним новым вектором работы "Ливелы" может стать морской импорт топлив через Феодосию, варианты которого фирма тщательно изучает. Происходящее сильно напоминает анекдот о приватизации одного метра государственной границы. Только герои анекдотов, как правило, имен не имеют, а нити от "Ливелы" и "Тайстры" все же тянутся к конкретным людям. Операторы топливного рынка при упоминании этих фирм первым делом вспоминают народного депутата Владимира Зубика, как главного специалиста по безналоговому импорту. Сейчас он числится во фракции Партии регионов, хотя начинал свою парламентскую карьеру как депутат от БЮТ. Сам господин Зубик причастность к "Ливеле" отрицает. Но с косвенными уликами поспорить трудно. У истоков "Тайстры", зарегистрированной во Львове еще в 1992 году (только в середине 2000 она "переехала" в Полтаву, поближе к Кременчугскому НПЗ, с которым тогда как раз плотно сотрудничала по поставкам нефти), стояли те же люди, что и у группы компании "Интергалбуд" – костяка нынешнего бизнеса В.Зубика. Правда, теперь это, если говорить юридически грамотно, бизнес его семьи, ведь совмещать предпринимательскую и законодательную деятельность этим самым законодательством депутатам запрещено.
Впрочем, переоценивать степень влияния В.Зубика в нынешней правящей элите не стоит. Он ценен лишь тем, что владеет инструментом, позволяющим быстро и непыльно зарабатывать деньги. По одной из версий, услугами "Ливелы" готов воспользоваться даже государственный "Нафтогаз Украины", чтобы снова влиться в команду розничных операторов отечественного топливного рынка, а заодно и несколько поправить свое финансовое положение. Возможно, это тоже одна из причин, по которой госорганы смотрят сквозь пальцы на проделки "Ливелы". Да и личной заинтересованности тех или иных чиновников сбрасывать со счетов не стоит.
Хотя очень скоро такое попустительство налоговому минимизатору может выйти боком в общенациональных масштабах. Внутренний рынок нефтепродуктов сегодня почти на 50% зависим от импортных поступлений. Если все потоки ввоза бензинов и дизтоплива (а возможно, и нефти) постепенно сконцентрирует в руках одна фирма, то она сможет диктовать украинским потребителям цены и условия доставки примерно так же, как это делает Газпром в сегменте природного газа. Другие нефтеимпортеры, работающие не по льготным схемам, просто не выдержат конкуренции с "Ливелой". Но еще большая опасность заключается в том, что вирус "Ливелы" способен перекинуться и на другие отрасли экономики. Ведь в бурные 1990 предприятия-"бизоны" ввозили не только топливо, но и множество других разностей: от дорогих автомобилей до куриных окорочков.
Ярослав Ярош
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram