Энергоэффективная удавка

Публікації

Повышение энергоэффективности отечественной экономики – одна из первоочередных задач, стоящих перед властью и бизнесом. Как заявил в середине сентября премьер-министр Николай Азаров, энергоемкость экономики Украины превышает показатель Турции в 3,3 раза, Германии – в 3 раза, Польши – в 2,3 раза, а Китая и Южной Кореи – в 2 раза. "Это очень существенный разрыв, который значительно ослабляет конкурентоспособность украинских товаров по сравнению с иностранными. Даже на нашем внутреннем рынке", – констатировал глава правительства.

Высокая энергоемкость ВВП ложится тяжелым бременем на экономику, особенно учитывая факт ее внешней энергетической зависимости. В сложившихся условиях государство должно найти эффективные механизмы снижения энергозатрат, но, к сожалению, в некоторых случаях лекарство оказывается хуже болезни.

Речь идет о проекте постановления Кабинета министров "Об утверждении Порядка нормирования существенных затрат и стандартизации использования топливно-энергетических ресурсов", который разработан Национальным агентством Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (НАЭР).

Для начала необходимо отметить, что сам по себе закон "Об энергосбережении", на который ссылается разработчик проекта постановления, писался для и под НАЭР. Именно поэтому он предусматривает такое понятие, как нормирование удельных затрат топливно-энергетических ресурсов.

В мировой практике, в частности, в законодательстве Европейского Союза и РФ, нормирование затрат ТЭР является промежуточным действием руководства предприятий в деле снижения энергоемкости производства. Данные нормы утверждаются без участия государственных органов, а государство включается в процесс ограничения затрат ТЭР в контексте регулирования экологических стандартов работы предприятий. Как правило, в стоимость ТЭР входит экологическая надбавка с целью стимулирования более эффективного использования ТЭР и как следствие сокращения выбросов. То есть энергоэффективность является самоцелью для предприятий, а не для государства, и не должна быть объектом государственного регулирования и контроля.

В то же время разработанный НАЭР проект постановления явно направлен на создание дополнительных регуляторных барьеров для промышленных предприятий. В частности, проектом постановления не предусмотрен порядок доказательства предприятием обоснованности превышения норм расхода ТЭР. Опасность этого пробела дополнительно усиливается пунктом 1.4, который устанавливает, что нормированию подлежат не только основные, но и вспомогательные производственные процессы, а также пунктом 1.6, предусматривающим нормирование производных энергоносителей, самостоятельно произведенных предприятием. Очевидно, что применение этих норм на практике сделает невозможным корректное нормирование расхода ТЭР и создаст основу для коррупционных действий со стороны контролирующих органов.

Кроме того, пункт 5.2 проекта постановления устанавливает, что определение существенных расходов ТЭР должно происходить с учетом плановых мероприятий по экономии энергоресурсов. Таким образом, даже частичное невыполнение подобных мероприятий станет причиной применения к предприятиям штрафных санкций.

Обращает на себя и намерение НАЭР распространить правила практически на все субъекты хозяйствования. В частности, документом предлагается снизить норму годового потребления ТЭР предприятием, на которое распространяется действие порядка о нормировании, с 10 тыс. тонн условного топлива до 1 тыс. тонн, а порог необходимости утверждения норм профильным ведомством – с 10 тыс. тонн до 3 тыс. тонн. Реализация этой нормы приведет к существенным усложнениям в работе малых и средних промышленных предприятий, которые не являются большими потребителями ТЭР.

Есть в документе и другие лазейки, с помощью которых предприятия можно будет обвинить в нарушении требований к нормированию. Так, в пункте 7.9 содержится требование к предприятиям отдельно разрабатывать нормы расхода ТЭР на изготовление неосновной продукции (например, тепловой энергии и кислорода) и не включать в состав норм затрат на производство основной продукции. Однако пункт 7.3. определяет, что нормированию подлежат все виды продукции из расчета охвата нормированием не менее 95% каждого из видов потребляемых ТЭР. В условиях технологического процесса, например, металлургического предприятия, где неосновные виды продукции используются в производстве основных товаров, наличие этих двух положений приведет к невозможности корректного недублированного нормирования ТЭР.

Отдельно необходимо обратить внимание на тот факт, что разработчиками проекта, в нарушение решений Комитета по экономическим реформам при Президенте Украины о дерегуляции бизнеса, создаются дополнительные организации для "оказания услуг предприятиям", а именно: "специализированные организации, аттестованные НАЭР", выводы которых, наряду с выводами с инспекции по энергосбережению, будут основанием для пересмотра удельных затрат ТЭР. Стоит отметить, что подобные организации уже сегодня выходят с предложениями к промышленным предприятиям по проведению на коммерческой основе энергетического аудита, экспертизы, разработки новых норм удельных затрат. В частности, такой организацией является "Научно-экспертный центр НАЭР".

Таким образом, данный проект постановления полностью не отвечает позиции руководства государства о дерегуляции экономики, содержит ряд несоответствий действующему законодательству, а также ряд менее значительных, однако, не менее существенных недостатков.

Данный порядок создает широкое поле для коррупционных злоупотреблений и ставит под угрозу эффективную работу тысяч промышленных (черной и цветной металлургии, машиностроения, химического и горнодобывающего комплексов и т.д.), коммунальных и энергетических предприятий.

МинПром

Новини

2 Травня 2024

Запоріжкокс з початку року збільшив обсяги виробництва

Україна в квітні збільшила імпорт електроенергії на третину

ArcelorMittal очікує на відновлення попиту на сталь у ЄС

Аграрії просять уряд на три місяці продовжити чинне бронювання працівників

ДТЕК Енерго спрямував прибуток за минулий рік на відбудову ТЕС

В Брюселі пройде форум ЄС-Україна з питань оборонної промисловості

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

ВСІ НОВИНИ ⇢