Подробнее Запомнить город


Бензин made in...

25.12.08
размер текста:

В 2008 году украинский рынок топлив перешагнул роковую черту. Сейчас уже более 50% его нужд удовлетворяется за счет импорта. Это свидетельствует о системном кризисе национальной нефтепереработки, начавшемся еще задолго до общемировой рецессии и падения цен на нефть. В потенциале отечественные НПЗ способны обеспечить топливом две такие страны, как Украина, но реально их мощности загружены всего на 40%, а ККД таков, что едва хватает на поддержку штанов.

Владельцы нефтеперерабатывающих предприятий сегодня убиваются, что не чувствуют никакой государственной поддержки своим усилиям модернизировать производство. Но эти слезы не совсем искренни. В первой половине 2000-х у украинской нефтепереработки был свой короткий "золотой век", когда до 2004 года включительно объемы выпуска бензинов и дизтоплива регулярно увеличивались, иногда на 90-100% за год. Но заработанные в этот период средства хозяева НПЗ в лучшем случае бросили на скупку и строительство заправок, в худшем -- перевели в офшоры. Поэтому сейчас украинские заводы не выдерживают конкуренции со своими собратьями не только из соседних стран, но и, например, из далеких Казахстана и Туркменистана. Да что там говорить, в 2008 году на внутреннем рынке даже встречалось топливо происхождением из Турции и Израиля.

По расчетам компании "ТНК-ВР Коммерс", сейчас на тонне переработанной нефти украинский завод зарабатывает в среднем на 17 USD меньше, чем белорусский, и на 30-35 USD меньше, чем европейский или российский. Но пенять в данном случае следует отнюдь не на зеркало, а на собственную физиономию. До переломного 2004 года украинская нефтепереработка не могла нарекать на отсутствие протекционизма со стороны властей. Внутренний рынок был надежно защищен ввозными пошлинами, а налоговая составная в цене отечественных топлив до сих пор остается одной из самых низких на европейском континенте. Отказаться от импортных пошлин правительство вынудили лишь буйно взошедшие в 2005 году ростки топливного дефицита.

Открытие внутреннего рынка вызвало на нем три воистину тектонических сдвига. С одной стороны, ценообразующим фактором на заправках Украины вместо стоимости российской нефти стали котировки топлив на мировых биржах. С другой -- центр прибыльности в топливном бизнесе сместился с НПЗ в розничные АЗС-сети. С третьей --разница в ценах на отечественное и зарубежное топливо очень быстро нивелировалась.

Почему такое возможно, чтобы бензин, изготовленный, допустим, в Румынии, перевезенный через Черное море, растаможенный на границе в конечном итоге
продавался в украинской рознице по той же цене, что и произведенный вот здесь на месте, кременчугский или лисичанский продукт? Ответ один - украинские НПЗ работают неэффективно. Раньше не хотели, теперь не могут.

По данным вице-президента "ТНК-ВР Коммерс" по маркетингу и логистике Феликса Лунева, в 2008 году доходность заводов колеблется в пределах 2-5 долларов на тонне переработанного сырья, а иногда и выпадает в минус.

Все украинские НПЗ поражены так называемой мазутной болезнью, заключающейся в том, что в конечной корзине готовых нефтепродуктов доля мазута слишком высока -- в 2008 году около 26%. За 2007 год они суммарно произвели 3,3 миллиона тонн мазута, в 2008-м ожидается на миллион тонн меньше. Но и это много. Внутренний спрос съедает лишь 300-400 тысяч тонн мазута. Остатки приходится продавать за рубеж по цене, которая, как правило, даже меньше цены сырой нефти. В период низкой стоимости "черного золота" эта разница не столь ощутима, но когда цены держались в диапазоне более 100 USD за баррель, как это наблюдалось в течение почти всего первого полугодия, производство мазута наносило колоссальные убытки украинским НПЗ. Но и приостановить его выработку на заводах невозможно. Выход мазута -- это часть технологического цикла. Не будь ее -- разорвется вся цепочка, и предприятие остановится.

Другое дело, что на большинстве нефтеперерабатывающих предприятий в мире уже давно пошли путем освоения глубоких технологий, для которых мазутный
передел -- это первая ступенька к получению более прибыльных нефтепродуктов. В дальнейшем таких ступенек может быть еще две-три. На хорошо знакомом украинским трейдерам Мажейкяйском НПЗ (Литва), например, вообще уже не производят товарного мазута. Такое же безмазутное производство наблюдается на большинстве НПЗ в странах Евросоюза и Северной Америки.

За примерами, впрочем, можно пройтись и поближе, сравнив два крупнейших в Украине нефтеперерабатывающих завода (Кременчугский и Лисичанский) с двумя
белорусскими (Новополоцким и Мозырьским). Все они были запущены в одно и то же время (60-70-е годы прошлого века), с похожими технологическими
характеристиками и с акцентом на одну и ту же советскую схему, предусматривающую минимум процессов глубинной переработки и максимум мазута на выходе. Держалась такая схема исключительно на дешевом сырье и энергоресурсах. Когда после распада СССР не стало ни того, ни другого, белорусы сумели в довольно сжатые сроки (до конца 90-х годов) управиться с первым этапом модернизации НПЗ, а дальше постепенно наращивать их мощь. В результате сейчас Беларусь перерабатывает примерно вдвое больше нефти, чем Украина, при этом около 80% белорусских нефтепродуктов отправляется на экспорт, и не только к нам, но и на рынки ЕС -- в Польшу, Голландию, Балтию.

Украинским НПЗ, чтобы приблизиться к уровню Мозыря и Новополоцка, необходимо инвестировать в обновление, по самым скромным расчетам, 1 миллиард USD. Это было трудным заданием и 2-3 года назад, а сейчас задача стала почти непосильной. Кредитный рынок замер, а собственной финансовой массы владельцам заводов явно не хватит. С определенной натяжкой можно говорить, что на подножку уходящего поезда успел заскочить Одесский НПЗ, принадлежащий российскому "Лукойлу". Тот три года продержал предприятие на ремонте, но в апреле 2008-го вернул в строй. И хотя мощности завода после этого практически не увеличились, зато глубина переработки стала самой высокой в Украине -- 76% (это на 22% больше, чем до ремонта). Кроме того, Одесский НПЗ сейчас единственный в Украине, кто выпускает все топлива в стандарте Евро-4. Для сравнения напомним, что Евросоюз с 1 января 2009 года переходит на стандарт Евро-5, тогда как дизтопливо западноукраинских НПЗ (Дрогобычского и Надвирненского) зачастую не дотягивает и до Евро-3.

Если вкратце пробежаться по другим нефтеперерабатывающим объектам страны, то Херсонский НПЗ стоит с лета 2005-го. На Кременчугском (ЗАО "Укртатнафта")
дрязги между основными акционерами -- "Татнефтью" и "Нафтогазом Украины" -- привели к тому, что оперативное руководство предприятием перехватила
структура, входящая в группу "Приват" и владеющая в кременчугском ЗАО всего лишь 1% акций с хвостиком. После этого завод стал испытывать не только нехватку денежных ресурсов на развитие, но и сырьевой голод. Лисичанский НПЗ, входящий в группу ТНК-ВР, вроде бы и модернизируется понемногу (за период с 2000 года здесь введено в эксплуатацию 6 новых технологических установок), но до дорогостоящих проектов у российского хозяина завода руки пока не доходят. Наконец, входящий в структуру "Укргазвыдобування" газоперерабатывающий завод в Шебелинке, который также специализируется на выпуске бензинов и дизтоплива, уперся в потолок своих мощностей. Больше чем с 1 миллионом тонн сырья в год ему не справиться, а на строительство дополнительной установки первичной переработки нефти и конденсата у материнской компании Шебелинского ГПЗ просто нет денег. Несмотря даже на то, что производство топлив сейчас приносит "Укргазвыдобуванню" больше прибыли, чем непосредственно добыча углеводородов.

Президент Киевского международного энергетического клуба "Q-club" Александр Тодийчук отмечает, что Украина теряет сегодня свою нефтеперерабатывающую промышленность, а сама страна превращается в сливную яму для низкокачественных нефтепродуктов украинского и российского производства, которые невозможно продать на рынках ЕС. Наиболее грустно, что объективных предпосылок для прорыва на украинском нефтеперерабатывающем фронте не наблюдается. Даже если парламент примет закон о налоговых льготах на ввоз технологического оборудования и материалов для реконструкции НПЗ, о чем их владельцы неоднократно просили киевскую власть, это уже будет запоздалым решением. Возможно, определенный стимул отрасли могло бы дать изменение акцизной политики по принципу: чем выше экологические и эксплуатационные свойства нефтепродукта, тем ниже ставка акцизного сбора. Только вот у госорганов всегда были проблемы с эффективным контролем качества топлив, реализуемых на АЗС.

По предварительным прогнозам, в 2008 году суммарно отечественные переработчики произведут немногим больше, чем по 3 миллиона бензинов и дизтоплива (что на 25% меньше, чем в прошлом году), тогда как емкость отечественного рынка светлых нефтепродуктов составляет примерно 11 миллионов тонн. То есть сегодня 5 миллионов тонн трейдерам необходимо завозить из-за пределов страны и кривая этого импорта из месяца в месяц стремится вверх. В сегменте дизтоплива более 50% импортных поставок приходится на Россию (группа Уфимских НПЗ и Рязанский НПЗ), в сегменте бензинов лидерство за заводами из трех стран -- Литвы, Румынии и Беларуси. В следующем году, как рассчитывают трейдеры, объем ввезенного топлива превысит 6 миллионов тонн.

Правда, данный расчет строился в контексте дальнейшего роста топливного рынка. Добравшийся до Украины кризис готов внести в сценарий свои
коррективы. Ослабление гривны и начавшееся в ноябре падение спроса на нефтепродукты неожиданно подарили дополнительный шанс украинским НПЗ. Ввозить
бензины с Запада стало куда менее выгодно, чем летом. И на этой волне определенную долю внутреннего рынка национальные производители могут отвоевать, пускай и не в валовом, а в процентном отношении. Но эта победа все равно будет временной, поскольку коренным образом проблемы отрасли она не решит. Качественный прыжок от Евро-3 с натяжкой до Евро-5 украинским НПЗ в краткосрочной перспективе не по силам. Выше головы, как говорится, не прыгнешь. А посему идея строительства в Украине совершенно нового нефтеперерабатывающего завода, изначально располагающего современными технологиями, не столь уж плоха. Если только не пытаться воплотить ее в жизнь за бюджетный счет.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!