Подробнее Запомнить город


Акцизом по бездорожью и разгильдяйству

24.12.08
размер текста:

Премьер-министр Юлия Тимошенко не так давно заявила, что если частные заводы и фабрики начнут в условиях экономического спада массово увольнять сотрудников, то работу этим людям даст государство. Например, позовет их строить дороги. В Кабмине уже придумали, где взять денег на такое строительство. 24 декабря Верховная Рада поддержала в первом чтении правительственный законопроект, предполагающий увеличение ставок акцизных сборов на моторные бензины на 83,3%, на дизтопливо - более чем в 2 раза. Собранные благодаря росту акцизов средства должны пойти на обустройство отечественных автомагистралей в преддверии Евро-2012.

Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы догадаться: принятие закона о новых акцизных ставках автоматически приведет к подорожанию нефтепродуктов на внутреннем рынке. Ведь топливные трейдеры посчитают несправедливым нести дополнительное налоговое бремя самостоятельно, и переложат его по большей
части на владельцев транспорта. В последней декаде декабря мы имели возможность наблюдать, как, появившись еще только в виде проекта, акцизные нововведения уже повернули топливный ценовой маятник в обратную сторону. И хотя начавшееся подорожание бензинов и дизтоплива на фоне дальнейшего
падения мировых цен на нефть торговцы топливом объясняют исключительно нестабильностью валютного курса в стране, реально они уже закладывают в цену риск утяжеления налоговой составной.

В принципе это логично: за надлежащее состояние дорог, прежде всего, должен платить тот, кто по ним ездит. В этом случае бензин с ДТ выступают лишь как инструменты взимания дополнительных сборов с водителей. Но в случае с увеличением акцизных ставок слишком режет ухо непоследовательность украинского правительства. Да и сомнения одолевают, что собранные таким образом деньги действительно попадут к автодорожникам в полном масштабе, а не какими-то  крохами.

Стоит напомнить, что 27 октября Юлия Тимошенко, ее первый зам Александр Турчинов и еще несколько высокопоставленных чиновников провели большую встречу с крупнейшими украинскими нефтетрейдерами, где пообещали акцизы не трогать, если цены на заправках к 1 декабря упадут на 1 гривню за литр. Топливные операторы свое слово худо-бедно сдержали. Кабмин фактически нарушил договоренность. Конечно, можно сколько угодно аргументировать, что цены на топливо объективно должны были упасть, что украинские акцизы -- и так самые низкие в Европы, но если в правительстве это знали, то почему не преодолели искушение искупаться в лучах дешевой рекламы, преподнося падение цен на заправках, как собственную заслугу, а их рост -- как сговор АЗС-владельцев.

Подобной полуправдой нашпигована и пояснительная записка к акцизному законопроекту, подготовленная Министерством финансов Украины. Согласно его  данным, минимальный акциз на бензины в странах ЕС составляет 273 евро за тонну, в Беларуси колеблется в пределах 221-314 евро за тонну, в России - 74-101 евро за тонну. Однако, сказав "а", надо произнести и "б". В Украине, действительно, налоговая доля в цене топлив чуть ли не самая низкая на континенте, но и таких дешевых нефтепродуктов за границей почти нигде не найдешь, за исключением, пожалуй, России. При нынешнем валютном курсе литр А-95 стоит у нас меньше, чем пол евро. Для сравнения, в Польше - порядка 80 евроцентов. Недавно специалисты киевской консалтинговой компании UPECO посчитали, сколько бы стоила тонна А-95 и дизтоплива на смежных с Украиной рынках, если из отпускной цены изъять все налоги и сборы. Вот что получилось: Беларусь -- 807$ за тонну А-95 и 695$ за тонну ДТ, Румыния -- 724$ и 863$ соответственно, Литва -- 620$ и 756$, Болгария -- 963$ и 800$. Украинские показатели ничуть не выпадают из этого контекста: 693$ за тонну 95-го бензина, 706$ -- за тонну дизтоплива. В данное время конкретные цены, естественно, могли изменится, но пропорция в целом сохраняется.

Другое дело, что ставки акцизов не менялись в Украине с 1 января 2003 года, тогда как цены на топливо за этот же период выросли в 3 раза. Таким  образом, доля акцизного сбора в цене 1 литра бензина уменьшилась с 14 -17% до 5%. Теперь же, в случае увеличения акцизов, она повысится, согласно расчетам Минфина, до 8%.

Если говорить о точных цифрах, то ставки акцизного сбора на бензины моторные (А-76 -- А-98) повышаются с 60 евро до 110 евро за тонну. В сегменте дизтоплива рост предполагается еще больше: для ДТ с содержанием серы более 2% -- с 45 до 95 евро за тонну; с содержанием серы от 0,035% до 0,2% -- с 35 до 85 евро за тонну; с содержанием серы от 0,005% до 0,035% -- с 30 до 80 евро за тонну; с содержанием серы не более 0,005% -- с 20 до 70 евро за тонну.

Странно, что подобная дифференциация не распространяется на бензины. Некоторые из игроков рынка нефтепродуктов видят в этом, как и во всем законе, реверанс в сторону отечественных НПЗ, чей бензин в целом уступает по качеству импортному. Для них дифференциация акцизных ставок невыгодна, зато их увеличение может стать определенным стимулом в работе. После курсового падения гривны импорт нефтепродуктов и так уже стал менее рентабельным, чем летом и в первые месяцы осени. Если сейчас еще и вырастут ставки акцизов, то объемы импорта, вероятно, упадут, а некоторые импортеры вообще уйдут с рынка. Их нишу придется заполнять продуктом  от национального производителя.

Однако для нефтетрейдеров, не имеющих собственных перерабатывающих мощностей, а живущих исключительно с перепродажи топлив, акцизные изменения вызывают мелкую нервную дрожь. "На фоне существенного снижения потребления нефтепродуктов (за октябрь-ноябрь 2008 года оно упало на 15% по сравнению с показателями за аналогичный прошлогодний период) увеличение акциза будет одним из факторов оказывающих негативное влияние на скорость оборачиваемости средств и объемы продаж компаний, которым в условиях курсовой нестабильности и так крайне сложно планировать свою выручку", - комментируют нововведение в одной из крупнейших топливных компаний страны. Иными словами, у трейдеров сейчас и так "напряженка" с оборотными средствами, а увеличенные акцизы вымоют их, чуть ли не дочиста.

Если переносить предложенные правительством ставки на цену литра нефтепродуктов автоматически, то бензин должен подорожать на 55 копеек, дизтопливо - на
68-83 (в зависимости от сорта). Но, скорее всего, уровень роста, как прогнозируют трейдеры, будет несколько ниже - от 20-30 до 45-50 копеек. В данном случае весьма важно курсовое соотношение гривны к евро, ведь ставки акциза номинированы в европейской валюте. Кстати, в октябрьских договоренностях между  нефтетрейдерами и Кабмином четко было зафиксировано, что держать низкие цены на топливо они способны лишь в случае, когда власти смогут удержать курсовую планку на уровне не выше 6 гривен за доллар.

Похоже, за 4 последних года, худшего времени для введения более высоких ставок акцизов Кабмин не нашел бы при всем желании. Даже на летнем пике стоимости нефтепродуктов такая мера была бы воспринята не столь болезненно - в высоких ценах акцизы бы просто растворились. Но чем-то накачивать прохудившийся бюджет нужно именно сейчас, вот в ведомстве Виктора Пинзеныка и вспомнили под конец года об акцизном насосе. Ожидаемый под воздействием нового закона годовой приток 4 миллиардов гривен - это не слабая подмога для бюджета. До дорог она, может, и не доберется, но на погашения социальных выплат - сгодится еще как.

Кстати, под лозунгом "За красивые дороги!" Кабинет Министров протягивает через Верховную Раду еще один подобный акцизный закон. Он касается увеличения ставок акцизных сборов на автомобили и их комплектующие. За счет этих сборов планируется собрать еще порядка 3 миллиардов гривен. Несмотря даже на протесты Минпромполитики, который утверждает, что это и будет ценой обелиска на могиле отечественного автопрома, живущего, прежде всего, за счет сборки новых машин из импортных полуфабрикатов.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!