Бойкот Бойко

Публікації

Министр энергетики Юрий Бойко внес в Кабмин предложение о введении пошлины на импорт нефтепродуктов. Причиной послужили несколько тревожных обстоятельств на отечественном рынке нефтепродуктов. В результате же с рынка Украины придется уйти ряду крупных иностранных компаний. С другой стороны, введение импортной пошлины послужит стимулом к увеличению внутренней нефтедобычи. Однако иностранные компании, возмущенные подобными мерами, объявили бойкот правительству и резко повысили цены на топливо.
 
Прежде всего к такому решению украинское правительство подтолкнули договоренности России, Беларуси и Казахстана в рамках создания Единого экономического пространства (ЕЭП). Участники ЕЭП договорились о формировании общего рынка нефти и нефтепродуктов, в рамках которого страны-участницы обязуются не ограничивать объемы взаимной торговли и не вводить вывозные таможенные пошлины на нефть. Кроме того, все участники ЕЭП получают гарантии приоритетного обеспечения нефтью и нефтепродуктами.

Таким образом, Россия, Казахстан и Беларусь получают большие преимущества для импорта нефтепродуктов в Украину. К слову, по данным Минэнерго, 71% импорта приходится именно на эти три страны. Поэтому министр энергетики Украины Юрий Бойко внес предложение о введении с 1 января текущего года заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов на уровне 120 евро/тонн светлых нефтепродуктов. В Кабмине считают, что подобная инициатива защитит отечественных участников рынка, а также станет стимулом для увеличения добычи нефти на территории Украины как отечественными компаниями, так и российскими. У компаний из России с активами на территории Украины есть еще одна альтернатива – они могут ввозить в страну нефть для переработки. В результате в текущем году на отечественном рынке будут использоваться нефтепродукты исключительно отечественного производства – импорт нефтепродуктов станет нерентабельным.

Данное обстоятельство заставит многие иностранные компании пересмотреть ведение бизнеса в Украине. В частности, один из крупнейших мировых игроков, компания Royal Dutch Shell, владеет в Украине сетью из 161 автозаправочной станции. В компании уже заявили, что упомянутое нововведение сделает нерентабельной деятельность мирового гиганта в нашей стране. Таким образом, можно ожидать, что Shell будет рассматривать продажу своей сети автозаправок.

А покупателем может выступить "Нафтогаз Украины", который ранее уже заявлял о желании приобрести сеть автозаправок. Еще в начале декабря прошлого года компания обратилась в Антимонопольный комитет с просьбой о разрешении приобрести 100 автозаправочных станций. Однако тогда возникало несколько вопросов: зачем Нафтогазу 100 АЗС, откуда у компании средства на покупку крупной сети, а также кто выступит продавцом? Очевидно, подобный план в Нафтогазе проработали заранее, поэтому не стоит считать введение пошлин на импорт нефтепродуктов какой-то ситуативной вынужденной мерой. У Нафтогаза был четкий расчет: сделать работу ряда компаний нерентабельной и вынудить их продать сеть АЗС.

По словам главы компании Евгения Бакулина, НАК намерена вложить в приобретение АЗС до 2 млрд грн. с целью создания сети во всех регионах Украины. Сеть АЗС Shell для этих целей вполне подходит – автозаправочные станции компании есть во всех областях Украины. Еще одной мишенью для Нафтогаза может стать сеть автозаправок WOG, принадлежащая компании "Континент Нефте Трейд", о чем уже появлялась информация в СМИ.

В правительстве считают, что после ухода с рынка Украины крупных иностранных владельцев сетей АЗС отечественные добытчики и переработчики нефти получат дополнительный стимул к увеличению объемов добычи и переработки сырья. Следовательно, вырастут инвестиции в отечественные нефтеперерабатывающие заводы. Кроме того, правительству удастся остановить тревожную тенденцию – рост доли импорта нефтепродуктов на отечественном рынке. Так, объем импорта увеличился с 26% в 2006 до 45% в текущем году.

В результате показатели импорта нефтепродуктов в Украину могут снизиться до исторического минимума, а такие компании, как "Ливела", наделавшая много шуму на отечественном рынке, будут ликвидированы. Участники рынка уже отмечали, что из-за беспошлинного ввоза нефтепродуктов "Ливелой"  рентабельность многих компаний в Украине резко снизилась, а Антимонопольный комитет подсчитал, что в результате деятельности  "Ливелы" государству был нанесен ущерб на 3 млрд грн.

Эксперты отмечают, что введение пошлины на нефтепродукты поставит отечественных участников рынка в равные условия с импортерами. В ином случае многие отечественные нефтеперерабатывающие мощности могут полностью остановиться через год-два. Таким образом, это создаст социальное напряжение в стране, а импортеры будут продолжать повышать цены на топливо.

И хотя представители Минэнерго провели предварительное заседание с нефтетрейдерами, ситуация все-таки вышла из-под контроля государства. На совещании с участниками рынка представители правительства пришли к соглашению об ограничении импорта. Была достигнута договоренность об ограничении торговых надбавок. Нефтетрейдеры пообещали сохранить стабильную ситуацию на внутреннем рынке, избегая повышения цен на нефтепродукты. Также участники рынка пришли к пониманию в вопросе сохранения эксплуатационных затрат автозаправочных сетей и нефтебаз, налогов, зарплат и прибыли на уровне 180 долл./тонн нефтепродуктов. Кроме этого, было принято решение отложить переход на стандарты качества нефтепродуктов Евро-4 и Евро-5.

Помимо этого, Антимонопольный комитет в конце декабря обязал 18 операторов рынка нефтепродуктов воздержаться от необоснованного повышения цен. С другой стороны, часть экспертов утверждала, что при подобных обстоятельствах именно отечественные трейдеры повысят цены на топливо ровно на величину импортной пошлины. Подобной реакции можно было ожидать и от импортеров, которые негативно восприняли инициативу правительства. Результатов долго ждать не пришлось – цены на топливо начали серьезно расти уже в конце декабря 2010.

Так, в течение ноября-декабря средние цены на топливо почти во всех регионах Украины выросли на 50-60 коп./л. Антимонопольный комитет заподозрил в этом признаки антиконкурентных согласованных действий. Впрочем, нефтетрейдеры, работающие на территории Украины, объясняли подобное повышение ростом цен на нефть на мировых рынках. В результате было возбуждено дело по факту резкого повышения цен на бензин марок А-95 и А-92 в конце 2010-начале 2011 годов со стороны основных операторов рынка.

Расследование, по информации Комитета, коснется компаний, занимающих значительную долю рынка. Лидерами повышения цен на бензины, по информации АМКУ, являются "Окко-Нефтепродукт", "Континент Нефте Трейд" (WOG), "Альянс Холдинг" (Shell), "Лукойл-Украина" и "ТНК-ВР Коммерс". Эти компании не выполнили рекомендации Комитета по установлению экономически обоснованной стоимости топлива. Поэтому в ходе расследования особое внимание будет уделено формированию всей цепочки расходов, влияющих на стоимость топлива, учитывая при этом размер цен на имеющиеся остатки нефтепродуктов.

Эксперты считают подобное повышение цен своеобразным "бойкотом" правительству из-за введения импортной пошлины на нефтепродукты. Однако шанс удержать подобный ценовой порог у крупных импортеров невелик: ведь действия АМКУ и Минэнерго напрямую связывают со стратегическим планом реформирования нефтяной отрасли. 

Тарас Жирош

МинПром

Новини

2 Лютого 2023

Висока облікова ставка НБУ поглиблює кризу у промисловості – Кінах

У Мінфіні оцінили потребу в міжнародному інвестуванні на рівні 3 млрд дол щомісяця

Укренерго підвищує ліміти споживання електроенергії

Норвегія профінансує закупівлю газу для України майже на 200 млн євро

1 Лютого 2023

Японія направить на відновлення України 170 млн долл

Канадська Ivanhoe Mines планує наростити виробництво міді в Конго

У 2023 році економіка Росії зростатиме, а не падатиме - The New York Times

Болгарія почала будівництво трубопроводу до Сербії

В Україні впав попит на нові автомобілі

Фонд підтримки енергетики України зібрав 144 млн євро 

СБУ викрила привласнення 40 млрд в Укрнафті та Укртатнафті

Австрія передасть 5 млн євро для відновлення енергосистеми України

Китай збільшив експорт та імпорт нержавіючої сталі

В січні середня ціна на російську нафту впала нижче 50 дол/бар

ДТЕК планує збільшити  імпорт електроенергії до 1 млрд кВт-год на місяць

Минулого року дефіцит зведеного платіжного балансу становив 2,9 млрд дол

ВСІ НОВИНИ ⇢