Светлое завтра

Публікації

Политзабой

Досрочные парламентские выборы не оставляют политикам времени серьезно обновить экономические предложения, не говоря уже о существенных коррективах концепций. Значит, будут конкурировать старые модели. Соотносятся ли они с новыми реалиями?

Мировой финансовый кризис оказался для властей как нельзя кстати, поскольку позволяет замаскировать неэффективность в управлении страной, а также списать на глобальные рыночные тенденции негативные явления украинской экономики, усугубленные (а в некоторых случаях и порожденные) внутренними противоречиями. Однако стагнации не желает никто, в первую очередь – влиятельные финансово-промышленные группы (ФПГ), стоящие за крупнейшими политическими силами.

Шведский стол и длинные шаги

На экономическую риторику лидеры крупнейших политсил перешли еще с прошлых досрочных парламентских выборов, когда доказывали друг другу, во сколько обойдется марафон. Близкие президентские выборы только усилили желание первых персон кандидатских списков "обкатать" бизнес-посулы.

Первой и ведущей в этом процессе остается Партия регионов. Имея за спиной одну из крупнейших ФПГ, ПР еще в 2006 году озаботилась стратегией экономического развития стратегических отраслей экономики и внятной целью в виде постиндустриального рывка. Полностью воплотить стратегию в жизнь регионалы из-за частой смены власти попросту не успели. Однако ставка на развитие промышленного потенциала и высоких технологий соответствовала естественным тенденциям украинской экономики. С тех пор риторика лидеров ПР не претерпела существенных изменений. Однако новые нюансы все же появились.

В представлении ПР промышленность (особенно тяжелая) должна была стать локомотивом для всего экономического комплекса страны, а государство выступало бы гарантом соблюдения правил игры всеми участниками. Скорее всего, судя по жесткой критике приватизационного процесса, базовые объекты остаются в госсобственности, таким образом, власть сохраняет важные рычаги воздействия на экономические процессы.

Карты существенно смешали продовольственный и финансовый кризисы. Первый усилил стратегическое значение АПК и, соответственно, позиции аграрного лобби. Второй угрожает тяжпрому напрямую, поскольку тормозит развитие экономики, что приводит к снижению спроса и цен на металл и прочую продукцию. Сейчас Партия регионов акцентирует внимание на необходимости антикризисных мер и пока что не вносит существенных корректив в стратегию развития. Тем более что предусмотреть еще одно направление – аграрное – как приоритетное не составит особого труда.

Евро-русский шпагат плюс короткие броски

Если ПР предлагает устойчивое "развитие", то лидеры БЮТ преимущественно используют словечко "прорыв". Еще за время своего первого премьерства Юлия Тимошенко показала себя ярой сторонницей сильного государственного капитализма, но без приоритетных направлений, которые достаточно внятно и мотивированно прорисованы в стратегии регионалов. Для команды БЮТ главное – усилить рычаги воздействия государства на субъекты экономической деятельности и, не исключено, монополизировать некоторые отрасли. Ключевое слово – порядок. В предвыборной риторике прошлого года лидеры БЮТ акцентировали внимание на социальных обещаниях без сколько-нибудь четких механизмов обеспечения реализации таковых.

В последнее время заметно стремление Тимошенко и ее команды делать свою игру на внешнеэкономическом пространстве. Отсюда у соратницы глубоко прозападного Виктора Ющенко лояльность (а в сентябре-октябре откровенная симпатия) к Российской Федерации и частичная утрата интереса к ЕС, вместе с которой ушла и евроинтеграционная составляющая экономической модели от БЮТ.

Юлия Тимошенко и ее команда зарекомендовали себя больше как ситуативные кризис-менеджеры, чем стратеги. Это короткие броски, оперативное решение текущих проблем без генеральной цели.

С одной стороны, такая модель с учетом жесткого госрегулирования способствовала бы структуризации украинской экономики и, несомненно, вычленению базовых отраслей с последующей бюджетной "подпиткой". Кроме того, "короткие шаги" позволяют в любой момент сменить тактику действий, применить нестандартные решения или инструменты и, в конце концов, балансировать между несколькими недружелюбными друг к другу экономическими партнерами, "выкраивая" национальный интерес. С другой, основным недостатком такой модели является внутренняя замкнутость, что предполагает статичность с относительно низким потенциалом развития.

Президент и его НУ-НС: полный Freedom

Изначально (до и во время Оранжевой революции) Виктор Ющенко позиционировался как сторонник либеральной экономической модели с основным принципом "рынок все отрегулирует сам". События на стыке 2004 и 2005 годов называют еще бунтом мелкого и среднего капитала против крупного. Отчасти это так, потому что мелкие и средние бизнесмены, сконцентрированные преимущественно в АПК, перерабатывающей и легкой промышленности, могли лоббировать свои интересы в основном в местных советах (или в ВР, но не целой фракцией), тогда как крупный капитал располагал более мощным представительством в законодательной и исполнительной власти. Малый и средний бизнес (МСБ) заявлял, что его ограничивают.

На самом деле мелких и средних бизнесменов в основном ограничивали конъюнктура на внешнем и внутреннем рынках, а также несовершенство отечественной правовой базы. Придя к власти, выразители либеральных экономических ценностей пришли к тому, против чего недавно протестовали. Довольно быстро выяснилось, что приоритетность промышленности является не навязанной, а объективно (исторически) обусловленной особенностью украинской экономики. И то, что хорошо для МСБ, плохо сказывается на базовых отраслях, особенно высокотехнологичных, которые нуждались в господпитке.

Тем не менее президент остается приверженцем либерализма и не устает подчеркивать сей факт при каждом удобном случае, хотя и высказывался пару раз в пользу поддержки развития отечественной промышленности. Однако основными тезисами остаются: иностранные инвестиции, АПК (рынок земли) и транзитный потенциал. Значение базовых стратегических отраслей хозяином дома на Банковой берется постольку-поскольку.

Пропрезидентский блок НУ-НС (который нынче трещит "по швам") в программных документах декларирует приверженность евроинтеграции и, соответственно, развитию внешнеторговых связей с привнесением западных ценностей. Если блок распадется, "осколки" обновят идеологемы, но вряд ли серьезно разойдутся в экономических вопросах.

Вся власть советам

Блок Литвина, в отличие от коллег по политцеху, сконцентрировался на проблематике аграрного сектора, однако лидер аккуратно комментирует и явления в иных экономических сферах. Суть сводится к одному: отстаивать интересы Украины. Иными словами, Владимир Литвин ратует как минимум за крепкий госконтроль всего, что можно проконтролировать. Еще один вариант сильного государства с отчетливым социальным акцентом. Предложения создать фонды поддержки и установить справедливые уровни оплаты труда выглядят несколько утопично, однако комплекс мер для поддержания села предполагает несколько довольно полезных практических шагов.

А коммунисты претерпели любопытную трансформацию. Сейчас они выступают за государство гармоничного сочетания интересов капитала и социума, однако в комментариях проскальзывают идеи монополизировать некоторые отрасли или установить мораторий на отдельные виды деятельности. Главный постулат – самоуправление (коллективов, советов). По сути – социализм шведской модели, только, в отличие от ПР, не столь практический. Открытым текстом – госсобственность в базовых отраслях промышленности, национализация земли, реприватизация с инвентаризацией и выкупом.

Догонялки

Первые симптомы глобального экономического кризиса в Украине уже во всю ощущаются. Примерно то же самое наблюдалось и в 2004 году, на фоне драматичных президентских выборов. Но тогда эксперты отмечали удивительную тенденцию: экономика нормально функционировала, практически не соотносясь с политическим бурлеском. Сейчас почему-то такого не наблюдается. Почему?

Ответ прост: ресурс стабильности если и не исчерпан (об этом пока говорить рано), то изрядно разбазарен. Неблагоприятная конъюнктура внешнего рынка уже сказалась на объеме доходов металлургов, а значит – неизбежно отразится на социальных статьях госбюджета. Властный паралич (недееспособная Верховная рада и правительство ограниченной функциональности) и дефицит внятной стратегии развития базовых отраслей (и прежде всего – отсутствие понятия о базовых отраслях на практике) значительно ослабляют в первую очередь энергоемкие сферы. Те оперативные меры, к которым, быть может, прибегнет президент с целью "спасти экономику", будут ситуативными и вряд ли смогут "подхватить" и сдержать деструктив.

Так что победителям парламентской и (через год) президентской гонок придется иметь дело с глубочайшей посткризисной ситуацией, которая угрожающа тем, что, в отличие от кризисного пика, характеризуется затяжными и трудноуправляемыми процессами. И любая экономическая модель не впишется в реалии на все 100%.

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢