Крепежная история

Публікації

Российское правительство откликнулось на инициативу местных метизных производителей и утвердило трехлетнюю пошлину на импорт в РФ крепежных изделий. Под ее действие подпадают и метизы, изготовленные в Украине. В результате наши производители машиностроительного крепежа уже с конца марта – начала апреля вынуждены будут пересмотреть (если не сократить до минимума) свои продажи на российском рынке и существенно подкорректировать политику ценообразования.

Принятое 12 февраля постановление правительства РФ №68 "О специальной защитной мере в отношении крепежных изделий" предусматривает введение пошлины на ряд ввозимых в страну крепежных изделий (коды по ТН ВЭД ТС серии 7318) в размере 282,4 долл./тонн. В частности, данная защитная мера распространяется на импортируемые в Россию шестигранные метрические болты и гайки, болты с полукруглой головкой с квадратным подголовником или усом и одновитковые пружинные шайбы.

Пошлину при ввозе в Россию этой продукции начнут взимать уже с 18 марта текущего года, причем независимо от страны ее происхождения. В качестве беспошлинного исключения разрешены только изделия, изготовленные в Беларуси. Украинский же крепеж, в случае поставки на российский рынок, будет облагаться специальным таможенным платежом на общих основаниях.

Координатор совета ассоциации "РосМетиз" Александр Семенов так прокомментировал выход постановления №68: "К сожалению, в связи с введением специальной пошлины многие российские потребители могут пострадать от необоснованного роста цен, как на импортную продукцию, так и на продукцию российских производителей". И это высказанное сожаление – не пустая формальность. Во время более чем 20-месячного предварительного расследования Минпромторга РФ в этой ассоциации действительно приложили немало усилий, чтобы не допустить введение спецпошлины при импорте крепежа на российский рынок.

Аргумент у РосМетиза был простой. Определенные виды крепежа, охваченные действием защитной меры, либо не выпускаются в России вовсе, либо производятся, но в недостаточном количестве и предлагаются местным потребителям по достаточно высокой цене. Победила, впрочем, позиция российских компаний "ММК-Метиз" и "Северсталь-Метиз", выступивших в свое время инициаторами означенного расследования.

В ходе последнего принимали участие и представители таких украинских производителей крепежа, как Дружковский метизный завод и одесское ОАО "Станконормаль". Но их возражения против применения защитной меры к украинским крепежным изделиям, как видим, учтены не были. А терять на российском рынке нашим производителям будет что. Вячеслав Попов, заместитель руководителя департамента по вопросам металлургического комплекса центра "Держзовнишинформ", приводит следующую статистику. В прошлом году весь объем украинского экспорта крепежа составил 30,6 тыс. тонн. При этом на поставки в Россию пришлось 21,8 тыс. тонн данной, или более 71% из всего украинского крепежного экспорта.

Основным украинским поставщиком метизов на рынок РФ уже не первый год является Дружковский метизный завод, крупнейший производитель крепежа в стране. Принимая во внимание данные Держзовнишинформа, а также информацию операторов рынка, можно говорить о том, что в 2009 году это предприятие поставило на экспорт порядка 15-17 тыс. тонн крепежных изделий; из них в Россию – 11-12 тыс. тонн (свыше 70%). В 2010 году общие зарубежные продажи Дружковского метизного завода выросли почти до 25 тыс. тонн крепежа. При этом на рынок РФ предприятие отправило порядка 20 тыс. тонн этой продукции (более 82% экспортных поставок завода).

Российские продажи Станконормали не отличаются такими масштабами. Так, по сведенной информации ряда экспертов, этот производитель в 2009 поставил за рубеж около 150 тонн крепежа, в том числе в Россию – примерно 70 тонн (около 47%). В прошлом году весь крепежный экспорт завода составил 310-320 тонн, а доля продаж на рынок РФ в нем – около 180 тонн, или почти 57%.

Впрочем, если рассматривать экспортные объемы предприятий именно с точки зрения продаж в Россию машиностроительного крепежа, как раз и подпадающего под действие постановления №68, то диспропорция в поставках заметно нивелируется. Дело в том, что весьма значительная часть продаж Дружковского метизного завода приходится на железнодорожный крепеж, а Станконормаль поставляет в РФ только крепежные изделия для машиностроения. Однако, что в случае с российскими поставками Дружковского завода, так и в ситуации с продажами Станконормали на рынок РФ, постановление №68 способно заметно усложнить сбытовые задачи по машиностроительному крепежу для обоих предприятий.

Принятие российским правительством спецпошлины в 282,4 долл./тонн, отмечает В.Попов, может привести к ощутимому снижению конкурентоспособности украинских предприятий на российском рынке: "Если оперировать данными прошлого года и принимать во внимание усредненные стоимостные показатели экспорта Дружковского метизного завода и Станконормали, то после взимания пошлины, цены на продукцию данных предприятий, поставляемые в Российскую Федерацию вырастут в среднем на 16-22% – в зависимости от вида продукции и производителя. Естественно, это не лучшим образом скажется на возможностях предприятий в плане ценовой конкуренции".

Председатель правления ОАО "Станконормаль" Юрий Задорин в комментарии для МинПрома прямо заявил, что введение этой защитной меры вполне способно "приостановить (активность – прим. автора) наших покупателей" в России. По его словам, в ходе предварительного расследования предприятие пыталось доказать необоснованность применения спецпошлины к своей продукции. "Во-первых, мы изготавливаем специфические крепежные изделия, в том числе шайбы Гровера особого сечения. Во-вторых, для производства крепежа необходимое сырье мы закупали именно в России. В-третьих, мы предлагали россиянам ограничить свои поставки на их рынок в рамках определенной годовой квоты – порядка 70 тонн. Мы готовы были выдерживать это самоограничение, но к нам не прислушались!" – возмущается Ю.Задорин.

На данный момент руководитель Станконормали не видит особых альтернатив поставкам крепежа в Россию. Отечественный рынок, подчеркивает он, не столь развит, чтобы в значимых объемах потреблять продукцию возглавляемого им предприятия. Внутриукраинским клиентам одесский завод поставляет максимум 15-16 тонн своих шайб в год.

Председатель правления ОАО "Дружковский метизный завод" Сергей Салий также утверждает, что предварявшее выход постановления №68 спецрасследование по импорту машкрепежа в Россию сложно назвать объективным. Он подчеркивает, что в его ходе были допущены грубые процедурные нарушения. А доводы местных инициаторов принятия защитной меры (о якобы связи между возрастанием импорта крепежа в РФ и падением его выпуска у российских производителей; без учета фактора экономического кризиса) зачастую не отличались правдоподобием. "Тем не менее в Минпромторге РФ это все проходило. Просто… им (россиянам – прим. автора) надо было ограничить свой рынок от поставок продукции всех зарубежных производителей крепежа. Они это и сделали. Другой вопрос, что весь объем подпавшего под защитную меру импортного машкрепежа – что украинского, что китайского – в России своими силами изготовить не в состоянии!" – убежден С.Салий.

Что же касается собственных сбытовых перспектив по машкрепежу, то на Дружковском метизном заводе, по словам его руководителя, настроены оптимистично: "Будем смотреть в сторону других (кроме России – прим. автора) стран, подтянем продажи на внутреннем рынке Украины". Правда, при этом С.Салий не счел возможным уточнить, какой объем российских поставок продукции завода подпадает под действие указанной спецпошлины и в какие регионы продаж завод сможет этот крепеж перенаправить.

Со своей стороны представитель Держзовнишинформа уверен, что нынешняя доля России в экспортной географии украинских крепежников делает весьма сложным решение задачи с быстрой диверсификацией их рынков сбыта. "В ситуации с введением пошлины на импорт крепежа в РФ украинским его производителям придется пересматривать свою политику ценообразования, – полагает В.Попов. – И пытаться увеличить поставки на иные рынки –- на уровне десятков тонн в год в ту или иную страну. А сделать это непросто. Ведь сегодня в основных мировых регионах потребления крепежа заметно усилили свои позиции азиатские его производители".

"Азиатское обстоятельство", кстати, в свое время стало тем поводом для российских метизников, который позволил им инициировать спецрасследование по импорту крепежа в РФ. А закончилось все принятием указанной трехлетней защитной меры. В 2008-2009 годах топ-менеджеры Северсталь-метиза открыто говорили о необходимости ограничить российский рынок от поставок данной продукции из КНР.

Сегодня схожие мысли завладели и украинскими метизниками. Как стало известно МинПрому, уже в ближайшие дни в Минэкономразвития Украины должно состояться совещание с участием руководителей отечественных заводов, изготавливающих крепеж. На этой встрече некоторые представители метизных предприятий страны, ссылаясь на введения спецпошлины по российскому рынку, будут требовать принятия аналогичного решения в отношении дешевого крепежа, ввозимого сегодня в Украину из стран Юго-Восточной Азии (Китая, Индии, Тайваня и Таиланда).

Своя защитная мера, с одной стороны, позволит украинским крепежникам хотя бы морально возместить негатив от возможного сужения российского рынка. С другой же, хоть как-то компенсировать ожидаемое сокращение продаж машкрепежа в России до критически низкого уровня – из-за затруднения доступа в Украину продукции их иностранных конкурентов.

Правда, компенсация в данном случае вряд ли выйдет полноценной. Да и специальные расследования по импорту ведутся не один месяц. Российская "антидемпинговая эпопея" с утверждением пошлины на ввозимый в страну крепеж, длившаяся почти два года, – хорошее тому подтверждение.

Сергей Кукин

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢