Изнанка достижений в машиностроении

Публікації

Существенный рост объемов производства в отечественном машиностроении за 2010 год, составивший по предварительным данным 56-57%, в основном был достигнут за счет экспортно-ориентированных подотраслей. А вот в сегментах, работающих на внутренний рынок, продолжалась стагнация.

Определенные перспективы

До конца первого квартала текущего года украинские власти планируют утвердить обновленную версию Государственной программы развития машиностроения на 2006-2011 годы, а также аналогичный документ, охватывающий период с 2012 по 2017 годы. Разработкой концепции обеих программ занимались специалисты Министерства промышленной политики Украины, и к началу нынешнего года процедура согласования этих документов была завершена.

Подготовка государственной стратегии развития данного ключевого сегмента экономики проходила на фоне достаточно оптимистичных прогнозов экспертов, которые прочат ему устойчивый рост в ближайшие три-четыре года. Так, согласно данным отчета Ukrainian economic trends forecast, подготовленного специалистами аналитической группы Da Vinci, в 2011 году отечественный машиностроительный комплекс, который в 2010 наращивал объемы производства рекордными темпами, будет играть роль одного из главных драйверов роста объемов промышленного производства страны. При этом эксперты отмечают, что сохранение за украинским машиностроением роли двигателя всей экономики будет напрямую зависеть от преодоления кризисных явлений в России.

В свою очередь аналитики ИК Astrum Investment Management считают, что по сравнению с прошлым годом темпы роста объемов производства в отрасли все же снизятся – до 15%. Это будет обусловлено тем, что лидирующее ныне вагоностроение и так находится на пиковом уровне и не сможет увеличить объемы производства более чем на 5-10%. Однако закономерное замедление темпов роста объемов производства в этом сегменте будет компенсировано ускоренным развитием в сфере автомобилестроения, что станет возможным благодаря восстановлению кредитования граждан.

И уже к 2012 году, как предполагают специалисты Минпромполитики, отрасли наконец удастся по объемам производства достичь максимального уровня, зафиксированного накануне кризиса в 2008 году. Впрочем, независимые эксперты склонны думать, что это произойдет не ранее 2013-2014. А значит, в фазу собственно роста она войдет в период с 2013 по 2015 годы. Насколько же украинское машиностроение окажется обязано этим готовящейся ныне госпрограмме, будет зависеть как от ее содержания, так и ее выполнения.

Незначительное торможение

Напомним, что 2009 год был для украинского машиностроения периодом максимального спада объемов производства. Так, по разным данным, по сравнению с 2008 годом сокращение составило от 45,1% до 2,4 раза. При этом максимальное снижение объемов производства наблюдалось как раз в транспортном машиностроении и автомобилестроении, то есть тех сегментах, которые сейчас демонстрируют самый значительный рост. Получается, что показатели стремительной позитивной динамики в этой сфере обусловлены, в первую очередь, низкой базой сравнения.

Наряду с этим в 2009 году самыми устойчивыми к кризису оказались энергетический и электротехнический сегменты. В частности, объемы производства электротехнического оборудования, по сравнению с 2008 годом, выросли на 5,5%. По мнению специалистов Минпромполитики, это характерно для данной области, чьи ежегодные темпы прироста производства составляют примерно 5-10% в год.

Перелом в развитии тенденции к спаду объемов производства произошел в первые пять месяцев 2010 года. Так, в январе-мае рост объемов производства достиг 46,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009. В это же время лидерами по темпам роста стали тяжелое и транспортное машиностроение, где прирост составил 89,3%. Объемы производства железнодорожного подвижного состава увеличились в 2,6 раза. А уже по итогам первого полугодия в отрасли был зафиксирован 53% рост.

Однако начиная с июля темпы восстановления в отрасли существенно замедлились, и по итогам 7 месяцев, по сравнению с аналогичным периодом 2009, увеличение объемов производства составило лишь 31,3%. При этом в сфере производства несамоходных грузовых вагонов, автобусов и грузовых автомобилей произошел колоссальный всплеск – их выпуск увеличился в 4,16 раза, в 2,37 раза и в 2,18 раза соответственно. В то же время в сфере производства легковых автомобилей по-прежнему сохранялась рецессия, вследствие которой объемы производства уменьшились на 20,8%.

В августе значительных изменений не произошло, и в по итогам 8 месяцев, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост объемов выпуска продукции в отрасли составил 32,7%. Между тем в это же время в сегменте производства железнодорожного подвижного состава произошел 6-кратный рост объемов производства. Это исторический максимум не только для Украины, но и для стран СНГ. В частности, ОАО "Азовобщемаш" в этот период реализовало 7 тыс. вагонов, ОАО "Крюковский вагоностроительный завод" – более 5 тыс., ОАО "Стахановский вагоностроительный завод" – более 4,5 тыс. и ОАО "Днепровагонмаш" – почти 2,8 тыс. При этом львиная доля этой продукции, 65%, была поставлена зарубежным потребителям.

Превосходный рывок

Тем не менее за летним торможением последовал очередной прорыв. Так, по итогам первых трех кварталов 2010 года объемы производства предприятий общего машиностроения увеличились более чем на 60% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. "Это позволяет предположить, – заявил директор департамента по вопросам развития машиностроения Министерства промышленной политики Украины Виктор Козырев, – что рост объемов производства в 2010 году составит не менее 56-57%. Конечно, это еще не уровень 2008 года, но весьма значительный показатель".

Что же касается отдельных сегментов, то вполне очевидно, что локомотивами всего комплекса окажутся предприятия тяжелого и транспортного машиностроения, объемы производства которых, по прогнозам Минпромполитики, превысят цифры 2009 года не менее чем вдвое. Также заметный вклад внесут производители автомобилей, увеличив их выпуск почти на 40%, производители электротехнического оборудования – рост на 38%. При этом наименее существенный прирост произойдет в инструментальной отрасли и станкостроении – всего на 4%. А подотрасли энергетического и химического машиностроения даже не дотянут до показателей провального 2009 года.

Как констатируют аналитики ИК Astrum Investment Management, в целом своими успехами в минувшем году украинское машиностроение обязано прежде всего экспортно-ориентированным сегментам, поскольку в подотраслях, работающих на внутренний рынок, продолжался спад. Действительно, сбывающие 2/3 своей продукции на внешних рынках предприятия транспортного машиностроения с осени продолжали наращивать объемы производства. В частности, по итогам 10 месяцев объемы выпуска грузовых вагонов выросли почти в 3 раза, грузовых автомобилей и автобусов – на 90 и 113% соответственно. Однако общую картину испортили производители легковых авто, выпуск которых увеличился всего на 7%. В итоге транспортное мышиностроение закончило октябрь с показателем роста 62%.

Но уже в декабре автостроители взяли реванш, причем лидерами оказались как раз производители легковых автомобилей, увеличившие объемы производства сразу на 39% и оставившие позади вагоностроителей, чей показатель роста составил 37%, а также производителей автобусов – 32,7%. Наряду с растущим спросом на данную продукцию на мировом рынке главным внутренним фактором роста оказалась подготовка к Евро-2012, а также крайняя необходимость в обновлении вагонного парка украинских железных дорог, которым руководство Укрзализныци много лет подряд пренебрегало. Другими словами, пиковые показатели роста объемов производства на предприятиях транспортного машиностроения были обусловлены появлением крупных госзаказов от городов, принимающих Евро-2012, которые закупали автобусы, а также от Укрзализныци и метрополитенов, которые в минувшем году проводили тендеры по закупке подвижного состава.

При этом в остальных сегментах, которым не так повезло с конъюнктурой внешних рынков и которые не могли рассчитывать ни на господдержку, ни на ощутимый спрос на внутреннем рынке, по-прежнему продолжался спад. В частности, в декабре существенно сократились объемы производства грузовиков – на 23,7%, сельскохозяйственной техники, резервуаров и цистерн, продукции для жилищно-коммунального хозяйства и в других металлоемких подотраслях. Итоги января несколько сбалансировали общеотраслевое положение. Так, по сравнению с декабрем 2010 объемы производства в отрасли в целом сократились на 28,9%. Эти цифры подтверждают ранее сделанные прогнозы экспертов.

Ощутимый эффект

Очевидно, что рост объемов производства в украинском машиностроении в минувшем году был обусловлен скорее ситуативными, нежели долгосрочными факторами. А ведь для стабильного поступательного развития, по мнению экспертов, необходимы как раз последние, к числу которых относятся государственное стимулирование, расширение внутренней потребительской базы и, конечно же, благоприятный инвестиционный климат. Вполне возможно, что новая госпрограмма для машиностроения как раз и обеспечит наличие всех этих факторов. Пока же ситуация оставляет желать лучшего во всех отношениях.

Так, в минувшем году отрасли с трудом удалось переломить  тенденцию к оттоку прямых иностранных инвестиций. Если в первом квартале 2010 года, по данным Госкомстата, этот показатель составлял 23,3 млрд долл., то к концу второго он уменьшился до 21 млн. А уже по итогам третьего квартала объем прямых иностранных инвестиций в машиностроительный сектор вырос на 58 млн долл. Всего в январе-марте отрасль получила 1,118 млрд долл., в апреле-июне этот показатель снизился до 1,097 млрд., и, наконец, в июле-сентябре он вырос до 1,155 млрд. Для такого сектора экономики, как машиностроение, это просто капля в море.

Впрочем, вопреки всем перипетиям кризиса и капризным факторам роста, как в 2009, так и в 2010 году, отечественные машиностроители в целом работали "в плюс". По данным Госкомстата, совокупная прибыль отрасли за 2009 составила 2,547 млрд грн., а уже в январе-августе 2010 этот показатель увеличился до 2,559 млрд грн. При этом далеко не всем украинским машиностроительным компаниям удалось увеличить свои доходы. Только 56% из них закончили 8 месяцев минувшего года с положительной рентабельностью, а вот  44% – с заметными убытками. Таким образом, если машиностроение и будет в ближайшие годы играть роль одного из основных драйверов, то лишь на фоне общей стагнации экономики страны.

Елена Герасимова

МинПром

Новини

19 Травня 2025

Транспортні компанії закликали Кулебу не підвищувати тарифи на контейнерні перевезення

Експорт чавуну з України зріс на 37% за 4 місяці

Світова торгівля під загрозою через дефіцит китайських рідкоземельних металів

У Чорному морі Туреччина відкрила нове газове родовище

16 Травня 2025

Уряд не планує суттєвих змін у критеріях і підходах до бронювання – Шмигаль

Інтерпайп скоротив викиди CO2 на 61%: рекордний прогрес у декарбонізації

Ferrexpo попереджає уряд про арбітраж через блокування ПДВ і зупинку експортних ліній

Європейський сталевий гігант готується до перезапуску зелених проєктів після літніх канікул

Шмигаль анонсував збільшення бюджетних видатків на війну через скорочення допомоги

Україна за I квартал 2025 року збільшила імпорт товарів майже на 15% – Держстат

ЄС закрив лазівку для зняття санкцій з російських олігархів

ООН прогнозує суттєве зниження темпів економічного зростання у світі 

Металурги України експортувала 1,23 млн тонн металопрокату за 4 місяці

15 Травня 2025

Новим генеральним директором Інтерпайп став Лука Занотті

Держгеонадра виставить на аукціони 60 ділянок для видобутку корисних копалин

Китай розкритикував нову торговельну угоду між Великою Британією та США

ВСІ НОВИНИ ⇢