Коксующиеся угли: через тернии к спросу

Публікації

В последние годы украинское производство коксующегося угля стабильно снижалось. Так, если в 2003 г. оно составило 27,9 млн тонн, в 2004 г. – 27,5 млн тонн, то уже в 2005 г. – 24,4 млн тонн, в 2006 г. – 21,8 млн тонн, а в 2007 г. – всего лишь 20,1 млн тонн. Для сравнения, выпуск энергетического угля был таким: в 2003 г. – 11,6 млн тонн, 2004 г. – 11,4 млн тонн, 2005 г. – 11,7 млн тонн, 2006 г. – 14,6 млн тонн, 2007 г. – 14,1 млн тонн.

Параметры рынка.

По оценкам УНПА "Укркокс", в 2008 г. предприятия Украины потребили приблизительно 28 млн тонн коксующихся углей. При этом внутреннее производство составило немногим более 17 млн тонн, остальная потребность была покрыта импортом на общую сумму почти 3 млрд долл. В том числе – порядка 7 млн тонн концентрата из России; меткомбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" завозил угли из Казахстана, Индустриальный союз Донбасса – из США и Канады.

В то же время к концу года падение выпуска кокса позволило практически полностью отказаться от импорта углей. Не будут, скорее всего, завозиться угли и в ближайшие месяцы – тем более из "дальнего зарубежья". Хотя еще по результатам января-ноября относительно 11 месяцев 2007 г. импорт коксового угля на отечественный рынок был больше на 2,5% (9,5 млн тонн).

Отметим: еще в 2006 г. украинские добытчики коксующихся углей вели активную лоббистскую борьбу против его импорта, в т.ч. пытались инициировать антидемпинговое расследование. Одним из формальных поводов стал импорт угля из Казахстана криворожским меткомбинатом.

Кстати, в числе многосторонних "антикризисных" договоренностей конца года – как известно – был пункт о том, что металлурги страны должны выкупать у угольщиков некий минимальный объем коксующихся углей. Однако по заявлениям почти всех участников рынка, это соглашение по состоянию на конец 2008 г. и близко не выполнялось. Впрочем, как и большинство иных "антикризисных" договоренностей – скажем, тот же широко пропиаренный Меморандум между правительством и металлургами.

В кризисных условиях предприятия-поставщики углей для коксования в конце прошлого года прогнозируемо снижали цены. Так, по информации наших собеседников в Министерстве промышленной политики, если в августе 2008 г. по краткосрочным контрактам цены на угольный концентрат марок "К", "Ж" и "Г" составили 370 долл./тонн, 340 долл./тонн и 207 долл./тонн соответственно – то ко второй половине декабря они упали до $100 долл./тонн, 105 долл./тонн и 75 долл./тонн. То есть, в среднем не меньше чем в 3 раза. Несмотря на это, к Новому Году запасы коксового угля на складах производителей составляли 180-190 тыс. тонн.

Хроника и новости госфактора.

Как известно, проекты оптимизации работы угольной отрасли Украины существовали задолго до современного глобального экономического кризиса. Ключевым вопросом здесь, несомненно, была и остается приватизация оставшихся государственных шахт. К примеру, еще летом 2006 г. новоназначенный (тогда) премьер-министр Виктор Янукович заявлял, что для нормальной работы отечественного ГМК шахты по добыче коксующегося угля должны быть включены в металлургические холдинги. То есть, в вертикально интегрированные цепочки "уголь-кокс-металл" (такой полной цепочкой обладает, в частности, Метинвест Холдинг). Данный тезис тогда был включен и в программу дальнейшей работы Министерства угольной промышленности. А уже в конце 2006 г. данное министерство обнародовало блок из 7 участков, наиболее перспективных для строительства новых шахт, с суммарными запасами свыше 1 млрд тонн угля и общей годовой мощностью добычи 17,7 млн тонн.

Самым перспективным был назван проект "Краснолиманская-Глубокая", другие проекты – "Добропольская-Капитальная", "Самарская-Капитальная" (все – Донецкая обл.), "Новосветловская", "Боржиковская" (Луганская обл.), "Червоноградская №3", "Тягловская №1" (Львовская обл.). Ориентировочный объем необходимых капиталовложений по всем этим проектам был тогда оценен в более чем 20 млрд грн.

Далее, в позапрошлом году Минуглепром начал создание на базе госшахт т.н. оптового рынка угольной продукции (ОРУП) – по аналогии с ранее созданным оптовым рынком электроэнергии. По этому проекту предполагалось, что ключевой оператор рынка – ГП "Уголь Украины" – оценивает текущий спрос на угольную продукцию и в зависимости от этого планирует и корректирует объемы поставок. Также за ГП закреплялось установление усредненной цены на уголь (исходя из его себестоимости на различных шахтах) и борьба с демпингом.

Напомним, в конце 2003 г. Минтопэнерго создало Оптовый рынок энергетического угля. А в 2004 г. президент Леонид Кучма подписал указ о создании НАК "Уголь Украины" – в составе, в частности, госпредприятий "Угольная энергетическая компания" и "Угольная коксовая компания" (на базе некорпоратизированных ГП). Впоследствии из-за борьбы за контроль над НАК ее формирование приостановилось. Действует и "перспективная" госпрограмма "Уголь Украины".

В свете сказанного выше не странно, что в конце минувшего года Донецкая областная госадминистрация снова подняла вопрос о приватизации оставшихся "коксовых" госшахт. Так, в декабре 2008 г. областное руководство объявило о необходимости формирования перспективной группы опорных шахт, способных обеспечить поставки конкурентоспособных углей для коксования в эффективных объемах. И базовым условием этого называют полную приватизацию всех ГП по добыче коксового угля.

Где перспектива?

Действительно, в условиях кризиса получить контроль над теми или иными перспективными активами может быть гораздо проще, чем в "мирной" ситуации. К тому же за топливно-энергетические активы и на украинском, и на мировом рынке продолжается активная борьба, подогреваемая потребностью борющихся сторон в "антикризисном" снижении себестоимости своей работы, собственно, вне зависимости от бизнес-профиля.

Так что продолжение борьбы за контроль над коксоугольными предприятиями не удивительно. По словам ведущих специалистов ГП "Укрпромвнешэкспертиза", некоторые металлургические холдинги опираются на базовый прогноз развития событий, согласно которому стабилизация в промышленности и ГМК Украины начнется не позднее лета 2009 года.

Цены же на коксующийся уголь в наступившем году, по прогнозам западных экспертов, упадут не менее чем на 25-26% (для сравнения, на энергетический – более чем на 20%). Так, стоимость высококачественных марок под коксование снизится до 220-225 долл./тонн (до кризиса – 305 долл./тонн). Аналитик компании Macquarie Джим Леннон считает, что "цены установятся на уровне, который позволит производителям работать рентабельно – но сдержит их от инвестиций в развитие мощностей".

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢