Б.Алиев: по пессимистичному прогнозу в 2009 г. в Украине будет переработано 11-12 млн тонн нефти

Публікації

Для функционирования экономики стоимость нефтепродуктов – не менее важный показатель, чем валютный курс. В свою очередь, цена бензина и дизтоплива отражают положение дел в нефтедобыче и нефтепереработке. О перспективах отрасли в 2009 году в эксклюзивном интервью "Минпрому" рассказал заместитель министра топлива и энергетики, курирующий это направление, Бурзу Хангулу оглы Алиев.

В 2008 г. не было найдено решение по запуску Одесса-Броды в аверсном режиме. Какие перспективы на 2009 г. – дальнейший реверс или простой?

Cтроительство нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк" и реализация проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора по-прежнему занимает центральное место в планах диверсификации энергоносителей. В 2009-м году работа по переводу уже построенной по украинской территории ветки "Одесса-Броды" в режим аверса будет активизирована.

Проект не только обеспечит снабжение каспийской нефтью потребителей Европы через территорию Украины, но и предоставит возможность отечественным НПЗ получить сырье из альтернативных источников, укрепит роль Украины на энергетическом рынке Европы, что может стать экономическим основанием ее европейской интеграции.

Наиболее заинтересованными компаниями в реализации этого проекта могут быть: Chevron Texaco, Exxon Mobil, Royal Shell, British Petroleum и ConocoPhilips. Среди потенциальных потребителей – Польша, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия и Германия.

Сегодня НАК "Нафтогаз Украины" осуществляются мероприятия по выполнению Указа Президента Украины от 22.05.08 № 474/2008 "Об обеспечение работы нефтепровода "Одесса-Броды" в проектном направлении.

Завершен процесс расширения МТП "Сарматия" путем вхождения в ее состав Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики, Грузинской газовой и нефтяной корпорации, компании "Клайпедос нефть", а также нефтетранспортних компаний ПЕРН "Пшиязнь" и ОАО "Укртранснафта".
Участники IV Энергетического саммита в Баку поддержали создание новой организационной структуры МТП "Сарматия" и разработку необходимых условий для эксплуатации нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк-Гданськ".

Объем переработки сырья на украинских НПЗ сократился в 2008 г. на 25,4%. Сохранится ли эта динамика в 2009 г. либо Минтопэнерго планирует что-то предпринять для увеличения загрузки?

Согласно оптимистическому балансу нефти на 2009 год предполагается переработка нефтяного сырья около 15 млн тонн.

Так как основные объемы нефти на украинские нефтеперерабатывающие предприятия поставляются по импорту, ситуация на рынке нефтепродуктов зависит, в основном, от объемов и условий поставки импортной нефти.

Прогнозируемый объем импортированной нефти для нефтеперерабатывающих предприятий Украины на 2009 год составляет около 11 млн тонн, что предусматривает переработку нефти на Лисичанском, Кременчугском и Одесском ПНЗ.

Но прогнозы поставки и переработки нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях могут быть не выполнены, если на Кременчугский НПЗ не будет стабильной поставки нефтяного сырья по импорту. Доля переработки нефти на Кременчугском НПЗ в общем объеме переработки нефти на НПЗ Украины в 2007 году составляла 41%, производство светлых нефтепродуктов (бензин, дизтопливо) – 28%, 41%, соответственно. Поэтому увеличение загрузки предприятия увеличит долю вырабатываемых в Украине нефтепродуктов, что приведет к уменьшению их импорта.

На Дрогобычском и Надвирнянском НПЗ предусмотрена переработка нефти украинских месторождений. Но эти два предприятия не смогут работать эффективно по причине несоответствия качества дизельного топлива, которое они вырабатывают, требованиям ДСТУ.

Учитывая сказанное, по пессимистическому прогнозу можно ожидать переработку нефти в 2009 году не больше 11-12 млн тонн. А соответственно уменьшится производство нефтепродуктов.

Прирост объемов продукции нефтепереработки возможен только при условии стабильности в обеспечении предприятий нефтяным сырьем и осуществление (согласно планам) реконструкции и модернизации нефтеперерабатывающих предприятий.

Низкая глубина переработки нефти и относительно небольшой, в сравнении с ведущими странами мира, выход светлых нефтепродуктов, характерный для большинства нефтеперерабатывающих предприятий Украины, не дают возможности обеспечить их рентабельную работу. Это является серьезным основанием для осуществления программ модернизации предприятий с целью введения в эксплуатацию объектов глубокой переработки нефти.

Для увеличения загрузки предприятий необходимо также провести возврат НДС предприятиям, что увеличит их оборотные средства. По состоянию на 12.12.2008 общий остаток невозвращения НДС нефтеперерабатывающим предприятиям со стороны государства составляет 888,9 млн грн., что существенно влияет на финансовое и производственное состояние НПЗ.

Крупнейший в Украине Кременчугский НПЗ сократил в 2008 г. переработку на 54,3%. Многие эксперты полагают, что если государство не может обеспечить его работу, наладив поставки сырья, то нет смысла за это предприятие цепляться. Вы согласны с этим мнением?

Мы постоянно контактируем с российской стороной, несколько раз встречались. Стараемся решить этот конфликт, но когда он будет урегулирован, тяжело сказать. Это тоже больше политический вопрос.

Я вообще сторонник переговоров. Так действовать мы предлагали и нашим российским коллегам.

Рано или поздно государство должно найти рычаги влияния на ситуацию, которая сейчас сложилась на "Укртатнафте". Не исключено, что наше государство сможет полностью вернуть контроль на этом предприятии, разрешить конфликт и возобновить поставки нефти из России. Тогда "Укртатнафта" станет эталоном стабильности для внутреннего рынка. Тогда уже можно будет разработать программу господдержки завода, чтобы он работал на перспективу. 

–  Может ли государство заставить собственников НПЗ модернизировать производство? Будет ли Минтопэнерго в 2009 г. способствовать принятию закона о налоговых и таможенных преференциях под реализацию таких проектов?

Заставить владельцев НПЗ модернизировать производство во время финансового кризиса вряд ли удастся.

Для проведения реконструкции и модернизации действующих установок необходимо время, средства и государственная поддержка.

Соответствующий законопроект "О внесении изменений к некоторым законам Украины относительно стимулирования реконструкции и модернизации действующих и строительства новых объектов нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей", рассмотрен в первом чтении Верховной Радой Украины.

Постановлением Верховной Рады Украины от 24.05.2007 № 981-V законопроект принят за основу и поручено Комитету Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности его доработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины во втором чтении.

Все знают, что для того, чтобы модернизировать НПЗ, его хозяин должен купить оборудование. Оборудование стоит очень дорого, а у нас еще есть и ввозная пошлина – это нонсенс просто. Мы хотели отменить эту пошлину, потому что есть ряд положений и в законах, и в других актах, которые мешают развитию нефтеперерабатывающей отрасли. В направлении устранения этих препятствий есть некоторые маленькие шаги, но здесь нужны совместные усилия правительства, Верховной Рады и Президента, которых, к сожалению, пока недостаточно.

В связи с кризисом проект строительства нового НПЗ в Украине можно считать замороженным?

В нынешних условиях однозначно нужно загружать простаивающие мощности. ТЭО по строительству нового НПЗ должно быть готово к очередному Энергосаммиту, который, как ожидается, пройдет в Тбилиси.

Специалисты Минтопэнерго предварительно подсчитали, что объем инвестиций на сооружение НПЗ мощностью 8-12 млн тонн в год составит не менее 3 млрд евро, срок строительства – 6-8 лет

Требования относительно строительства НПЗ выдвинуты такие: определение соответствующего земельного участка под строительство НПЗ, обеспечение инвестирования; гарантированное снабжения сырьем; глубина переработки нефти не меньше 95%; отбор моторных топлив не меньше 70%; обеспечение качества нефтепродуктов требованиям европейских стандартов; соответствие европейским требованиям относительно охраны окружающей среды.

В случае позитивного решения по строительству нового НПЗ в Украине, при его проектировании особое внимание также не обходимо уделить включению в схему производства нефтехимических продуктов из побочных продуктов переработки нефти.

Объемы добычи нефти в 2008 г. в Украине уменьшились на 4,8%. В 2009 г. следует ожидать дальнейшего падения?

За 11 месяцев 2008 года в Украине добыто 3,9 млн тонн нефти с газовым конденсатом, что на 4,8 % (194,2 тыс. тонн) меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Для того чтобы приостановить процесс падения объемов добычи нефти в последующие годы, необходимо более эффективно использовать уже разведанные запасы нефти в комплексе с проведением необходимого объема геолого-разведовательных работ.

Украине необходимо выйти на такую ступень развития нефтегазодобычи, когда уровень ежегодных разведанных запасов будет превышать текущую добычу в пропорции 2:1.

Обеспечить выполнение таких масштабных заданий можно только при условии консолидации для их выполнения средств госбюджета на развитие минерально-сырьевой базы и финансовых ресурсов НАК "Нафтогаз Украины".

Одним из шагов для увеличения добычи нефти должно стать получение лицензий не на аукционах, а на конкурсной основе, теми предприятиями, которые имеют государственный контрольный пакет акций и соответствующий производственно-технологический, технический, кадровый потенциал и практический опыт работы в нефтегазовом производстве Украины.

Также необходимо в первую очередь направить 100% отчислений сбора за геологорозведовательные работы в специальный фонд Государственного бюджета Украины, как это предусмотрено статьей 33 Кодекса Украины "Про надра", и направить эти средства исключительно на наращивание приростов запасов углеводородов, как в пределах акватории Черного и Азовского морей, так в пределах Днепровско-Донецкой впадины.

Для этого государство должно сделать ряд законодательных шагов, которые бы стимулировали процесс развития основы отрасли – сейсмические, геологические, поисковые и разведывательные работы.

Насколько целесообразным является заключение меморандумов с участниками рынка? Ведь, по сути, этот документ не является обязательным к исполнению. Будет ли в 2009 г. подписываться новый меморандум с нефтетрейдерами?

Сейчас именно тот момент, когда государство и бизнес должны заключить меморандум.

Власть обеспечивает стабильные правила игры, снижает налоги, стимулирует развитие рынка, модернизацию производства. Бизнес – выполняет свои стратегические обязательства, не занимается политикой. 

–  Что в 2009 г. планируется сделать на Шебелинском НПЗ?

С целью уменьшения содержания в товарных автомобильных бензинах ароматических углеводородов и приведения их качеств в соответствие с нормами ДСТУ 4839:2007 (Евро-4) ДК "Укргазвыдобування" продолжает внедрение на Шебелинском ВПГКН инвестиционного проекта "Строительство установки изомеризации легких бензиновых фракций".

На сегодняшний день получен вывод Государственной экспертизы проекта, который вместе с проектом находится на рассмотрении и согласовании Инвестиционного комитета НАК "Нафтогаз Украины".

Проведен тендер и определен разработчик на выполнение ТЭО "Установка гидроочистки дизельного топлива производительностью 400 тыс. тонн/год", внедрение которой обеспечит возможность производства дизельного топлива с содержанием серы в соответствии с ДСТУ 4840:2007 (Евро-4).

ДК "Укргазвыдобування" введено в эксплуатацию семь АЗС и одна на стадии ввода, которые территориально размещены в г. Харьков и Харьковской области.
Компания работает в направлении оборудования собственных АЗС приборами для контроля качества автомобильных топлив.

Воплощение перечисленных мероприятий позволит значительно улучшить качество нефтепродуктов, которые производятся и реализуются Шебелинским ВПГКН ДК «Укргазвыдобування» НАК «Нафтогаз Украины».

Предусматривается ли проектом финплана НАК «Нафтогаз Украины» на 2009 г. средства для работы на нефтяном блоке Египта? Какая там сейчас ситуация? Насколько вероятна передача блока другой компании в связи с не финансированием работ «Нафтогазом»?

В Египте продолжаются работы НАК "Нафтогаз Украины" по выполнению Концессионного Соглашения на проведение нефтяных изысканий и эксплуатации на территории блока Аlam Еl Shawish в Западной пустыне, заключенного 13 декабря 2006 года между НАК "Нафтогаз Украины", правительством Египта и Египетской Генеральной Нефтяной Корпорацией. Проектная добыча нефти – 18,1 млн тонн, газа -7,4 млрд куб. г. Ожидаемый срок окупаемости инвестиций – 4,5 года.

На сегодня, после выполнения комплекса подготовительных работ, начато бурение первой буровой скважины. В 2009 году планируется начать добычу углеводородов.

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢