Личная драма Путина

Публікації/ Дайджест

Вскоре консорциум White stream начнут покидать акционеры. К таким выводам пришли эксперты, после того, как несколько европейских стран отказались потреблять газ у "Газпрома", а Евросоюз поддержал модернизацию украинской газотранспортной системы, пообещав до конца года выделить 308 млн долл. Рентабельность проекта "Южный поток" стремительно падает и в случае введения его в эксплуатацию, что можно будет достичь лишь личными усилиями российского премьера Владимира Путина, загрузка газопровода будет весьма низкой из-за отсутствия потребителей. При этом Еврокомиссия весьма успешно прилагает все усилия, чтобы в ближайшее время клиентов у "Южного потока" стало еще меньше, а трудностей с реализацией проекта – еще больше.

На днях Украина сделала достаточно серьезный шаг в энергетической сфере – Кабмин приступил к модернизации газотранспортной системы собственными силами. Как уже ранее подчеркивали эксперты, Украина в силе модернизировать ГТС за свой счет, при этом, не дожидаясь финансовой поддержки от России и Евросоюза. Скептики в лице российского "Газпрома" считали заявления украинского правительства голословного. Тем не менее, украинский Кабмин, который оказался загнанным в угол, все-таки приступил к модернизации собственными силами, не имея другой альтернативы.

Реализация проекта "Модернизация и реконструкция магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород" началась сваркой символического золотого стыка трубопроводов, в которой приняли участие премьер Николай Азаров и министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко. Церемония состоялась на промышленной площадке газопровода "Уренгой-Помары-Ужгород" близ города Богуслав Киевской области. Премьер-министр на церемонии подчеркнул, что Украине предстоит выполнить в кратчайшие сроки огромную по объему работу.

"У нас нет другого выхода. Вы знаете, в этом году вступает в строй северная ветка обходного газопровода "Северный поток", ведутся проектные работы по строительству обходного "Южного потока", – сказал Н.Азаров. По его словам, необходимость модернизации ГТС вызвана тем, чтобы сохранить и расширить возможности Украины по транзиту газа. "Мы должны нашим партнерам европейским и России продемонстрировать все конкурентные преимущества нашей газотранспортной системы. А для этого нужна масштабная реконструкция построенного и введенного в эксплуатацию 30 лет назад газопровода", – подчеркнул премьер.

А во вторник 19 июля НАК "Нафтогаз Украины" и Европейский банк реконструкции и развития подписали меморандум про финансирование первого этапа реконструкции украинской ГТС, в том числе участка магистрального газопровода "Уренгой-Помары-Ужгород". Документ был подписан директором ЕБРР в Украине Андре Куусвеком и заместителем главы правления Нафтогаза Вадимом Чупруном. Директор ЕБРР сообщил, что банк готов выделить Украине 154 млн долл. под государственные гарантии сроком на 15 лет. В то же время, по его словам, такую же сумму и на таких же условиях готов выделить и Европейский инвестиционный банк.

По словам представителя ЕБРР, через два месяца консалтинговая компания Mott MacDonald предоставит ЕБРР отчет о проекте модернизации ГТС. И уже после этого главный офис ЕБРР в Лондоне примет решение о подписании кредитного договора с НАК "Нафтогаз Украины". Директор ЕБРР в Украине надеется, что договор будет подписан до конца этого года.

Эксперты отмечают, что это очень весомый шаг украинского правительства в плане модернизации украинской ГТС. При этом следует подчеркнуть, что Андре Куусвек также не исключает возможностей для дальнейшего финансирования следующих этапов модернизации газотранспортной системы Украины. По расчетам Минэнерго, первый этап реконструкции газопровода "Уренгой-Помары-Ужгород", протяженностью 1160 км и диаметром трубы 1420 мм, рассчитан на 3 года. Общий объем инвестиций в первый этап составит 538,87 млн долл., из них 308 млн долл. – кредитные средства, 230,87 млн долл. – средства "Нафтогаза". Другими словами, компания уже заручилась поддержкой кредиторов и обеспечила себе необходимый объем кредита для осуществления первого этапа программы, которая в общем рассчитана на 9 лет. Теперь очередь за самим "Нафтогазом".

Тем не менее ЕББР напомнил об условиях подписания договора о выдаче кредита. Одним из условий меморандума, подписанного еще 1 августа 2009 года в Брюсселе, являлось реформирование НАК "Нафтогаз Украины", то есть разделение его на три самостоятельные компании: добывающей (Укргаздобыча), транзитной (Укртрансгаз) и поставляющей газ населению (Газ Украины). Таким образом, подчеркивали эксперты, сама компания НАК "Нафтогаз Украины" может быть ликвидирована, а следовательно газовый контракт с Россией станет недействительным, так как субъект договора с украинской стороны перестанет существовать.

В рамках подписания контракта Украина также гарантировала Евросоюзу обеспечить прозрачность энергорынка, развитие конкуренции, а также внедрения европейского законодательства в этом секторе. В свою очередь Еврокомиссия и международные банки пообещали выделить Украине на программы в энергетическом секторе 1,7 млрд долл. По словам ведущего советника ЕБРР в Украине Антона Усова, без выполнения этих условий Украина может не получить этих средств.

Следует также отметить, что миссию Евросоюза огорчили статьи в украинских СМИ о том, что Европейский союз потерял интерес к модернизации украинской газотранспортной системы. А финансовую поддержку, которая была предложена в марте 2009 года в совместной декларации, было отложено или даже отменено. Поэтому в пресс-службе Миссии Евросоюза (спустя 2 года после подписания меморандума) поспешили опровергнуть это мнение и убедить, что ЕС не меняет своих обязательств относительно модернизации газотранспортной системы Украины.

"В связи с этим ЕС заявляет, что, вместе с тремя международными финансовыми институтами, он не менял своего решения помочь Украине в модернизации ее газотранспортной системы, в реформе украинского газового сектора и повышения финансовой прозрачности НАК "Нафтогаз Украины", соответственно с правовыми обязательствами, которые Украина взяла на себя во время присоединения к Энергетическому Сообществу (в феврале 2011 года)", – подчеркивается в сообщении.

Действительно, как неоднократно писал МинПром, эксперты утверждали, что спустя 2 года после подписания декларации между ЕС и Украиной не было сделано ни одного практического хода. Более того, это вынудило в конце прошлого году заявить "Нафтогазу" о том, что компания приступает к модернизации ГТС самостоятельно. Однако для такого благородного порыва "Нафтогазу" не хватило финансовых средств. Поэтому в Миссии Евросоюза поспешили оправдаться и привели несколько примеров по проделанной работе.

"В рамках Инвестиционного инструмента соседства (NIF) ЕС сейчас финансирует технические, экологические и социальные исследования, которые требуют эти три международные финансовые институты (МБ, ЕИБ, ЕБРР) в рамках своих процедур надлежащего контроля", – отметили в представительстве ЕС. Эти исследования, подчеркивают представители ЕС, также включают в себя оценку первой фазы обновления газопровода "Уренгой-Ужгород". Их разработка и их осуществление происходит в полном сотрудничестве с украинскими органами государственной власти и при их поддержке. Ожидается, что эти исследования будут завершены нынешней осенью.

Специалисты ЕС также предоставили Украине техническую помощь на необходимость обеспечения корпоратизации и финансовой прозрачности НАК, которые позволят международным финансовым институтам не позднее конца этого года положительно рассмотреть вопрос о предоставлении первого кредита для модернизации украинской ГТС. "С украинской властью сейчас идет дискуссия, ЕС сейчас ждет положительный ответ", – подчеркнули в пресс-службе.

Позицию журналистов и экспертов на днях поддержал и премьер-министр Николай Азаров, который подчеркнул, что модернизация украинской ГТС была начата собственными силами. При этом Кабмин заручился поддержкой Евросоюза. "Мы с министром Юрием Анатольевичем Бойко приняли участие в запуске проекта модернизации отечественной газотранспортной системы. Мы много лет говорили про необходимость такого проекта, неоднократно приглашали к участию в нем европейских и российских партнеров, и вот наконец, при поддержке ЕБРР и Европейского инвестиционного банка сделали самостоятельный решительный шаг – начали реконструкцию третьей в мире по масштабам газотранспортной системы", – сказал премьер.

При этом премьер подчеркнул, что модернизация и реконструкция украинского газопровода – это сотни гарантированных рабочих мест со средней зарплатой около 5 тыс. грн. в месяц, а на выходе – наиболее рентабельный и безопасный маршрут транспортировки газа в Европу. "Это конкурентное преимущество Украины по сравнению с Северным и Южным потоками. Таким образом, мы своими руками создаем фактор, который должны принимать во внимание и российские поставщики, и европейские потребители", – сказал он.

Ранее уже отмечалось, что премьер-министр обеспокоен запуском таких проектов как "Северный поток" и "Южный поток". Однако эксперты считают их неконкурентоспособными по отношению к "центральному украинскому потоку", транзитная мощность которого составляет 140 млрд куб. газа в год. При этом эксперты отмечают, что вскоре консорциум "Южный поток» ждет выход акционеров из его состава. Этому будут способствовать ряд факторов.

Самым серьезным аргументом для этого станет снижение потребления объемов газа в странах Южной и Центральной Европы непосредственно у Газпрома. Как уже ранее писал МинПром, Хорватия отказалась от потребления газа у "Газпрома" в объеме 1 млрд куб. В ближайшем будущем Болгария планирует сократить закупки газа у "Газпрома" на 1,5 млрд куб. Таким образом, только эти две страны по результатам ближайших двух лет создадут для "Газпрома" дырку в 2,5 млрд куб газа. "Газпром" соответственно, должен восполнять потерянный объем продаж, однако пока российскому монополисту это не удается сделать за счет нахождения новых потребителей. Поэтому в Москве нашли другой способ компенсировать потери. В частности, при помощи информационной спекуляции о росте спроса на газ в странах Европы "Газпром" обещает к концу года повысить цены. При том, что в Европе, а также в Украине наблюдается тенденция по снижению потребления газа, а промышленности – за счет перехода на энергосберегающие технологии.

Анонсированное повышение цен, за счет которого Газпром хотел покрыть снижение объемов потребления, не на шутку встревожил ряд европейских компаний и стран. Некоторые компании оспорили повышение цен на газ и существующие тарифы на энергоносители, после чего отправились в судебные инстанции. При этом следует отметить, что Украина была первой страной до недавнего момента, которая выражала несогласие по поводу газовой политики "Газпрома". Европа в это время наблюдала, а уже потом последовала примеру Украины.

В ближайшее время следует ожидать, что с помощью Еврокомиссии у "Газпрома" поубавится потребителей. В таком случае строительство "Южного потока" может стать просто "личной галочкой" для российского премьера Владимира Путина. Ожидаемые объемы загрузки "Южного потока" к этому времени критически снизятся из-за отсутствия потребителей. К слову, в ближайшие несколько лет Украина также снизит объемы закупок у России за счет строительства LNG-терминала, куда будет поставляться газ из Северной Африки, и возможно Азербайджана, если у него на тот момент останутся свободные объемы голубого топлива.

Также эксперты уверены в том, что правительство Украины рассматривает вариант строительства газопровода "Белый поток", который соединит Украину с Грузией в обход России. Как уже ранее отмечал МинПром, данный газопровод может соединить страны Малой и Средней Азии с Европой. К примеру, в конце прошлого года президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов заявил, что в Туркмении началось строительство газопровода "Восток – Запад" мощностью 30 млрд куб. м в год. И президент Туркменистана торжественно объявил, что туркменская труба станет частью проекта "Набукко", обеспечив тем самым для Европы поставки природного газа.

Таким образом, среднеазиатские газопроводы можно в оптимальные сроки интегрировать с украинской трубой. В результате Европа получит дешевый среднеазиатский газ. Причем данный газопровод может стать альтернативой проекту Nabucco, с помощью которого Евросоюз планирует пустить в страны Европы дешевый азиатский газ.

В пользу проекта "Белый поток" также играет то обстоятельство, что он обойдется Европе дешевле Nabucco, так как не потребуется строить ветки газопроводов протяженностью эквивалентной протяженности украинский ГТС. При этом также оправдает себя нынешний кредит Евросоюза на модернизацию украинской ГТС. По подсчетам экспертов, стоимость данного проекта может составить 10-15 млрд евро в зависимости от требований проекта. Мощность газопровода рассчитана на 32 млрд куб.

Чтобы полностью обеспечить Европу газом, необходимо будет построить три очереди газопровода протяженностью 600 км. Причем, отмечают эксперты, в Европе также рассматривают подобный вариант, так как продвижения в проекте Nabucco оставляют желать лучшего. А в пользу этого утверждения играет тот факт, что Евросоюз согласился выдать кредит на модернизацию украинской газотранспортной системы, которая уже точно не станет частью консорциума с россиянами.

Тарас Жирош

МинПром

Новини

14 Листопада 2025

“Зимова тисяча” Зеленського стартує завтра: допомогу отримають понад 14 млн українців

Китай скоротив виробництво сталі

Імпорт алюмінію зріс на 15%

МВФ наголошує на важливості антикорупційних реформ після скандалу в енергетиці України

Voestalpine попереджає про можливі скорочення через падіння продажів трубної продукції

Експорт українських напівфабрикатів за 10 місяців впав на 35%

Порт Новоросійськ призупинив експорт нафти після атаки дронів – Reuters

Кабмін дозволив бронювати працівників від мобілізації ще одній категорії підприємств 

Кабмін вніс до реєстру ще два індустріальних парки

Україна з початку року збільшила імпорт генераторів у 3,6 раза 

Польща, Франція та США — головні постачальники вантажівок в Україну

13 Листопада 2025

Данія, Швеція та Греція лідирують у зростанні промвиробництва у вересні

Інтерпайп планує розширити свій продуктовий портфель у пасажирському сегменті

ЄС розробляє план дій для нового етапу торговельної угоди зі США

Імпорт міді в Україну зріс на 27%, експорт – на 15%

Україна отримала від Євросоюзу 5,9 мільярдів євро

ВСІ НОВИНИ ⇢