Жлобинский объект
Публікації
Экономический кризис, все же обрушившийся на Беларусь в 2011 году, подвинул местную власть к тому, чего она всячески избегала и остерегалась весь постсоветский период – приватизации стратегических предприятий промышленности. В перечень потенциальных объектов вывода из госсобственности попал и Белорусский металлургический завод (БМЗ). Правда, цену на него заявили очень немаленькую и явно не по нынешнему рынку M&A. И если местное правительство будет неуклонно ее придерживаться, то при всей своей привлекательности данный актив рискует так и остаться непроданным в обозримой перспективе.
Сколько он стоит
Впервые о возможности допуска частного капитала на РУП "Белорусский металлургический завод" (город Жлобин Гомельской области) власти страны официально сообщили еще в начале весны текущего года. Но тогда обсуждение этой вероятности было довольно туманным. Конкретика же появилась вместе с резким ухудшением экономической обстановки в стране в конце весны – начале лета-2011.
В первых числах июля вице-премьер-министр Беларуси Владимир Семашко заявил о том, что дана команда на акционирование завода до завершения текущего года. И намекнул на возможную приватизацию этого предприятия: "В перспективе на БМЗ может прийти акционер". А в середине месяца В.Семашко озвучил и финансовые пожелания белорусской власти в отношении такого потенциального акционера. По его словам, рыночная цена БМЗ составляет 8 млрд долл.
С одной стороны, местного вице-премьера понять можно. В ситуации, когда президент Беларуси обозначил горизонт стоимости стратегических промактивов страны в десятки миллиардов долларов, приводить более или менее реалистичные оценки по БМЗ – что называется "чревато…" . Но, с другой, рыночные эксперты в один голос утверждают: указанная цифра является крайне завышенной и не отвечающей условиям нынешнего рынка металлургических активов.
Аналитик ИК Dragon Capital Александр Макаров утверждает, что сегодня реальная стоимость Белорусского металлургического завода составляет до 1 млрд долл. максимум. "Конечно, качество проката, выпускаемого на этом предприятии немного выше, чем в случае с аналогичной украинской металлопродукцией. Но не более того", – отмечает он.
Минус же в том, по его мнению, что большую часть используемого в качестве сырья металлолома БМЗ приходиться импортировать из России. И здесь можно говорить об определенных угрозах стабильности сырьевых поставок в среднесрочной перспективе.
Схожие оценки приводит и старший аналитик Astrum Investment Management Юрий Рыжков. По его расчетам, стоимость бизнеса Белорусского МЗ составляет 0,8-1 млрд долл. Но при этом у предприятия имеется чистый долг в 350 млн долл. "Таким образом, реальная стоимость акционерного капитала БМЗ на данный момент составляет 450-650 млн долл.", – полагает он.
Аналитик ИК BG Capital Евгений Дубогрыз отмечает, что при самом оптимистическом варианте оценки (из расчета 500 долл. на тонну выплавляемой стали) это предприятие стоит не более 1,2-1,3 млрд долл. Причем в случае с Беларусью следует учитывать так называемый политический дисконт (известная ситуация с ручным управлением экономикой в стране – прим. автора), который может доходить до 20%. В итоге цена за весь пакет акций БМЗ сейчас не должна превышать 1,1 млрд долл.
В то же время вице-президент Research&Consulting Group Александр Сирик уверен, что 1 млрд долл. – лишь нижняя черта, от которой следует отталкиваться при оценке БМЗ. "Сегодня эта цифра отражает затраты на строительство с нуля электрометаллургического комплекса с годовым объемом выплавки стали до 1,2 млн тонн и одним гибким сортопрокатным станом, – рассказывает эксперт. – А Белорусский метзавод производит почти в 2 раза больше стали, обладает современным оборудованием западного изготовления, эффективными технологиями производства и востребованной линейкой продукции".
Хотя А.Сирик также признает, что заявленная белорусскими властями стоимость предприятия выглядит нереальной – что три-четыре года назад, что сейчас. По его словам, на сегодняшнем рынке слияний и поглощений БМЗ может стоить более чем в 3 раза дешевле, нежели это представляют себе в Беларуси.
Чем отличается
С технической точки зрения Белорусский МЗ – пожалуй, лучший проект малой металлургии позднего СССР. В конце 1970-х – начале 1980-х годов советское руководство приняло решение создавать электросталеплавильные предприятия в тех регионах страны, где наблюдались запасы лома черных металлов и потребность в прокате строительного сортамента. В этом пакете последних советских металлургических строек, наряду с Молдавским МЗ и Амурсталью, оказался и мини-милл для белорусского Жлобина.
Причем БМЗ оказался к тому же и наиболее удачным из всех перечисленных начинаний. Это предприятие строилось под ключ и оснащалось оборудованием таких известных фирм западного метмаша, как VoestAlpine и Danieli. Первая его очередь была пущена в ноябре 1984, третья – в марте 1991. При независимой Беларуси завод продолжал расширяться. Четвертая и пока последняя его очередь, в виде прокатного стана 150, была сдана в сентябре 2000 года.
В прошлом десятилетии предприятие также очень интенсивно развивалось, что позволило создать на нем не только современный электрометаллургический куст с внепечной обработкой и непрерывной разливкой стали в квадратную заготовку. На БМЗ наладили масштабный выпуск длинномерного проката (арматура и катанка), производство круглой заготовки и по цепочке – изготовление бесшовных труб. Завод успешно эксплуатирует и мощности по выпуску других видов стальных (метизных) продуктов с высокой добавленной стоимостью – металлокорда и проч.
"Высокопередельная продукция БМЗ котируется, в том числе и на западных рынках. Что касается сортового проката, то он всегда занимает верхние ценовые уровни в своих товарных сегментах на экспортном рынке компаний из СНГ. Во многом, благодаря качеству, которое выше, чем у аналогичной продукции украинского и российского производства. К тому же себестоимость производства на БМЗ удерживается на приемлемом уровне", – комментирует представитель Research&Consulting Group.
На этот аспект указывает и аналитик Astrum Investment Management. "Высокое качество металлопроката БМЗ является следствием крупных капиталовложений в модернизацию: в 2006-2010 годах среднегодовые инвестиции здесь составляли 63 долл. на тонну произведенной стали, что вдвое больше такого же среднего показателя по Украине", – говорит аналитик.
Добавим, что на июльском балансовом совещании объединения "Металлургпром" была озвучена еще более нелицеприятная для наших металлургов цифра. В последние 10 лет относительная величина инвестиций в украинскую черную металлургию составила 24 долл./тонна стали.
Но и вне высоких переделов БМЗ демонстрирует неплохое развитие. По информации из годовых отчетов завода, выплавка стали на нем с 2005 до 2010 года повысилась с 1,91 до 2,53 млн тонн. А в начале прошлого десятилетия предприятие выпускало не более 1,4-1,5 млн тонн стали. "Так что с учетом оборудования и технологии БМЗ представляет очень интересную площадку для извлечения прибыли. Вопрос лишь в том, какую цену за нее согласятся отдать инвесторы" , – делает вывод А.Сирик. (В прошлом году выручка от реализации на БМЗ превысила 1,5 млрд долл., валовая прибыль составила почти 160 млн долл., рентабельность реализованной продукции – 6,5%).
Кому отойдет
Представитель Dragon Capital соглашается с тем, что главный залог успеха в деле потенциальной приватизации Белорусского метзавода – экономически обусловленная цена на него. Но даже при таковой стоп-фактором для потенциальных приобретателей предприятия, по его убеждению, может выступить озвученное ранее намерение включить в условия выкупа акций инвестобязательство по созданию рядом с БМЗ нового листопрокатного производства. "Получается, акционер заплатит не только за получение прав собственности на завод, но и за необходимость вносить в него дополнительные средства", – отмечает представитель Dragon Capital. (В начале 2011 года указанный проект оценивался в 650-700 млн долл.)
А.Макаров считает, что по рыночной стоимости Белорусский метзавод может быть интересен российским горно-металлургическим группам – в рамках реализации их стратегий по укрупнению бизнеса. А вот экономических стимулов для его интеграции в состав украинских групп он не усматривает. "Продукция БМЗ сильно пересекается по сортаменту с прокатом, выпускаемым на отечественных метпредприятиях. Это скорее конкурент, чем объект для дополнения существующих активов", – резюмирует он.
Со своей стороны Ю.Рыжков тоже полагает, что Белорусский МЗ является конкурентом для украинских меткомпаний на рынках сортового проката и заготовки СНГ и дальнего зарубежья. Но при этом он подчеркивает – поглощение БМЗ помогло бы не только устранить конкуренцию с его стороны, но и усилить позиции на зарубежных рынках качественной металлопродукции. "Еще одним преимуществом БМЗ является его работа в рамках таможенного союза с Россией и Казахстаном, чьи рынки важны для наших производителей стали. По моему мнению, из металлургических групп с активами в Украине данное предприятие может представлять интерес и для Метинвеста, и для ArcelorMittal", – размышляет аналитик.
Другие эксперты акцентируют внимание на том, что окончательное решение по выбору покупателя БМЗ (при более или менее реальной, конечно, цене предложения) в немалой степени будет поставлено в зависимость от политико-административного фактора. Причем как в Беларуси, так и в той же России. С учетом сложившейся в РФ практике взаимоотношений власти и крупного бизнеса, говорит представитель BG Capital, при потенциальном взятии контроля над БМЗ приоритет будет не за соображениями экономической целесообразности. "Прежде всего, вопрос может быть поставлен так: кому отдать предприятие. На положительный ответ, думаю, более всего смогут рассчитывать в Евраз-Групп Романа Абрамовича или на НЛМК Владимира Лисина", – рассуждает Е.Дубогрыз.
Наконец, все собеседники МинПрома сходятся во мнении, что и вне ценовых нюансов продажу Белорусского метзавода могут заметно усложнить местные экономико-политические риски. Вот как отразил данную точку зрения Ю.Рыжков: "Даже если Беларусь запросит за БМЗ гораздо меньше профигурировавших 8 млрд долл., специфический бизнес-климат в стране может быть большой преградой для покупки этого завода иностранными компаниями". Иными словами, в современной глобализированной экономике далеко не все инвесторы согласятся работать в непредсказуемых порой условиях хоздеятельности, коими отличается Беларусь. Пусть на кон поставлен и весьма привлекательный в техническом и коммерческом планах актив.
Производство металлопродукции на Белорусском метзаводе в 2005-2010 годах, тыс тонн
Продукция/год | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Сталь (литая заготовка) | 1912,7 | 2135,65 | 2 214 | 2478,13 | 2329,74 | 2530,95 |
Прокат | 1654,83 | 1 690 | 1805,31 | 2027,57 | 2 009,3 | 2098,71 |
Трубы | – | – | 4, 81 | 72,76 | 46,57 | 97,03 |
Металлокорд | 80,29 | 86,63 | 86,7 | 96,51 | 68,95 | 92,88 |
Проволока бортовая | 20,37 | 27,26 | 35,58 | 38,04 | 21,86 | 29,94 |
Проволока РМЛ | 35,04 | 36,29 | 45,24 | 42,78 | 18,51 | 37,18 |
Прочая стальная проволока | 76 | 87,5 | 117,66 | 128,71 | 129,33 | 193,87 |
Источник: По данным отчета РУП "БМЗ" за 2010 год
Сергей Кукин
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram