Нужная земля
Публікації
Обзавестись участком для разработки и добычи полезных ископаемых – серьезная проблема для предприятий Украины. Ведь ни одного абсолютно законного способа получить такие участки сегодня фактически нет.
Предложенный правительством законопроект №9001-1 "О рынке земель" не только не решает существующие проблемы, а только усугубляет их. Прежде всего выглядит нецелесообразным то, что проектом закона такие предприятия не включены в перечень субъектов, имеющих право приобретать в собственность землю, пусть и с оговорками. Поэтому, если закон будет принят в нынешней редакции, им придется брать нужные участки в аренду. Относительно железорудных карьеров и земли под ними речь идет о весьма долгосрочной аренде – свыше 30-40, а то и более лет.
Проектом постановления КМУ предусматривается очередная индексация нормативной оценки земли в 2011 году, согласно которому с 2012 года она будет равна примерно 20 тыс. грн. А в проекте закона прописана минимальная арендная ставка – 3% от нормативной оценки. Таким образом, альтернатива только в виде аренды существенно скажется на рентабельности промышленных предприятий. Необходимо учитывать специфику таких предприятий. Используя небольшие площади (в сравнении с площадями, задействованными в аграрной отрасли), они создают огромное количество рабочих мест. Причем с более высокими зарплатами, нежели у тех же аграриев.
К примеру, Ингулецкий горно-обогатительный комбинат создает рабочие места для почти 7000 жителей Кривого Рога и близлежащих поселков, чья среднемесячная зарплата в 2010 году равнялась 3905 грн. Сравнимые цифры имеют и другие подобные предприятия по всей Украине. И ни одно сельскохозяйственное предприятие сегодня не может похвастаться такими же показателями.
Огромное значение отрасли по добыче полезных ископаемых подчеркивает и тот факт, что Законом Украины "Об отчуждении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, размещенных на них, которые находятся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости" добыча полезных ископаемых занесена в перечень оснований для принудительного отчуждения земель.
Как пример можно привести ОАО "Орджоникидзевский горно-обогатительный комбинат" и ОАО "Никопольский завод ферросплавов", где проблема расширения карьера стоит очень остро. Данные предприятия – градообразующие, они обеспечивают рабочие места для десятков тысяч жителей этих городов, которые рискуют в ближайшее время потерять работу из-за земельных проблем предприятия.
Орджоникидзевский горно-обогатительный комбинат уже вынужден сокращать штат работников, что приводит к социальной напряженности в городе и росту уровня преступности. К тому же остановка таких предприятий приведет к прекращению финансирования мероприятий по экологической безопасности города, что послужит еще одним фактором для усиления депрессивности региона.
Отметим, что простым включением добывающих предприятий в список субъектов, которые могут иметь в собственности землю, проблему не решить. Речь идет о ст.23 проекта закона, в ней говорится о 10-летнем запрете на изменение целевого назначения земель, выкупленных из государственной либо коммунальной собственности. Уже сегодня значительное число сельхозземель находится в собственности государства, это так называемые земли запаса.
По словам представителей Госкомзема, после принятия нового закона государство планирует сконцентрировать более трети сельскохозяйственных земель. Логично предположить, что тогда оно превратится в субъекта таких отношений. Потому, даже если предприятия получат право приобретать земли в собственность, для них должна быть предусмотрена возможность изменять целевое назначение таких земель.
Еще одним острым подводным камнем в новом законе выступает норма, которая устанавливает запрет на владение сельскохозяйственными землями, если в уставном капитале украинского добывающего предприятия более 10% принадлежит иностранной компании. Ввиду специфики украинской налоговой системы под такое определение сегодня попадает подавляющее большинство крупных украинских предприятий, оптимизирующих свою налоговую базу. Это кипрские и другие компании, зарегистрированные в офшорных зонах, которые являются формальными собственниками предприятий Украины.
Безусловно, закон должен содержать оговорки для подобных предприятий по приобретению и владению сельхозземлей: например, запрет на перепродажу, обязанность изменить целевое назначение в установленный срок и обязанность отчуждать, если не было осуществлено изменение, и другие разумные ограничения.
Недавно в перечень полезных ископаемых общегосударственного значения, утвержденный постановлением Кабинета министров, был внесен и сланцевый газ. Поэтому можно говорить о серьезной заинтересованности нашего государства в таком способе добычи газа. Но с принятием упомянутого закона любое предприятие, решившее заняться добычей сланцевого газа, столкнется с указанными проблемами: дорогая аренда, невозможность как приобретения земли в собственность, так и изменения ее целевого назначения. Все это существенно скажется на инвестиционной привлекательности разработки сланцевых месторождений.
В заключение отметим, что речь не идет о неограниченном праве собственности. Право собственности для таких предприятий может иметь те же ограничения, что сегодня заложены в Земельном кодексе. Например, обязательство рекультивации отработанных земель. Или их обязательная продажа субъектам, перечисленным в проекте закона, после рекультивации.
Антон Дворенков, аналитик Института стратегических исследований
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram