Экспертный совет: Сможет ли Украина заменить импорт?
ПублікаціїВ последнее время премьер-министр Николай Азаров неоднократно заявлял о необходимости разработки программы импортозамещения товаров производственного назначения. По мнению главы правительства, активизация собственного производства позволит минимизировать влияние на экономику Украины возможных мировых финансовых кризисов. МинПром решил выяснить, какие механизмы существуют для запуска программы импортозамещения, и какие товары Украина может производить сама.
Макроэкономист "Тройка Диалог Украина" Ирина Пионтковская называет внедрение программы импортозамещения для Украины синонимом программы энергосбережения. Ведь энергоносители составляют большую долю в совокупном импорте (а резкий рост цены влечет ухудшение торгового баланса), и правительству по силам стимулировать энергосбережение для всех категорий потребителей. Такое импортозамещение, по ее мнению, действительно может уменьшить уязвимость украинской экономики к внешним шокам и кризисам в будущем.
Эксперт отметила, что замещение импорта по потребительским товарам может проходить при условии создания хорошей бизнес-среды и обеспечения конкурентных условий. Сейчас же, считает экономист, условия для ведения бизнеса внутри страны не способствуют расцвету предпринимательской деятельности.
В то же время И.Пионтковская подчеркнула, что установление торговых барьеров на пути определенных импортных товаров для создания благоприятных условий по производству этих товаров внутри страны вряд ли приемлемо для Украины. "Поле для маневра весьма ограничено договоренностями в рамках ВТО, и следствием недостаточной конкуренции в результате ограничения импорта может стать уменьшение ассортимента, повышение цен на товары и снижение их качества", – сказала эксперт.
Начальник аналитического отдела Альфа-Банка Алексей Блинов считает привлекательность импортозамещения очевидной: с одной стороны, в экономике создаются новые производства и рабочие места, с другой – сокращаются расходы на импорт товаров и услуг, улучшается платежный баланс. Однако, по его словам, проблема с импортозамещением заключается в том, что его очень тяжело, практически невозможно осуществить директивными мерами.
Аналитик пояснил, что подавляющее большинство активных в Украине предприятий и инвесторов – рациональные экономические агенты, и они производят и вкладывают деньги лишь в то, что экономически оправдано и способно приносить прибыль. "К примеру, можем ли мы утверждать, что в Украине можно наладить производство бытовой техники с меньшими издержками, чем в странах Восточной Азии? Наверняка нет. Можем ли мы полностью заместить импорт энергоресурсов собственным производством? Полностью – нет, хотя определенные шаги в этом направлении возможны. То же самое можно сказать и о многих других товарах, активно импортируемых Украиной", – подчеркнул он.
Если говорить о тех мерах, которые государство может предпринять ради импортозамещения, то, по мнению эксперта, есть два действенных способа. Первый – это сильная девальвация национальной валюты, делающая импортные товары намного дороже. "Однако, с одной стороны, это социально непопулярная мера, а с другой, как показал опыт 2008-2009 годов, результаты могут быть довольно скромными. Скорее, речь будет идти о временном отказе населения от приобретения ряда импортных товаров (таких как автомобили)", – уточнил он.
Второй способ – более громоздкий, но и, безусловно, выгодный для всей экономики. Это улучшение условий для ведения бизнеса. "Если Украина, традиционно занимающая неприглядные места в соответствующих международных рейтингах, сможет создать комфортные условия для ведения бизнеса, новые производства потянутся в нашу страну. Однако сделать это не так просто, как сказать. Подтверждением чему служит неоднозначный опыт нашей страны в дерегулировании экономики и улучшении инфраструктуры для ведения бизнеса", – заметил А.Блинов.
Существует несколько методов поддержать отечественных производителей, считает ведущий аналитик компании Foyil Securities Алексей Некраса. Первые два похожи – просто закрыть границы (запретить ввоз) для определенного товара или группы товаров, или ввести высокие пошлины на ввозимый товар или группу товаров, сделав, таким образом, их импорт невыгодным. "Ввести пошлины на определенные виды автомобилей, например, просят украинские автопроизводители. В первом и втором случае импорт товаров полностью не исключается, но спрос на товары группы в более низком ценовом сегменте смещается к отечественным товарам", – подчеркнул эксперт. Также, по его мнению, можно освободить отечественного производителя от налогов или дать налоговые преференции на какой-то определенный отрезок времени, чтобы инвестировать освободившиеся средства в развитие предприятий и создание более конкурентных товаров.
Кроме того, А.Некраса считает возможным оказывать целевую поддержку производителям путем финансирования производителей. "Конечно, для целевого финансирования необходимы бюджетные деньги, а их обычно у нас в стране не хватает. От налогов освобождать реально, но тогда встает вопрос недопоступлений в бюджет, поэтому пока такая практика не является распространенной. Хотя отдельные предприятия и освободили от налогов, например производителей авиакосмической продукции сроком на 10 лет, и энергогенерирующие компании в пределах программ инвестиций", – уточнил аналитик. "Там, где развивать свое производство нет смысла, можно формировать условия для создания внутри страны совместных предприятий по выпуску продукции. Это приведет к увеличению добавленной стоимости товаров, сделав их более украинскими, как, например, иностранные автомобили, выпускающиеся на украинских предприятиях", – добавил он.
Также эксперт убежден, что Украина может замещать практически любые товары, однако возникает вопрос в целесообразности этого шага. В то же время ряд продуктов питания можно заменить отечественными, для этого нужно создать необходимую производственную базу. "Например, картофель завозится из-за рубежа не потому, что нет своего, а потому что хранить его негде. Вспомните еще "ножки Буша", которыми раньше кормили Украину. Сегодня основными поставщиками куриного мяса на внутренний рынок являются отечественные компании, собственники которых вложили многомиллионные средства в развитие и строительство современных предприятий", – констатировал аналитик.
Помимо этого, А.Некраса добавил, что можно и нужно поддерживать машиностроение: "Например, в киевском метро пассажиров уже перевозят украинские поезда".
Однако эксперт считает, что импортозамещение не станет для Украины панацеей от кризисов. "В кризис потребители переходят на более дешевые товары, которые часто являются товарами отечественного производства. И увеличение потребления таких товаров может сделать кризис менее чувствительным", – пояснил он. А. Некраса также напомнил: кризис вызван не тем, что нет спроса на отечественные товары внутри страны, а тем, что спрос на отечественные товары падает за рубежом. Поэтому, по его словам, следует задумываться не только о замещении импорта, а и об увеличении спроса на внутреннем рынке на те товары, которые сегодня экспортируются. Например, это железнодорожные вагоны, производство которых сократилось в 2009 году в разы, так как ни за рубежом, ни в Украине не было спроса.
"Ключевым, как мне кажется, является вопрос не только цены, но и качества. Когда отечественные производители будут выпускать качественный продукт, тогда отечественный продукт и сможет конкурировать с иностранным", – резюмировал А.Некраса.
Несмотря на то, что Украина является членом ВТО и возможности поддержки отечественного производителя ограничены, у нашей страны остается огромное поле в виде совершенствования разрешительной системы, администрирования налогов, уменьшения контроля разрешительных органов, отмечает аналитик Института стратегических исследований Антон Дворенков.
"Не редко можно услышать о том, что государству даже не надо помогать, главное не мешать ведению бизнеса. Последние места во всевозможных рейтингах лучшее подтверждение тому, что запас развития в этом направлении огромен", – говорит он.
Говоря о стремлении к импортозамещению, эксперт отметил, что импорт как явление не возникает просто так, поскольку его существование обусловлено исключительно объективными причинами. "Со временем причины могут меняться, но это весьма длительный процесс. Речь идет о том, что варить сахар всегда будет выгоднее из тростника, нежели из сахарной свеклы. Или что стоимость рабочей силы всегда будет ниже там, где теплее. Весь мир живет по принципу специализации, и вы редко услышите про открытие нового завода по производству телевизоров в стране Евросоюза, в то время как в Китае они открываются десятками, но в то же время транспортное оборудование будут приобретать именно в Германии", – отмечает он.
По мнению А.Дворенкова, отчасти для Украины проблема заключается в том, что ей в наследство досталась производственная структура СССР, которая строилась по несколько иным принципам, и потому сейчас наша страна живет вне контекста мировой специализации. "И то, что мы раньше производили все подряд, свидетельствует о том, что мы раньше не были интегрированы в мировое сообщество. Сейчас же необходимо осознать, в чем мы лучше других, пока лишь можно констатировать, что даже на государственном уровне такое понимание отсутствует. Казалось бы, самый очевидный ресурс как земля, сегодня используется далеко не на полный потенциал", – напоминает аналитик Института стратегических исследований.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram