Внутренний голос украинского сталевара

Публікації

Экспортная ориентация украинской металлургии из преимущества превратилась сегодня в проблему. Сужение или закрытие внешних рынков сбыта побуждает отечественных сталеваров более внимательно прислушаться к голосу внутреннего потребителя. Правда, голос этот пока довольно слаб, и без серьезных государственных преференций не способен компенсировать металлургам потери на зарубежных рынках. Но альтернативных компенсационных источников все равно нет.

Внутренний рынок – это соломинка, за которую теперь пришлось хвататься крупнейшим меткомбинатам страны. В 2008 году они до 80% своей продукции отправляли на экспорт и только около 20% оставляли для домашнего пользования. Однако в 2009-м, согласно не самым пессимистическим прогнозам, продажи украинского металла на экспорт снизятся на 8 млн тонн. Если же объемы производства в ГМК будут и далее держаться на уровне 1999 года, к которому они скатились в ноябре-декабре, то потери придется исчислять уже двузначными цифрами. В то же время, на внутреннем рынке определенный потенциал для роста потребления, несмотря даже на стагнационные процессы в экономике, имеется.

По прогнозу госпредприятия "Укрпромвнешэкспертиза", потребление стали в Украине в 2009 году может увеличиться на 900 тыс. тонн (то есть на 8%) против прошлогоднего показателя, а если добросовестно выполнять все, что запланировано в рамках подготовки к футбольному "Евро-2012", то и значительно больше. Специалисты объединения "Укрметаллургпром" тоже считают, что резерв внутреннего потребления металлопродукции в стране довольно велик – несколько миллионов тонн. А задействовать этот резерв довольно просто – следует лишь вытеснить с национального рынка импорт.

По оперативным данным "Металлургпрома", за 2008 год в Украине произведено порядка 37 млн тонн стали и 33 млн тонн проката. Внутреннее потребление оценивается в 10,7 млн тонн стали и немного более 8 млн тонн проката, но при этом в каждом из этих сегментов где-то по 2,4-2,5 млн тонн занимают импортные поставки (главным образом, из России, Китая, Турции и Казахстана). Вот эта ниша и должна стать основным объектом экспансии украинских сталеваров.

До сих пор экспансия разворачивалась в противоположном направлении. В частности, за 2008 год импорт металлопродукции в Украину увеличился более чем на 500 тыс. тонн, тогда как само потребление уменьшилось более чем на 6-7%, а доля отечественных поставщиков в его обеспечении снизилась в целом на 5-6%, а по некоторым товарным группам и того больше. Особенно стремительно украинские металлурги сдавали свои внутренние позиции на протяжении трех первых кварталов 2008 года. В октябре-декабре этот поток был остановлен лишь благодаря курсовому росту доллара относительно гривны и углублению кризиса в основных металлоемких отраслях страны. Иными словами, барьер на пути металлоимпорта был воздвигнут весьма дорогой ценой – ценой экономического упадка. А ведь до этого металлурги Украины сами вымостили зеленую улицу для проникновения "варягов" в свой дом.

"В "золотой" период роста цен на внешних рынках украинские производители "накачали" внутренний рынок ценами, в то время как импортный товар предлагался на более привлекательных условиях", – так охарактеризовал недавнюю ситуацию Андрей Федосеев, президент Украинской ассоциации металлоторговцев. Он, в частности, наводит такие цифры: если за 9 мес. 2008 года украинские метпредприятия снизили отгрузки внутри Украины на 16%, то импорт проката в страну за этот же период вырос в целом на 62%, а в сегменте плоского проката на целых 74%. Последний ввозился в объемах по 100-130 тыс. тонн на месяц.

Правда, в ноябре-декабре эта цифра уменьшилась в 3-4 раза, а с января 2009-го вообще может быть сведена к минимуму. Во-первых, как уже отмечалось выше, покупать металлопродукцию за доллары теперь невыгодно. Во-вторых, Верховная Рада приняла закон о 13-процентной целевой надбавке к ставкам ввозных пошлин на весь некритический импорт, куда логически должен войти и металлопрокат (правда, закон пока что ветировал Президент, а Кабмин еще не утвердил список необлагаемых товаров, но наверняка 99% производимой в стране номенклатуры ГМК туда не попадет). Генеральный директор объединения "Металлургпром" Василий Харахулах новый закон в целом оценивает позитивно. По его словам, хотя это и не рыночная мера, и она может вызвать недовольство со стороны ВТО, но для спасения ситуации в базовых отраслях украинской экономики, в том числе и в ГМК, она оправдана.

Впрочем, по мнению господина Харахулаха, принятие заградительного закона – не единственное, что власти могут сделать для металлургов. В их компетенции, по крайней мере, не повышать тарифы на энергоносители и железнодорожные перевозки для предприятий отрасли, рассрочить хотя бы на год налоговые долги меткомбинатов, возместить им в полном объеме экспортный НДС и позволить вексельные схемы расчетов по этому налогу при импорте материально-технических ресурсов и оборудования для нужд ГМК. Вряд ли все эти пожелания учтут, но на то, что правительство будет стимулировать внутреннее потребление металла, надеяться можно.

В конце 2008 года Кабмин уже принял ряд постановлений по поддержке проектов, где без закупки существенных объемов металлопродукции не обойтись. В этом контексте можно назвать правительственные постановления о стратегии развития авиационной промышленности и о развитии Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, а также о строительстве, реконструкции или расширении нескольких международных автотрасс, Бориспольского аэропорта, Дарницкого железнодорожного моста в Киеве, Левандовского автомобильного моста во Львове и т.п. Финансирование только перечисленных объектов должно составить примерно 40 млрд грн., преимущественно за счет госбюджета. Впрочем, работы на некоторых объектах будут длиться и до 10 лет, а значит 40 млрд упадут манной небесной не сразу, а мелкими порциями, но это отнюдь не означает, что за роль поставщика металла для этих объектов не стоит бороться.

Другое дело, сможет ли государственная казна оплатить все запланированные работы. В некоторых регионах по этому поводу уже возникают сомнения. Так, мэр Запорожья Евгений Карташов сообщил журналистам, что в 2009 году госбюджет выделяет на строительство мостов в городе всего 100 млн грн., тогда как для выполнения плановых параметров необходимо в 4 раза больше. Не факт и то, что даже при наличии денег наши дорожники строго будут следовать европейским технологиям прокладки автобанов, при которых шар гудрона должен накатываться на подушку из железобетона метровой толщины. Но если вдруг будут, то всплеск спроса на арматуру гарантирован.

Возможно, упования на Евро-2012 в январе-2009, когда почти все отрасли стоят не только из-за кризиса, но и из-за тотальных праздников и нехватки природного газа, выглядят чересчур оптимистичными, но футбольный чемпионат еще никто не отменял. А в Китае, между прочим, подготовка к прошлогодней летней олимпиаде увеличила внутренний спрос на металлопродукцию почти на 3 миллиона тонн в год. Украинские масштабы китайским пускай и не чета, однако выжать максимум из грядущей "мундиали" отечественным металлургам, как говорится, сам Бог велел.

Хотя другая народная мудрость учит: "На Бога надейся, а сам не плошай". Вслушиваясь в голоса внутреннего рынка, многим метпредприятиям придется пересматривать свою и маркетинговую, и производственную политику. Ведь сейчас почти половина из того, что выпускают украинские сталевары – это полуфабрикат. Если же делать ставку на внутренний рынок сбыта, то надо учитывать, что ему нужны более высокотехнологичные изделия. Машиностроение, например, нуждается в продукции третьего передела, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство – четвертого. Причем цена такого товара должна быть приемлемой для потребителя, чтобы украинские условно говоря, гвозди не стоили вдвое дороже китайских.

Определенные предпосылки для сокращения отечественными сталепрокатчиками своих производственных издержек уже видны. Ведь одним из последствий кризиса стало падение цен на сырье – железную руду и кокс – именно те компоненты чернометаллургической цепочки, которые вначале 2008 года росли в цене не по дням, а по часам, и не всегда это было экономически мотивировано. Как грустно пошутил недавно генеральный директор ассоциации "Укркокс" Анатолий Старовойт, на пике спроса коксованию поддавали все, что хоть отдаленно напоминало уголь.

Сейчас же коксовых предложений на украинском рынке предостаточно, только мало кто на них откликается. Именно сопоставив цифры спроса и предложения, предприятие "Укрпромвнешэкспертиза" и дает прогноз 50-процентного падения цен на коксующийся уголь в 2009 году. Ценовой "рынок" в железнорудном сегменте, по расчетам тех же экспертов, будет не столь глубоким – всего 25%, но и это принесет значительную экономию меткомбинатам. Ведь на их готовую продукцию более-менее существенного падения цен не прогнозируется. Наоборот, с января некоторые украинские производители даже слегка повысили прайсы на свой прокат. Но насколько эффективно подобное решение, покажет лишь февраль. Ведь второй месяц зимы традиционно считался "мертвым" для рынка, даже в гораздо более благополучные годы.

Новини

24 Грудня 2023

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

ВСІ НОВИНИ ⇢