Южный поток выбирается на сушу

Публікації

Газпром сменил приоритеты: после долгой затяжной борьбы с Украиной, "китайского провала" компания решила завоевать Европу, несмотря на серьезное сопротивление Еврокомиссии. А чтобы увеличить поставки газа в Европу, Газпром, очевидно, будет строить газопровод "Южный поток" по территории Украины. По мнению экспертов МинПрома, этому поспособствует ряд факторов.

Российская монополия в этом году может похвастаться как успехами, так и неудачами. Среди успешно реализованных задач можно назвать поглощение белорусского нефтегазового рынка, в частности покупку оставшихся 50% акций Белтрансгаза, оператора белорусской газотранспортной системы. Отныне российский газ беспрепятственно проходит через территорию Беларуси, и Россия не платит за него транзитную ставку.

Вторым значимым успехом является запуск газопровода "Северный поток", с помощью которого Газпром получил возможность транспортировать российский газ в Европу через Балтийское море. "Северный поток" – это попытка Газпрома установить  контроль над газовыми рынками Франции, Германии и Великобритании. Тем не менее Кремль сможет запустить лишь две очереди газопровода – на строительство третьей очереди ответила отказом канцлер Германии Ангела Меркель. Это вовсе не означает, что Газпром поставил крест на третьей очереди "Северного потока", ведь лидеры стран со временем покидают свои посты.

Объемы поставок газа в Германию по первой очереди "Северного потока" составят 27,5 млрд куб. м. С запуском второй очереди, который планируется на конец 2012 года, Россия сможет экспортировать в Европу 55 млрд куб. м газа. В 2011 году РФ планирует поставить в Европу 155 млрд куб. м газа, в том числе через Украину 110 млрд куб. м газа.

Однако планы Газпрома в Европе на этом не заканчиваются. Кремлевская монополия намерена получить доступ к конечным потребителям. Поэтому Газпром планирует купить наземных европейских операторов. На данный момент россияне уже приступили к реализации этой задачи в Германии. В частности, эксперты считают более чем вероятной покупку Газпромом доли в немецкой ГТС, которую продает E.ON AG. Эта компания – партнер Газпрома в нескольких проектах, и эксперты не сомневаются, что сделка состоится.

Стремление Газпрома получить доступ к конечным потребителям газа в Германии вызвано ожидаемым ростом спроса на газ в этой стране из-за закрытия атомных станций. Хотя А.Меркель заявила, что увеличение спроса на энергоносители будет покрываться за счет альтернативной энергетики. В этом плане Украина кардинально отличается от Германии – если в Германии ожидается рост спроса на газ, то в Украине наоборот – заявили о своем намерении сократить объемы потребления газа.

Уже в следующем году Украина намерена сократить объемы покупок газа у Газпрома до 27 млрд куб. м. А в ближайшие 5 лет в Украине потребление газа может сократиться еще на 5-6 млрд куб. м за счет внедрения энергоэффективных проектов на энергетических активах ДТЭК, химических предприятиях Osthem Holdings, горно-металлургических предприятиях и ТЭЦ. Помимо этого, объемы закупок российского газа могут быть уменьшены из-за увеличения собственной добычи газа до 25-27 млрд куб. м. Таким образом, интерес Газпрома к украинскому рынку газа падает, и единственным значимым объектом в Украине для российского монополиста остается газотранспортная система.

Именно поэтому Газпром решил не тратить время на бесполезные споры о цене газа с Украиной и сконцентрироваться на Европе. Только за последние полгода трем немецким компаниям, которые угрожали россиянам судебными разбирательствами, удалось получить скидки в цене на газ. Чтобы избежать подобных неприятных моментов в будущем, Газпрому необходим контроль над конечными потребителями газа в Европе, потому что российская монополия твердо намерена прийти к рентабельной для нее цене газа в Европе – 500 долл./тыс. куб. м.

Недавно и Польша пригрозила Газпрому разбирательством в арбитражном суде, если россияне не дадут стране скидку на газ. Вице-премьер-министр Польши Вальдемар Павляк сказал, что в случае отказа снизить цены на газ Польша получит дополнительный стимул к развитию проектов по добыче сланцевого газа. "Наш договор заканчивается в 2022 году, и до этого времени – со сравнительно неплохими техническими возможностями – будет шанс уравнять спрос сланцевым газом, и это будет новый элемент в дискуссии. Мы можем или покупать дешевый обычный газ, или двигаться быстрее с добычей сланцевого газа!" – сказал польский министр.

Газпром сделал попытку переориентироваться на китайский рынок газа, однако переговоры между президентом России Дмитрием Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао провалились. Газпром, пытаясь диверсифицировать поставки газа, предлагал построить два газопровода из России в Китай общей мощностью 68 млрд куб. м газа в год. И даже планировал перенаправить часть объемов газа с запада на восток. Долгое время Кремль в спорах с Украиной и Европой размахивал китайским козырем, но вскоре он этого козыря лишился.

Первый газопровод "Алтай", протяженностью 6700 км, из них около 4000 км – по территории Китая, был рассчитан на поставки газа из Ямала и Западной Сибири. Рассматривался также вариант поставок газа из Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области. Стоимость строительства оценивалась в 14 млрд долл. В случае подписания контракта на 30 лет в июне текущего года россияне обещали сдать газопровод в эксплуатацию в 2015.

Второй газопровод россияне планировали построить на востоке – соединить внутренние российские газопроводы с Китаем. Осенью этого года должно завершиться строительство ветки Сахалин – Хабаровск – Владивосток пропускной способностью 30 млрд куб. м газа в год. А в следующем году высвободившиеся мощности должны быть переброшены на новый газопровод Якутия – Хабаровск – Владивосток, который должен использовать ресурсы Чаяндинского месторождения с запасами 1,24 трлн куб. м газа. Предполагается, что газопровод мощностью 30 млрд куб. м в год вступит в строй в 2016-2017 годах.

Но планы Газпрома рухнули, так как Китай не согласился на предложенную цену газа в 350 долл./тыс. куб. м. Китайцы хотели брать за основу стоимость среднеазиатского газа – 190 долл. /тыс. куб. м или не нефть, а уголь, который является стратегическим сырьем в Китае. В итоге Китай предлагал заключить контракт на 30 лет по цене газа 250 долл./тысячу куб. м. Однако в таком случае европейское направление оставалось бы более выгодным для Газпрома, так как в Китае россияне бы теряли 100 долл./тыс. куб. м. Поэтому Кремль отказал китайской стороне.

В результате российская монополия сконцентрировалась на завоевании европейского рынка. Причем наиболее проблемным является юг Европы. Для покорения рынка южных европейских стран россияне планировали построить "Южный поток", однако и тут возникли серьезные проблемы. Первая: проект является очень дорогостоящим, поэтому все риски, связанные с проектом, сразу утраиваются. Вторая проблема – "Набукко". Несмотря на то что проект является только виртуальным, он несет серьезную угрозу "Южному потоку". В случае его реализации "Южный поток" может остаться без потребителей и газа.

Но сейчас в Европе кризис, поэтому никто не будет продвигать проект "Набукко". То есть у Газпрома появилась отсрочка минимум в 2-4 года. Но в то же время сроки реализации "Южного потока" достаточно велики, а времени у российского монополиста нет – он уже теряет клиентов в Южной Европе, который начинают потреблять газ по альтернативным малоазиатским газопроводам.

К примеру, Турция договорилась с Азербайджаном о поставках 6 млрд куб. м газа до 2017 года и транзите 10 млрд куб. м газа в Европу. А ведь ранее Турция была клиентом Газпрома. Более того, Европа будет получать 10 млрд куб. м газа по альтернативному турецкому газопроводу. Поэтому уже сейчас россиянам следует думать о том, как выбрать весь азербайджанский газ с последующими его поставками в Европу. А на сегодняшний день у Газпрома такой возможности нет.

Если бы Газпром реализовал "Южный поток", то у него появилась бы возможность транспортировать азербайджанский газ в Европу, отобрав у Турции весь законтрактованный объем газа. Следует также отметить, что Азербайджан планирует в конце 2011 – в начале 2012 года выбрать покупателя газа из второй фазы месторождения Шах-Дениз в Каспийском море. Запасы месторождения оцениваются в 1,2 трлн куб. м, начало второй фазы добычи планируется на 2017 год. И у страны уже есть три претендента: "Набукко", ITGI (Турция – Греция – Италия) и TAP Трансадриатический газопровод, которые являются конкурентами "Южного потока".

Также следует отметить, что британская ВР, которая разрабатывает месторождение Шах-Дениз совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджана, рассматривает возможность строительства собственного газопровода "Юго-Восточная Европа".

Следовательно, отмечают эксперты МинПрома, задача Газпрома на сегодняшний день заключается не только в том, чтобы удержать существующие объемы транзита газа в Европу, но и увеличить их. А это возможно лишь за счет строительства новых газопроводов, причем на юге Европы, а также отбора всего азербайджанского газа. ЕС отказал Газпрому в особом статусе "Южного потока", что создает для Газпрома ряд проблем. Учитывая высокую стоимость реализации проекта, отмечают эксперты, данные риски следует умножать на три.

К тому же Европа всеми силами пытается противостоять возрастающему газовому влиянию Кремля в странах ЕС. И что бы не говорили в Кремле об Украине, однако на сегодня для Газпрома наша страна – единственный партнер, с которым всегда можно договориться, если не сильно ущемлять его в правах. Маловероятно, что Киев и Москва пришли к определенным договоренностям, однако в нынешней ситуации у Газпрома просто нет альтернатив. Поэтому и появилась информация о том, что Нафтогаз и Газпром вошли в русло конструктивных переговоров. В частности, министр энергетики Украины Юрий Бойко заявил, что Украина не будет подавать в суд на Газпром, а решит все вопросы путем переговоров. А премьер-министр Николай Азаров отметил, что стороны находятся на пути к решениям, которые выгодны для Украины.

Раскрывать подробную информацию украинский премьер не стал, "чтобы не навредить". Однако, по его словам, Украина и Россия получат равный доступ к газотранспортным системам обеих стран. Более того, Украина сможет беспрепятственно транспортировать для своих нужд туркменский газ. Правда, эксперты скептически относятся к заявлениям Н.Азарова, утверждая, что Владимир Путин никогда не позволит Украине самостоятельно поставлять в страну туркменский газ.

Ведь причины, по которым подобное стало бы возможным, должны быть очень весомыми. Например, интеграция Украины в Таможенный союз. Нынешние разногласия Украины с Европой толкают страну в объятия Тамсоюза. К тому же и значимость Украины в стратегии Газпрома неминуемо упадет, так как украинские частные компании уже начали наращивать собственную добычу газа – за последний год появилось рекордное количество нефтегазодобывающих компаний, входящих в крупные ФПГ. И Газпром в данной ситуации может пойти на компромисс, то есть предоставить Украине выгодные условия сотрудничества в газовой сфере, чтобы не упустить Европу. Для этого ему просто необходимо начать строительство газопровода на юг Европы, причем с минимальным риском и короткими сроками реализации.

Как заявил в сентябре Президент Виктор Янукович, строительство "Южного потока" по югу Украины в пять раз дешевле морского варианта. И, по мнению аналитиков, между Киевом и Москвой могут вестись переговоры о создании подобного проекта. И после заявления России и Украины о начале строительства газопровода по территории нашей страны все разговоры об альтернативных газопроводах из Азии в Европу прекратятся. Для этого Кремлю стоит пожертвовать малым и договориться с Украиной.

Тарас Жирош

МинПром

Новини

24 Січня 2025

Імпорт стандартних труб в США зріс на 5,8% у листопаді 2024 року

Єврокомісія продовжила антидемпінгові тарифи на китайські шини

Maersk розглядає інвестиції у транспортний сектор України

Енергоблоки, які планують добудувати на Хмельницькій АЕС, працюватимуть на американському паливі

Від війни в Україні найбільше постраждали металурги та аграрії – дослідження 

Міндовкілля зупинило будівництво першої в Україні вітроелектростанції в горах

Проросійська влада Придністров’я відмовилась від вугілля з України 

Інтерпайп забезпечив підприємства мобільними бетонними сховищами для безпеки працівників

Трамп пригрозив обвалити світові ціни на нафту, щоб примусити Путіна зупинити війну 

Інтерпайп – лідер у зниженні викидів CO2 серед виробників залізничної продукції – топ-менеджер

Сонячна енергія вперше в історії обійшла вугілля за обсягами генерації в ЄС 

Інтерпайп експортує 83% виробленої продукції

23 Січня 2025

Південна Корея рекомендує ввести тимчасові антидемпінгові мита на нержавіючу сталь з КНР

Трамп оголосив про інвестиції $500 млрд в інфраструктуру ШІ в США

АрселорМіттал Кривий Ріг не зміг вийти на беззбитковість у 2024 – гендиректор

В Україні зріс попит на вживані авто з США майже на 50%

ВСІ НОВИНИ ⇢