Подробнее Запомнить город


С бюджетной высоты

10.11.11
размер текста:

Украинцы уже запомнили экономические параметры основного финансового документа страны на грядущий год. Это прогнозный уровень бюджетного дефицита, который в 2012 намечено снизить до 2,5% (с 3,5% в 2011). Ожидаемый рост ВВП – на 5%, примерно такой же, как и в этом году, и годовой показатель инфляции в 7,9%.

Немаловажно, как новый госбюджет повлияет на работу промышленности Украины, особенно базовых отраслей – металлургии и машиностроения. Да, большая часть машпрома и весь ГМК приватизированы и напрямую от госбюджета не зависят. Но основные макроэкономические показатели влияют на работу и этих отраслей, и всей промышленности в целом.

Так, буквально в начале ноября первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев заявил: в 2011 году отечественная экономика остается экономикой роста: за 9 месяцев прирост реального ВВП достиг 5,3%, а в ІІІ квартале относительно ІІ – 2,2%. Причем экономика растет прежде всего благодаря промышленности, где за отчетный период объемы производства увеличились на 8,6%, конкретно в металлургии – на 11,7%, а в машиностроении – на 20,4%.

По словам главы группы советников НБУ Валерия Литвицкого, на настроения бизнеса и промышленности влияет даже сам момент утверждения бюджета, а не только основные прогнозные параметры. На этот раз Рада может принять документ относительно рано – не позднее середины ноября, ведь у Кабмина и парламентского большинства есть "взаимопонимание" по основным вопросам. Доработка проекта с учетом поступающих пожеланий началась в конце сентября. Кроме того, акцентирует А.Клюев, впервые госбюджет разработан на основе сразу двух основополагающих документов – программы экономического и социального развития страны на 2012 год и нового Бюджетного кодекса.

Например, ВВП в будущем году должен вырасти еще на 5%. "Мы индустриальная страна, и это снова будет достигнуто в первую очередь за счет промышленного роста, – говорит В.Литвицкий, – который составит 7-8% в год (в перерабатывающих отраслях – 10-11%), а в 2013-14 – 8-9%. Такие показатели по ВВП и промышленности вполне реалистичны, как можно видеть на примере 2011 года. Но общемировая экономическая ситуация усложняется, и в следующем году сохранить темпы роста будет сложнее – в частности, из-за ослабления внешнего спроса на продукцию ГМК и машиностроения. А ведь именно эти отрасли определяют динамику бюджетных поступлений".

Действительно, за 9 месяцев года черная металлургия обеспечила 32,8% валовых доходов от экспорта, машиностроение – 17,2%, минеральное сырье – еще 13,9%. В Минэкономразвития добавляют: в январе-сентябре (по сравнению с аналогичным периодом 2010) металлурги повысили экспорт на 31,7%, машиностроители – на 36,2%, а горнодобытчики (всех видов) – в 1,56 раза.

Директор департамента финансов промышленности Минфина Украины Сергей Мельниченко уточняет: в бюджете-2012 поддержка приоритетных отраслей будет на 560 млн грн. больше, чем в нынешнем году, и достигнет 1150 млн грн. "Эти деньги пойдут через бывшее Минпромполитики. Одна из ключевых программ здесь – поддержка производства авиатехники (включая вертолеты) и запчастей к ней, в том числе через удешевление кредитов. В последние годы в бюджете не было такой статьи финансирования, теперь же будет выделено сразу 600 млн грн. Кроме того, на пополнение уставных фондов авиационных госзаводов направляется еще 300 млн грн.", – сообщил специалист. В итоге общая сумма достигнет 900 млн грн.

Да, спрос на украинские самолеты сохраняется: в декабре Киев намерен завершить отработку контракта с Ираном по закупкам и организации совместного серийного выпуска регионального реактивного лайнера Ан-158. Стоимость контракта – около 2,4 млрд долл., он рассчитан на 20 лет, предусматривает поставку 16 готовых машин и сборку еще 64 на иранских мощностях.

Кроме того, по информации С.Мельниченко, в проект госбюджета заложены крупные средства для Государственного космического агентства – 838 млн грн., что в 1,7 раз больше, чем в 2011 году Первый замглавы комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Владислав Лукьянов согласен: авиация и космос – важнейшие направления высокотехнологичного машиностроения, и государство должно их поддерживать. "Но насколько быстро будет отдача – это, конечно, вопрос. Смогут ли эти перспективные сферы хотя бы через несколько лет занять существенное место в структуре ВВП? – говорит депутат. – Это продукция с очень высокой добавленной стоимостью, и конкуренция по ней на мировом рынке высока. Реальность в том, что Ан-148/158 по соотношению "цена-качество" вполне привлекателен, и нам нужно обеспечить ему финансовую поддержку, создать лизинговые компании (чтобы продавать самолеты перевозчикам, испытывающим дефицит оборотных средств)".

А вот прямой поддержки сельхозмашиностроения в 2012 году в бюджете не предусмотрено, тогда как в текущем году это было 60 млн грн. Зато снова намечено пополнить уставный капитал НАК "Украгролизинг" – на 80 млн грн., "для покупки техники с дальнейшей передачей ее агропредприятиям на условиях финансового лизинга". Финансироваться эта статья будет за счет уже идущего лизинга, а также возврата ранее выданных кредитов на сельхозтехнику. Правда, объем пополнения капитала НАК сокращен: в 2011 году это было 369 млн грн., в 2010 – почти 389 млн. В целом, констатирует С.Мельниченко, в 2012-14 годах темпы роста производства в машиностроении будут постепенно повышаться и составят 23-25%, а в металлургии – 6-6,5%.

Наконец начнется и финансирование принятой еще до кризиса, в 2008 году, "целевой экономической программы" развития промышленности до 2017 года. В грядущем году по этой статье выделяется более 356 млн грн. С. Мельниченко напоминает: проект предусматривает рост доли инновационных отраслей в структуре промпроизводства. Прежде всего речь идет о машиностроении, доля которого к 2017 году должна достигнуть 32% (в 2008 – на уровне 15%). Общая доля инновационной продукции в реализуемых промышленных товарах должна подняться с 8-10% до 30-35%. Стоимость программы – до 1,5 трлн грн., в том числе 104 млрд из госбюджета, 46 млрд из местных бюджетов, 418 млрд из собственных средств производителей, 780 млрд кредитов. Экономический эффект от программы оценивается в 1,1 трлн грн. (в постоянных ценах 2007 года).

В угольной индустрии на одну только частичную компенсацию себестоимости добычи госшахтам будет выделено 6,8 млрд грн. (в 2010-11 – по 5,8 млрд). А на "реструктуризацию" отрасли – еще 1,3 млрд грн. С.Мельниченко уточняет, что по данной статье тоже финансируются проекты стабилизации и развития угольных компаний. Энергетика получит 525,6 млн грн. на новые мощности всех типов и передающие линии, 180 млн – на реконструкцию ГЭС холдинга "Укргидроэнерго". В этой связи В. Лукьянов замечает: "До 50% электричества в стране производится на АЭС, и развитие мирного атома – почти безальтернативный для нас путь. Поэтому создание СП с Россией по выпуску топливных элементов для АЭС повысит конкурентоспособность национальной экономики в целом".

Также продолжится поддержка энергосберегающих проектов – на общую сумму более 531 млн грн., из них на удешевление кредитов – 6 млн грн. Это меньше, чем в текущем году (665 млн грн.). А п.23 ст. 9 проекта Закона "О государственном бюджете Украины на 2012 год" включает содействие снижению выбросов парниковых газов и участию в международных проектах в этой сфере (112,8 млн грн.). Хотя пока мы отстранены от киотских механизмов – профильные органы ООН обвинили Украину в нарушении правил подачи отчетности. Аналитики считают, что наказание продлится примерно до апреля.

А вот на реконструкцию газопровода Уренгой – Помары – Ужгород направляется всего 12 млн грн. По мнению директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, это означает, что Кабмин не особо рассчитывает на полномасштабное начало модернизации магистрали даже и в 2012 году. Наконец, на Евро-2012 в следующем году поступит до 7,5 млрд грн., тогда как в 2011 это были 9,4 млрд, в 2010 – 11,6 млрд. В данном конкретном случае уменьшение суммы связано с постепенным окончанием подготовки к турниру.

В целом по ряду статей финансирование больше, чем в 2010 – но меньше, чем в 2011 году. В.Лукьянов объясняет это тем, что госбюджет-2012 разработан на основе пессимистического сценария развития событий, с учетом угрозы новой волны мировой экономической рецессии. Но по большинству промышленных статей поддержка если и снижена, то не очень значительно.

Возвращаясь к анализу макропоказателей, депутат сказал, что спад бюджетного дефицита в 2012, а также снижение доли госбюджета в структуре ВВП до 28,5% (с 29,3% в 2011) повысят общую ликвидность экономики. А это значит, среди прочего, упрощение доступа к инвестиционным и кредитным ресурсам. Такая тенденция началась уже в этом году, подтверждает замглавы Минэкономразвития Валерий Мунтиян: на конец сентября общий объем кредитов, направленных банками в экономику, вырос относительно 1 января на 9,3%, до 791,6 млрд грн. И промпредприятия смогут привлекать больше кредитов на поддержание и развитие работы. Оздоровление ситуации видят и потенциальные инвесторы, которые в 2012 году будут оживленнее вкладывать средства в отечественную индустрию, уверен В.Мунтиян.

В то же время до окончания парламентских выборов (осень-2012) вряд ли стоит ждать новых денег от МВФ, сообщил МинПрому вице-президент НАН Украины Валерий Геец. По этой причине ликвидность экономики несколько сузится. "Также стоит подумать над дальнейшей девальвацией гривны ради повышения конкурентоспособности товаров – все наши основные торговые партнеры это уже сделали", – советует экономист.

В.Лукьянов резюмирует: основные параметры, заложенные в госбюджет, станут неплохим стимулом для промышленного развития страны, а господдержка будет идти по многим важным направлениям. Но направлений поддержки должно быть больше, полагает депутат. "В 2012 году мы в промышленности почти достигнем докризисных показателей 2008 года, и транспортная инфраструктура снова перестает справляться с грузопотоками. А значит, ее надо активно развивать – дабы обеспечить стабильный рост не только на год, но и далее. В первую очередь нужно расширять пропускную способность железных дорог, обновлять подвижной состав, в том числе специализированный (для металлургических грузов, для агропродукции).

"Не менее важно развивать и портовый грузооборот. А также возродить торговый флот. А это уже затронет и судостроение. Собственный флот дает преимущество во внешней торговле и дополнительные проценты роста ВВП. Для его создания у нас есть и хорошие верфи, и глубоководные порты. Нужна продуманная госпрограмма развития морского транспорта", – добавил депутат.

Для ГМК же ряд экспертов видит смысл в новых мерах поддержки и преференциях. По словам В.Мунтияна, "понятно, что в рамках ВТО и зон свободной торговли, в которые вступает Украина, это будет сложно. Но было бы полезно". В.Лукьянов добавляет: "И металлурги, и их смежники должны быстрее выходить из кризиса и развивать выпуск качественной продукции, конкурентоспособной и по качеству, и по цене. Плюс нужно сдерживать рентабельность, чтобы при новых ценовых спадах у отрасли был "запас прочности". И, конечно, внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии, причем стимулы могут быть как поощрительными, так и "наказательными". Украинским промышленникам надо научиться делать деньги более динамично и инновационно, чем сейчас, уверен В.Лукьянов, "а правильная госбюджетная политика может стать неплохим подспорьем".

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
28.05.21, Ярослав Ярош
22 мая российское трубоукладочное баржа "Фортуна" вошла в немецкие территориальные воды, чтобы протянуть по дну Балтики последние 28 км второй очереди газопровода "Северный поток". Исходя из средней скорости работы судна (460 м/сутки), можно ожидать, что где-то к середине лета СП-2 будет полностью проложен. Не стоит питать иллюзий: остановить его постройку уже не получится. Украине надо думать над тем, как минимизировать последствия.
12.05.21, Ярослав Ярош
29 апреля президент Владимир Зеленский подписал закон, снимающий ограничения на продажу объектов большой приватизации в период пандемии. 1 мая закон вступил в силу. Фонд госимущества намерен заработать на этой распродаже 12 млрд грн в текущем году и провести первые аукционы уже летом. Но ожидания и реальность совпадают нечасто. Украинский опыт большой приватизации доказывал это не раз.
23.04.21, Ярослав Ярош
В середине апреля Лакшми Миттал, глава глобального стального холдинга АrcelorMittal, лично приехал в Киев. По итогам визита был подписан меморандум о так называемом "стальном миллиарде". Согласно документу, комбинат "АrcelorMittal Кривой Рог" инвестирует 1 млрд долл. в проекты, направленные на экологизацию своего металлургического цикла. Раньше бывало, что из офиса АМКР звучали декларации и о более крупных суммах. Но эта хотя бы написана пером.
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!