Доступное жилье – недоступно

Публікації

Столкнувшись с крайне медленной реализацией госпрограммы удешевления ипотечного кредитования, в Минрегионстрое подготовили изменения в соответствующий правительственный Порядок. Доступ населения к дешевым кредитам на жилье решили простимулировать, снизив размер первоначального взноса и смягчив ряд нормативных требований к заемщикам. При помощи этого власть надеется заметно актуализировать одну из своих главных социальных инициатив. Ведь пока "доступное жилье" от Кабмина все больше напоминает один из предвыборных лозунгов, а не реальное решение квартирного вопроса украинцев и нынешних проблем стройиндустрии страны.

Программа "Доступное жилье", заявленная в марте среди прочих социнициатив главы государства, в своей декларативной части предусматривала возможность получения дешевых ипотечных кредитов сроком на 10-15 лет. Потенциальным заемщикам-участникам программы было обещано, что реальная стоимость таких денег для них не превысит 3% годовых от суммы кредита.

Уже в момент оглашения этих цифр многие эксперты выражали сомнение в реальном, а не популистском характере программы. Недоверие вызывало готовность выделять бюджетные деньги на кредитование. По некоторым оценкам, ежегодные прямые затраты государства в данном случае могли бы составить порядка 20-25 млрд грн. "Такие средства в госбюджете изыскать можно, но тогда придется сократить все остальные госпрограммы", – отмечал тогда один из аналитиков.

Правительство, впрочем, тут же обрисовало свое видение механизмов удешевления ипотечного кредитования в стране. Вскоре после социальных заявлений Президента в Кабмине конкретизировали, что из бюджетных денег такие кредиты выдавать и не планируется. Госсредства должны пойти на компенсацию разницы между проанонсированной величиной социальной ставки и реальным ее уровнем в коммерческих банках. Но и данный подход был воспринят аналитиками со скепсисом. Учитывая, что в том же марте средняя эффективная ставка по ипотечным кредитам в Украине достигла 24,35% годовых, в банковской среде совсем не были уверены в том, что в правительстве сочтут возможным оплачивать эти свыше 20% кредитной ставки по ипотеке.

И скептики отчасти оказались правы. После апрельских корректировок госбюджета-2012 и принятия постановления Кабмина №343, легализовавшего "Порядок удешевления стоимости ипотечных кредитов…", окончательно прояснились как условия доступа потенциальных заемщиков к дешевой ипотеке, так и денежный ресурс государства на реализацию программы в текущем году. Претендуя изначально на 2 млрд грн. целевого финансирования, Кабмин получил в госбюджете на "Доступное жилье"-2012 вдвое меньше. А утвержденный в правительстве Порядок установил потолочный размер компенсируемых государством ипотечных кредитов в 16% и в течение только 10 лет из 15-летнего срока.

Как видно, на деле государство взялось компенсировать не более 13% по получаемому в банке кредиту на приобретение жилья. Причем заемщик должен был соответствовать определенным критериям по доходу – не менее 55 тыс грн. в год на семью из трех человек (средний по стране максимум: 400 тыс. грн.). А к участникам программы на тот момент были отнесены лишь те, кто реально "нуждался в улучшении жилищных условий".

В качестве жилья, кредитуемого по госпрограмме, в Кабмине и Минрегионстрое (это министерство принимает ключевое участие со стороны государства в реализации постановления №343) предложили дома, недостроенные в кризис 2008-2009 годов. "Внедрение дешевой ипотеки и привлечение ее средств для завершения таких объектов решит жилищную проблему не только участников новой ипотечной программы, но и сотен инвесторов собственного жилья", – заявлял в начале мая глава Минрегионстроя Анатолий Близнюк. Среди программных кредиторов он называл тогда украинские банки I и II группы по критериям НБУ; всего таковых в соответствующем классификаторе – 36.

"Доступное жилье" с такими вот параметрами начали внедрять в середине мая, менее чем через две недели после публикации постановления КМУ №343. Первый "дешевый кредит", выданный жителю города Сумы, тогда был широко освещен в СМИ. Казалось бы, столь оперативный старт начинания делает вполне возможным выполнение поставленной в Кабмине задачи: обеспечить жильем до конца 2012 свыше 30-35 тыс. семей. Но уже к 23 мая инициатива начала буксовать; возникла необходимость в "усовершенствовании" механизма удешевления стоимости ипотечных кредитов.

Оказалось, что выполнить госпрограмму за счет участия в ней одних квартирных очередников малореально, а недострои как единственные предметы дешевой ипотеки – не столь привлекательны для заемщиков. Посему в конце мая указанный Порядок подкорректировали, расширив в нем круг потенциальных участников программы. А кроме недостроенного жилья разрешили кредитовать под нераспроданные квартиры в построенных несколько лет назад домах.

Но этих правок оказалось недостаточно. В середине июня договоров на получение ипотечных кредитов с госудешевлением в стране было заключено всего 40, к завершению месяца – 72. Из 1 млрд грн., предусмотренных в госбюджете-2012, в прошлом месяце на эти цели было направлено лишь 30 млн грн. При этом на конец июня желающих приобщиться к "Доступному жилью" насчитывалось 7,5 тыс., квартир по этой программе застройщики готовы были выделить 4,7 тыс.

В Минрегионстрое причины такой ситуации с реализацией программы удешевления ипотеки усматривают, прежде всего, в недостатках нормативного механизма. Среди них: высокий размер первоначального взноса, слишком жесткие требования к доле платежа по кредиту в общем доходе семьи, заниженные расчетные коэффициенты к стоимости жилья, фигурирующего в программе, и др.

Тогда в министерстве разработали третий за два месяца вариант редакции постановления №343. Проекте документа предусматривает уменьшение первоначального взноса на приобретение жилья – с 25 до 10% от его стоимости, и увеличение дозволенной части кредитных платежей в доходе семьи заемщика – с 40 до 55%. Наконец, идеологи программы пришли к выводу, что при определенных условиях заемщики вполне могут платить не 3%, а 6% социальной ставки по дешевой ипотеке. Также планируется повысить верхнюю границу годового дохода для семьи, претендующей на участие в "Доступном жилье". А сумму правительственной компенсации предполагается перечислять непосредственно банкам-участникам программы, а не на счета физлиц-заемщиков.

Хотя в министерстве и не акцентируют на этом внимание, но слишком жесткие цензы к заемщикам в прежних редакциях документа немало снижали востребованность госпрограммы среди ключевых ее участников – банков. Из всех крупных банковских учреждений страны на системной основе, в масштабах всей Украины, удешевлением ипотечных кредитов по правительственному постановлению занимается, пожалуй, один государственный Ощадбанк. Да и тот во многом на добровольно-принудительной основе. А семь коммерческих банков, которые также объявили о своей причастности к "Доступному жилью", содействуют программе сегментарно – в пределах считанных выдач таких кредитов и в рамках одной-двух областей страны.

Последние изменения в "Порядок удешевления стоимости ипотечных кредитов…", думается, как раз и призваны простимулировать коммерческие банки к более активному вовлечению в это правительственное начинание. (Деньги в банковской системе Украины на это имеются. По оценкам представителей НБУ, ипотечный портфель украинских банков в июне достигал почти 51 млрд грн., тогда как для освоения "компенсационного миллиарда" необходимо выдать кредитов на в два раза меньшую сумму). Каков будет отклик со стороны комбанков – пока судить сложно. Ведь размер средней эффективной ставки по ипотечным кредитам в Украине нынешним летом лишь немногим меньше весеннего показателя – 24%. Разрыв между социальным ипотечным процентом вкупе с правительственной компенсацией и реальной стоимостью кредитов на жилье в Украине все еще остается существенным…

Ясно одно: заявив дешевую ипотеку в качестве социнициативы для небогатых украинцев, власть постепенно приходит к тому, что действенной эта программа станет только при вхождении в нее заметного количества заемщиков из твердого среднего класса. Это куда менее рисковая категория клиентов для комбанков, чем квартирные очередники в классическом их понимании. Включив первых в круг получателей льготной ипотеки, у Кабмина, может, и получится обеспечить свыше 30 тыс. семей доступным жильем (если не этом, то в следующем году) и привлечь в стагнирующий, по сути, сектор жилищной застройки и недвижимости 10 млрд грн., как о том говорят в Минрегионстрое. В противном случае "Доступное жилье" рискует окончательно превратиться в еще одну предвыборную декларацию власти.

Евгений Ковальчук

МинПром

Новини

16 Травня 2025

Уряд не планує суттєвих змін у критеріях і підходах до бронювання – Шмигаль

Інтерпайп скоротив викиди CO2 на 61%: рекордний прогрес у декарбонізації

Ferrexpo попереджає уряд про арбітраж через блокування ПДВ і зупинку експортних ліній

Європейський сталевий гігант готується до перезапуску зелених проєктів після літніх канікул

Шмигаль анонсував збільшення бюджетних видатків на війну через скорочення допомоги

Україна за I квартал 2025 року збільшила імпорт товарів майже на 15% – Держстат

ЄС закрив лазівку для зняття санкцій з російських олігархів

ООН прогнозує суттєве зниження темпів економічного зростання у світі 

Металурги України експортувала 1,23 млн тонн металопрокату за 4 місяці

15 Травня 2025

Новим генеральним директором Інтерпайп став Лука Занотті

Держгеонадра виставить на аукціони 60 ділянок для видобутку корисних копалин

Китай розкритикував нову торговельну угоду між Великою Британією та США

Імпорт вантажівок в Україну скоротився на 4% з початку року

ЄС може запровадити підвищені мита на українські товари з 6 червня

ЄС може відтермінувати повноцінний СВАМ для України до 2027 року – Міндовкілля

Суецький канал запроваджує 15% знижку для контейнеровозів за прохід каналом в обох напрямках

ВСІ НОВИНИ ⇢