Одесса – Броды пересох

Публікації

В июне прекратился транзит нефти через нефтепровод "Одесса – Броды" в Беларусь. Минску не нужно сырье из далекого зарубежья после отмены таможенных пошлин в рамках совместного с Россией и Казахстаном Таможенного союза. Именно введение пошлин вынудило Беларусь в 2010 году искать альтернативу за пределами Союзного государства. И дружественная Минску Венесуэла согласилась поставлять нефть по морю через Одессу.

С 2011 года азербайджанская нефть Azeri Light пошла на Мозырский НПЗ (Гомельская обл.) по "Одесса – Броды", как и предусматривал так называемый своп-контракт с венесуэльской компанией PDVSA. Тогда ОАО "Укртранснафта" и ЗАО "Белорусская нефтяная компания" (БНК) подписали договор на два года с возможностью дальнейшей пролонгации на гарантированный ежегодный транзит 4 млн тонн нефти по нефтепроводу "Одесса – Броды" к Мозырскому НПЗ.

Эксперт Института энергетических исследований Дмитрий Марунич отмечает, что контракт предусматривал работу по принципу "качай или плати". Таким образом, украинская сторона была гарантирована от потери выручки в случае простоя нефтепровода. Уже сейчас очевидно, что обязательства по объемам прокачки белорусская сторона в этом году не выполнит. Будет ли Киев добиваться выполнения обязательств и выплат за простой – пока не ясно. Посол Беларуси в Украине Валентин Величко заявил, что Украина не будет запускать "Одесса – Броды" в южном направлении, несмотря на заинтересованность в таком маршруте транснациональных компаний с российскими корнями – ТНК-BP и "Лукойл".

Строительство нефтепровода "Одесса – Броды" продолжалось 5 лет – с 1996 по 2001 год. Целью строительства нового маршрута было снижение зависимости от поставок сырья из России. Планировалось, что по территории Украины пойдет нефть с азербайджанского и казахстанского побережья Каспия, а возможно – из других стран Центральной Азии в Восточную и Западную Европу. Реализация этого проекта могла бы привести к снижению транзита казахстанской нефти через территорию России. С помощью лоббистов в украинской власти Москва смогла добиться подписания договора "Укртранснафты" и ТНК-BP о поставках российского сырья в порт Южный (Одесская обл.) и дальше по Черному и Средиземному морям в страны Европы. При этом российская компания обязалась поставлять через "Одесса – Броды" около 6 млн тонн нефти в год. Правда, выполняли россияне свои обязательства, сокращая транзит по другим украинским трубопроводам.

В то же время Кремль инициировал строительство нефтепроводов на своей территории, стремясь перевести экспорт нефти в местные порты. Правда, и Киев пытался активизироваться в деле достройки "Одесса – Броды" до польского Плоцка с целью создания Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. "Укртранснафта" создала с польскими партнерами из компании PERN в 2004 году ООО "Сарматия", которое должно было заниматься организацией достройки трубы до Плоцка. В 2007 году к "Сарматии" присоединились государственные компании Литвы, Грузии и Азербайджана. Но дальше технико-экономического обоснования дело не продвинулось.

А объемы транзита по маршруту "Одесса – Броды" неуклонно снижались. Противостояние между правительством Юлии Тимошенко и Президентом Виктором Ющенко по вопросу запуска нефтепровода в северном направлении закончилось безрезультатно. Аверс стал возможен в 2010 году, после того как российские компании отказались от маршрута по нефтепроводу "Дружба" до Бродов, и далее на юг – до черноморского побережья. А осенью 2009 года был осуществлен реверс Приднепровских магистральных трубопроводов, по которым самым коротким путем российская нефть поступала в Одессу.

Трубопровод развернули в интересах группы "Приват", которая вытеснила российских акционеров с Кременчугского НПЗ и оказалась без сибирского и поволжского сырья. В ноябре 2009 года первый танкер с азербайджанской Azeri Light разгрузился в Одессе. Это решение предыдущей властной команды ударило по компании "Лукойл", которая именно по Приднепровской системе поставляла собственное сырье из России на подконтрольный Одесский нефтеперерабатывающий завод. А после принятого в 2010 году решения Киева и Минска транспортировать венесуэльскую и азербайджанскую нефть в Беларусь, Одесский НПЗ оказался отрезанным от трубопроводных поставок нефти.

Нынешнюю остановку "Одесса – Броды" эксперт Александр Тодийчук объясняет недальновидностью государственных менеджеров в управлении нефтетранспортной системой. "В результате при мощности 110 млн тонн нефти в год мы транспортируем около 30 млн тонн", – сказал он в комментарии МинПрому.

Падение объемов транспортировки нефти началось в период президентства Виктора Ющенко и продолжается до сих пор. В 2009 транспортировка сократилась по сравнению с предыдущим годом на 5,9% до 38,5, млн тонн. В 2010 году падение составило 22,7% до 29,8 млн тонн, в 2011 – на 11,6%, до 27,5 млн тонн. В текущем году тенденция сохраняется. А.Тодийчук объяснил это снижением объемов переработки нефти, а также переориентацией российской и значительной части центральноазиатских углеводородов на российские порты. В марте текущего года заработала вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) мощностью 50 млн тонн в год. БТС-2 связала нефтепровод "Дружба" с портом Усть-Луга на балтийском побережье Ленинградской области.

Снижение переработки нефти в Украине – еще один фактор недозагрузки отечественной транспортной системы. Объем первичной переработки нефти в прошлом году сократился на 18,8% до 6,7 млн тонн, а в первом квартале текущего года – на 28,3% до 1,6 млн тонн. Стоят Херсонский и Одесский НПЗ, еле дышат Дрогобычский и Надвирнянский, с марта 2012 года из-за нерентабельности простаивает Лисичанский НПЗ. Кременчугский НПЗ может самостоятельно обеспечить потребности страны в нефтепродуктах, но постоянно недозагружен.

Объемы переработки на этом предприятии определяются не интересами страны, а планами группы "Приват", которая контролирует завод с молчаливого согласия официального Киева. "Нынешнюю ситуацию во многом определяют ошибки при приватизации. В некоторых были нечетко прописаны обязательства новых владельцев по загрузке предприятий. В других – государство не реагирует должным образом на нарушения обязательств", – считает А.Тодийчук.

А Д.Марунич отмечает неспособность госменеджеров учитывать всю совокупность экономических и политических факторов при планировании работы нефтетранспортной отрасли. В качестве примера он назвал недовольство азербайджанских партнеров и потерю интереса к Украине. "Своп-контракт с участием Венесуэлы и Азербайджана, по которому нефть шла через Украину, вызвал недовольство США. Баку крайне заинтересован в сохранении добрых отношений с Соединенными Штатами. Поэтому азербайджанская нефть сегодня ушла даже с фактически частного Кременчугского НПЗ. Теперь "Приват" закупил казахстанскую нефть", – отметил Д.Марунич.

По мнению эксперта, оживить "Одесса – Броды" могла бы Чехия, которая активно занимается диверсификацией поставок нефти на свои НПЗ в Кралупах и Литвинове. "Но в ближайшее время это едва ли возможно – ведь сегодня у нас с Чехией, пожалуй, самые худшие отношения среди всех стран Евросоюза", – резюмировал Д.Марунич.

Анвар Деркач

МинПром

Новини

16 Травня 2025

Уряд не планує суттєвих змін у критеріях і підходах до бронювання – Шмигаль

Інтерпайп скоротив викиди CO2 на 61%: рекордний прогрес у декарбонізації

Ferrexpo попереджає уряд про арбітраж через блокування ПДВ і зупинку експортних ліній

Європейський сталевий гігант готується до перезапуску зелених проєктів після літніх канікул

Шмигаль анонсував збільшення бюджетних видатків на війну через скорочення допомоги

Україна за I квартал 2025 року збільшила імпорт товарів майже на 15% – Держстат

ЄС закрив лазівку для зняття санкцій з російських олігархів

ООН прогнозує суттєве зниження темпів економічного зростання у світі 

Металурги України експортувала 1,23 млн тонн металопрокату за 4 місяці

15 Травня 2025

Новим генеральним директором Інтерпайп став Лука Занотті

Держгеонадра виставить на аукціони 60 ділянок для видобутку корисних копалин

Китай розкритикував нову торговельну угоду між Великою Британією та США

Імпорт вантажівок в Україну скоротився на 4% з початку року

ЄС може запровадити підвищені мита на українські товари з 6 червня

ЄС може відтермінувати повноцінний СВАМ для України до 2027 року – Міндовкілля

Суецький канал запроваджує 15% знижку для контейнеровозів за прохід каналом в обох напрямках

ВСІ НОВИНИ ⇢