Подробнее Запомнить город


Гривня подкинула проблем нашим банкирам

18.03.09 , Дело
размер текста:

Украинская банковская система переживает самый сильный стресс со времен развала Советского Союза. 22 марта руководители крупнейших коммерческих банков должны предоставить президенту Украины антикризисный план спасения украинской банковской системы. Такое задание Виктор Ющенко выдал украинским банкирам после совместного совещания, проведенного 11 марта. Финансистам придется разработать план, который решал бы сразу ряд неотложных вопросов: риск дальнейшей девальвации гривни, отток депозитов, ухудшение качества активов, недостаточность капитала.

Денег нет, даже когда они есть

Отечественная финансовая система переживает жесточайшую нехватку ликвидности, вызванную тотальным кризисом доверия.

Недоверие населения и бизнеса к банкам привело к значительному оттоку депозитов. С октября по март только физлица забрали из банковской системы более 50 миллиардов гривен. Бизнес также не стремится хранить средства на банковских счетах — за последние пять месяцев юрлица вывели более 27 миллиардов гривен. Таким образом менее чем за полгода украинская банковская система лишилась четвертой части всей депозитной базы.

Но не только население не верит финучреждениям — недоверие банкиров друг к другу фактически заморозило межбанковский кредитный рынок. Стоимость овернайтов с начала года даже в «хорошие» дни не опускается ниже 20%, а максимальная цена «ночных денег» зашкаливала в феврале за 120%. При этом даже в те дни, когда остатки на корсчетах банков находятся на высоких уровнях (свидетельствует о достаточности гривневого ресурса в системе), стоимость межбанковских кредитов все равно оставалась очень высокой. По словам банкиров, это происходит потому, что «свободная» гривня находится в распоряжении у 2-3 крупных банков с иностранным капиталом, которые заморозили свою работу на межбанке.

К этому стоит добавить, что уже не доверяет украинским банкирам и руководство Нацбанка. Осенью 2008 года НБУ щедро рефинансировал коммерческие банки — за октябрь-ноябрь было выдано 74,7 миллиарда гривен (с учетом овернайтов). Эта сумма полностью перекрыла отток депозитов за указанный период (около 42 миллиардов гривен). Однако банкиры не спешили использовать деньги НБУ на поддержку ликвидности — куда более перспективным применением этих средств им показался валютный рынок. Впоследствии руководство Нацбанка признало, что средства рефинансирования оказывали давление на курс гривни. Потому в этом году НБУ намного осторожнее выдает деньги банкам (январь — 5 миллиардов, февраль — 15 миллиардов гривен). Кроме этого, НБУ старается контролировать использование финучреждениями этих средств и в случае выделения банку значительных сумм рефинансирования вводит в нем куратора.

Срубили сук, на котором сидели

Еще одной проблемой украинских банков является обесценивание гривни. Осенью финучреждения не-плохо заработали на валютных спекуляциях, но теперь они вынуждены в экстренном порядке искать миллиарды гривен на докапитализацию. Вследствие переоценки валютных активов (девальвация гривни за октябрь-декабрь составила 65%) суммарные активы банков за последний квартал 2008 года выросли на 28,6%. При этом банки сокращали, а то и вовсе приостанавливали выдачу новых кредитов.

«С качеством кредитного портфеля ситуация однозначна — девальвация национальной валюты в совокупности с уменьшением реальных доходов населения и бизнеса и преобладающим количеством валютных кредитов приводят к увеличению уровня плохих кредитов в портфелях банков», — говорит аналитик инвестгруппы «Сократ» Роман Сиротян. Каких масштабов достигнет уровень проблемной задолженности по системе, спрогнозировать сейчас никто не берется. Банкиры констатируют, что на данный момент она уже составляет 10-12%, и утверждают: дальнейшие темпы роста проблемной задолженности в первую очередь зависят от поведения курса гривни.

Ухудшение качества активов заставляет банки увеличивать отчисления в резервы, что при одновременном раздутии активов вынуждает их увеличивать капитал. По оценкам аналитиков инвесткомпании «Тройка Диалог Украина», для докапитализации всей системы (если не произойдет дальнейшее ухудшение макроэкономической ситуации) понадобится около 46 миллиардов гривен.

Где деньги лежат

У украинских банков есть три варианта, как решить проблему нехватки капитала. Первый — надеяться на финансовую помощь акционеров. По такому пути пошли дочерние банки мощных западных финансовых групп, а также финучреждения, входящие в состав крупных отечественных ФПГ. Второй — запросить помощи у государства. В госбюджете на 2009 год предусмотрено 44 миллиарда гривен на докапитализацию банковской системы. «За поддержкой государства в ближайшее время могут обратиться около 10 банков. В первую очередь это крупные банки с украинским капиталом, собственники которых не имеют средств для увеличения капитала. «Родовид» и Укргазбанк уже высказали свое желание привлечь государственный капитал», — говорит Роман Сиротян. И третий — уйти с рынка, объединившись с более успешным банком или объявив себя банкротом. «Консолидация банковской системы в Украине неизбежна, у нас зарегистрировано намного больше финансовых учреждений (185 банков на начало марта. — «ДЕЛО»), чем это необходимо, чтобы покрыть спрос на финансовые услуги населения, особенно в кризисное время», — считает зампредправления Эрсте Банка Павел Цетковский.

Также серьезной проблемой украинских банков является значительная долговая нагрузка. По оценкам НБУ, на начало февраля общий объем задолженности украинских финучреждений составлял 38,4 миллиарда долларов, из которых в 2009 году банкам предстоит выплатить около 8,7 миллиарда долларов. Внешние рынки капитала прочно закрыты для украинских банков, поэтому рассчитывать на рефинансирование или реструктуризацию долгов не приходится. (Исключение составляют некоторые банки с иностранным капиталом.) А на фоне непрекращающегося оттока депозитов банкам очень трудно будет аккумулировать необходимые средства.

Дальше хуже, но недолго

Прогнозировать, что худшее для украинских банков уже позади, не берется ни один финансист, большинство сходится во мнении, что ситуация может еще несколько усугубится. «Мы дотронемся до дна ближе к концу 2009 года. В первой половине года все банки пройдут через аудит. Гривня и недвижимость достигнут новых равновесных уровней. Во второй половине года станет уже видно, какие банки выйдут из рынка. А те финучреждения, что останутся, смогут всесторонне оценить экономическую ситуацию. И хотя я не верю в значительный рост во второй половине 2009 года, но падение будет окончено», — делится прогнозами Павел Цетковский.

Еще менее радужно оценивают финансисты перспективы возобновления доверия к банкам. «Доверие к банкам будет восстанавливаться медленно, скорость этого процесса будет зависеть от того, смогут ли банки, являющиеся сейчас проблемными, вернуться к нормальной работе и выполнить свои обязательства перед клиентами», — считает Роман Сиротян. «Подрыв доверия к банкам был критическим. К финучреждениям был прикреплен ярлык источника всех проблем. По моим прогнозам, доверие восстановится не ранее середины 2010 года», — добавляет Цетковский.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!