Подробнее Запомнить город


ГАЗрасчет

размер текста:

В пылу политических баталий как-то незаметно для отечественных СМИ прошло заявление Счетной палаты о финансовом положении НАК «Нафтогаз Украины». Впрочем, сложности птичьего языка бухгалтерского учета вряд ли могут сравниться с решениями Конституционного суда по дате проведения выборов или похождениями украинского министра в Германии. Вместе с тем, по данным «ЗН», выводы украинских аудиторов достаточно серьезно всколыхнули западных инвесторов и банкиров, имеющих финансовый интерес в украинском нефтегазовом монополисте.

Большинство опрошенных «ЗН» экспертов отметили традиционность выводов аудиторов Счетной палаты (СП): проверяемый объект финансово несостоятелен, и финал уже близок. Вместе с тем политологи не исключают, что «Нафтогаз» в который раз стал заложником политических баталий между Кабмином и секретариатом президента, где победителей, по украинской народной традиции, уже не только не судят, но и не осуждают. НАК сочла оценочные суждения Счетной палаты надуманными, манипулирующими бухгалтерскими данными и наносящими вред интересам компании и государства. Впрочем, западные инвесторы, с которыми успело пообщаться «ЗН», придерживаются противоположной точки зрения. В попытке разобраться в сложившейся ситуации «ЗН» обратилось за разъяснениями к Юрию КОЛБУШКИНУ, заместителю председателя правления НАК «Нафтогаз Украины», отвечающему за финансово-экономический блок.

— Юрий Петрович, вы курируете всю финансово-экономическую деятельность НАК «Нафтогаз Украины». Почему ваша компания официально заявила о манипулятивности заявления Счетной палаты?


— Деятельность НАК «Нафтогаз Украины» достаточно сложная с финансовой точки зрения. Непо­священному разобраться в ней непросто. Аудиторы Счетной палаты в течение месяца пытались проанализировать три достаточно неоднозначных периода 2006—2008 годов. По сути, НАК только с апреля 2008 года снова начала полноценно функционировать на рынке. И проводить параллели всех трех лет, по моему мнению, не совсем корректно. Видимо, до конца не разобрались.

— В какие числа и за какой период деятельности НАК «Нафтогаз Украины» Счетная палата про­водила последний аудит? Вы лично видели отчет аудиторов?

— Проверка проводилась в течение февраля 2009 года за период 2006—2007 годов и девять месяцев 2008-го.

В последний раз аудиторы из Счетной палаты приходили в НАК в 2006 году, а целью их визита была проверка взаимоотношений НАК «Нафтогаз Украины» с «РосУкрЭнер­го». После этого никаких просьб от этой организации к компа­нии до последней проверки не посту­пало. Что выглядит весьма странно.

Я знаком с полным отчетом Счетной палаты, выводами и рекомендациями. У нас есть свои замечания к ним.

— По итогам аудита Счетная палата Украины заявила, что в финансовом плане Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» на 2009 год заложен дефицит в размере 6,1 млрд. грн. Действительно ли этот дефицит был запрограм­мирован, если учесть, как считает СП, что дотации предусмот­рены только в объеме 1,6 млрд. грн.?

— Действительно, в Законе Ук­раины «О государственном бюдже­те на 2009 год» предусмотрена дотация в размере 1,6 млрд. грн. В то же время, исходя из фактического объема полученного и потребленного импортного газа, в финансовом плане компании на 2009 год, утвержденном Кабинетом министров, предусмотрена компенсация разницы в тарифах между ценой полученного и реализованного импортного газа в сумме 7,7 млрд. грн.

Формально Счетная палата может заявить о том, что в Госбюджет не внесены изменения относительно компенсации «Нафтогазу», поскольку антикризисные законопроекты Кабмина не были проголосованы Верховной Радой. Однако есть постановление правительства от 11 марта текущего года о компенсации НАК «Нафтогаз Украины» недостающих финансовых средств.

— Действительно ли финплан «Нафтогаза» был утвержден без баланса газа Украины на 2009 год?

— Баланс газа Украины на 2009 год был передан в Кабинет министров сразу же после утверждения финплана НАКа. Такая последовательность предусмотрена процедурой подготовки и представления данного документа. Могу только сказать, что, согласно нашим расчетам, объем импортного газа в текущем году должен составить 33 млрд. кубометров, а внутренняя добыча — 20,6 млрд. кубометров.

— Как вы считаете, какие основания есть у Счетной палаты заявлять, что «финансово-хозяйст­венная деятельность «Нафтогаза» носит закрытый и непрозрачный характер, а информация о финансовом положении госхолдинга и его внешнеэкономических связях противоречива»?

— С полной ответственностью хочу заявить, что НАК «Нафтогаз Украины» сегодня является самой прозрачной и открытой государственной компанией в стране. Еще с 2004 года «Нафтогаз» ежегодно проходит бухгалтерский аудит по международным стандартам, проводимый компанией Ernst&Young, а отчеты размещаются на официальном сайте компании и с ними могут ознакомиться все желающие. Помимо этого, деятельность госкомпании постоянно проверяют аудиторы правительственных и парламентских контролирующих органов. Поэтому говорить о ее «закрытости и непрозрачности» не приходится.

К примеру, какая еще из государственных корпораций столь детально раскрывает данные о движении товара (газа), оплате его растаможивания, движении финансовых средств, о финансовом плане, расчетах с бюджетом и т.п. Не говоря уж о содержании внешнеэкономических контрактов, которые, к моему большому сожалению, регулярно раскрываются в Интернете.

А если кому-то захотелось сделать дешевый PR, наносящий прямой вред государству, и получить сомнительные дивиденды от этого, то пусть это останется на его совести. История все расставит по своим местам.

— Аудиторы утверждают, что «пла­тежеспособность компании зависит от внешних финансовых источников», а финансовая устойчивость, рентабельность и темпы экономического роста НАК являются достаточно низкими. Действительно ли «в последние годы финансово-хозяйственная политика НАК основывалась на привлечении кредитов», как констатируют в СП?

— Давайте для ответа на этот вопрос обратимся к мировому опыту ведения бизнеса. Все известные крупные холдинговые компании с мировым именем работают за счет привлечения кредитов. НАК «Нафтогаз Украины» — не исключение. Нехватка оборотных средств, вызванная несвоевременными и на низком уровне расчетами за газ, да еще помноженная на разницу в цене покупки импортного газа и его реализации отдельным категориям потребителей внутри страны, заставляет компанию идти на эти шаги.

При этом в отчете Счетной палаты указано, что стабильность и прибыльность деятельности компании зависит от цен и тарифов, утверждаемых НКРЭ на отдельные виды деятельности, от дополнительных внешних источников финансирования, приоритетности деятельности на рынке сбыта природного газа. При этом сохранение рентабельности и недопущение убыточности деятельности «Нафтогаза» требует существенного увеличения цен и тарифов, что обязательно приведет к резкому ухудшению материального положения большей части населения Украины. А поскольку мы являемся социально ориентированной госкомпанией, нам приходится прибегать к столь серьезным финансовым заимствованиям.

— Действительно ли на сегодняшний день задолженность НАКа по кредитам превышает 35 млрд. грн.? Кроме того, Счетная палата оценивает потребности НАК «Нафтогаз Украины» в средствах на 2009 год для погашения кредитов по договорам, срок дей­ствия которых истекает в этом году, и процентов по этим кре­дитам почти в 17,5 млрд. грн. Это так? Где НАК возьмет на это средства? Снова будет брать кре­диты? Или есть другие варианты?

— Любые взаимоотношения компании с кредиторами — это святая святых и являются коммерческой тайной. Об этом мы уже официально заявили. У нас достаточно резервов для того, чтобы выполнить все свои обязательства перед иностранными инвесторами и кредиторами.

— Аудиторы также отмечают, что газовые контракты заключались в большинстве случаев без доста­точного экономического обоснования, а деятельность на газовом рынке Украины таких посреднических структур, как RosUkrEnergo AG и ЗАО «УкрГаз-Энерго» (УГЭ), привела к переплате отечественными потребителями за потребленный только в 2007 году газ около 2,3 млрд. грн. При этом текущая задолженность RosUkrEnergo на начало 2009 года перед «Нафтогазом» составляла 170,6 млн. долл. и до сих пор не погашена. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Давайте исходить из того, что с 2006 года постоянно изменялась схема поставок газа как в Украину, так и внутренним потребителям. В начале 2006-го поставщиком было RosUkrEnergo, а в апреле того же года и до 2008 года — «УкрГаз-Энерго». При этом наиболее платежеспособный сегмент — промышленность — находился под контролем «УкрГаз-Энерго», а НАК была вынуждена поставлять газ менее привлекательным секторам — теплокоммунэнерго и населению.

Не стоит забывать и о ценовой политике. Как правильно указано в отчете Счетной палаты, цена полученного от «УкрГаз-Энерго» газа в конце 2006 года составляла для «Нафтогаза» 108 долл. за тысячу кубометров, что на 13 долл. превышает заявленную РУЭ цену. В 2007 году НАК получала газ от УГЭ по 139,01 долл. при заявленной цене 130 долл. за тысячу кубометров.

В 2008 году ситуация кардинально изменилась. Мы постепенно вышли из замкнутого круга посредников, вернули поставки газа промышленности, прямые контракты с «Газпромом». Но невозможно за столь короткий период решить те проблемы, которые накапливались годами. Мы работаем.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
13.04.21, GMK Center
СВАМ лишит Украину конкурентных преимуществ – доступа к ресурсам железной руды. СВАМ дискриминирует кислородно-конвертерную технологию, которая использует в качестве основного сырья для производства чугуна и стали железорудное сырье.
13.04.21, Антикор
Коли президент Володимир Зеленський та його команда прийшли до влади, вони обіцяли соціальний ліфт для молоді. І вони його зробили. Уродженець Херсона 1988 року, конвертатор Євген Пуля сміливо може казати, що команда Зеленського надає можливості росту для молоді. Але звичайно не всім, тільки наближеним особам до офісу президента.
12.04.21
30 жовтня 2019 року в Україні набув чинності закон про концесію. Як він змінив правила гри на ринку та чи дозволить оновити інфраструктуру в країні?
09.04.21
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!