НКК гонят с Украины

Точка зору

Национальная контейнерная компания (НКК) рискует потерять свой бизнес на Украине. Из-за конфликта с украинским Ильичевским морским торговым портом (ИМТП) местная «дочка» российской компании — «Укртрансконтейнер» — потеряла право работы в этом порту. Контейнерный терминал, которым управляли россияне, стоит уже пять дней. «Укртрансконтейнер» не намерен дарить порту терминал, в который инвестировано 56 млн долл., и собирается продолжить судебные тяжбы с ИМТП.

НКК — крупнейший в России оператор контейнерных терминалов. 50% компании принадлежит транспортной группе FESCO, еще 50% — компании First Quantum Ports. Активы НКК включают в себя Первый контейнерный терминал (порт Санкт-Петербург), контейнерный терминал в порту Новороссийска, терминал в порту Ильичевска, наземный контейнерный терминал в Шушарах, Балтийский контейнерный терминал в Усть-Луге.

Сотрудничество ИМТП и НКК началось в 2005 году, когда стороны заключили договор о совместной деятельности, по которому украинская сторона передавала россиянам четыре причала и перегрузочное оборудование, оцененное тогда в 17,6 млн долл. НКК, в свою очередь, обязалась вложить в развитие порта 495 млн долл. (соответствующая инвестпрограмма была разбита на четыре этапа). В 2007 году НКК завершила первый этап модернизации мощностей терминала, вложив в него 56 млн долл. По договору четверть прибыли получает порт, а остальное — «Укртрансконтейнер» (УТК, «дочка» НКК).

Для дальнейшей реализации инвестпрограммы УТК в 2008 году россияне должны были получить в пользование еще два причала порта, и именно тогда начался конфликт. Руководство порта отказалось передавать эти причалы, мотивируя это тем, что в 2005 году УТК заключил договор якобы на слишком невыгодных для порта условиях, и теперь руководство ИМТП считает нужным пересмотреть эти условия в сторону увеличения доли порта в прибыли компании. Бывших руководителей ИМТП их преемники обвиняли в коррумпированности и лоббировании интересов НКК, а саму российскую компанию — в попытке провести рейдерский захват. В итоге стороны пошли выяснять отношения в суде.

В результате 26 июня решением Одесского апелляционного хозяйственного суда договор о совместной деятельности был расторгнут, с тех пор причалы УТК простаивают. Сегодня НКК готовится отстаивать свои права в суде более высокой инстанции, собираясь не только вернуть причалы, но истребовать убытки, которые несет из-за простоя мощностей. «Мы рассматриваем действия руководства порта как попытку неправомерного вытеснения УТК. Когда мы построили самый современный контейнерный терминал на Украине, руководство ИМТП замахнулось на его отчуждение в свою пользу, желая реализовать собственные корыстные планы, в том числе с использованием «серых» схем транзита грузов», — пояснила позицию НКК ее президент Алена Ашуркова.

Эксперты называют происходящее серьезным ударом не только по карману НКК, но и по ее репутации. Надежда Малышева из «Портньюс» считает украинские порты весьма привлекательными для грузоотправителей из-за более низкой стоимости услуг. По независимым оценкам, НКК ежедневно теряет примерно 120 тыс. долл. выручки из-за вынужденного простоя. По мнению партнера адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Антона Костенко, если в договоре не прописано иное, то порту вряд ли удастся получить улучшенные причалы просто так, даже если суд признает правомерным расторжение договора о совместной деятельности. «Это можно будет назвать необоснованным обогащением, так что порту придется оплатить эти улучшения. Кроме того, в случае выигрыша НКК может истребовать компенсацию упущенной выгоды за время простоя. А вот доказать убытки от ухода грузоотправителей скорее всего будет невозможно», — говорит эксперт.

Екатерина Годлевская

Новини

26 Квітня 2024

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

ВСІ НОВИНИ ⇢