Верная дорога империи

В Еврейском музее Вены показывают выставку о главной улице города — знаменитой Рингштрассе, 150-летие которой отмечают в этом году. Одними из главных инвесторов в ее дворцы и общественные здания стали австрийские евреи, чьи наследники вскоре потеряли все права на собственность. В повороты истории "Еврейского бульвара" — так называется выставка — вписался специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ.

Главную улицу Вены строили всем миром. В условиях абсолютной монархии, какой была в 1857 году Австро-Венгрия, это означало: император решил, подданные принялись исполнять. После того как в середине XIX века стало ясно, что старые крепостные стены уже не спасут столицу в новых условиях, на их месте решили возвести новый бульвар с театрами и музеями, домами и дворцами, ставшими бы самыми эффектными в Европе. Из полусотни с лишним проектов переустройства выбрали три, которые сплавили в единое целое. Строительство на улице длиной более 5 км продолжалось почти полвека, все идеи так и не реализовали, но и тем, что сделали, можно восхищаться до сих пор.

Новые идеи у Габсбургов выживали лишь тогда, когда вместе с ними становилось ясно, где взять денег. В этом случае с предложением обратились не только к старым аристократическим семьям, но и к богатым еврейским промышленникам и банкирам — Ротшильдам, Тедеско, Эфрусси, Шиндлерам… В виде благодарности им пообещали дворянские титулы и многолетнее освобождение от налогов. Об этой истории и рассказывает большая выставка в Еврейском музее австрийской столицы.

Свои обязательства обе стороны исполнили честно — дворцы возникли, льготы дали. Большинство домов — их высота не должна была превышать 24,7 м — до сих пор украшает Рингштрассе, разделенную теперь на пять улиц. Хотя строили их знаменитости своего времени, не у всех здания вызывали восторг. Великий архитектор Альберт Лоос, например, говорил, что, прогуливаясь по Рингштрассе, так и чувствуешь желание пустить как можно больше пыли в глаза,— он видел в этом желание "современного Потемкина" внушить мысль об обилии богатства в Вене.

Пыль пылью, но интерьеры не просто соответствовали эпохе, но определяли ее лицо, неслучайно среди экспонатов есть и очаровательный кукольный домик "в стиле салона на Рингштрассе" (1893). Для истории, конечно, важнее, что культурная жизнь здесь била ключом. Евреи считались одними из важнейших меценатов империи — об этом напоминают купленные Карлом фон Аушпицем скульптуры маори из Всемирного музея Вены, в их салонах собиралось множество знаменитостей. Здесь следили за новыми веяниями в науке, и даже психоанализ связан с историей Рингштрассе, в залах выставлен "Портрет психоаналитика" кисти Марии-Луизы фон Мотезицки (1962).

Повод не только в том, что доктор Фрейд очень любил кафе Landtmann, по-прежнему открытое на Университетсринг, но и в его клиентах из богатых домов. Не все они попадали на прием к психоаналитику из-за моды на истерию и прочие психические расстройства, охватившей тогда даже здоровых людей. Были среди них и те, кто действительно нуждался в помощи, как Анна фон Либен, дочь Эдуардо Тедеско. Из-за болезни она жила в "золотой клетке", практически не выходя из дома. В бумагах Фрейда эта художественно одаренная девушка фигурирует как Цецилия М., он называл ее своим учителем в психоанализе.

Впрочем, "Еврейский бульвар" просуществовал недолго. Сначала рухнула монархия, затем независимая Австрия стала частью нацистской Германии. После 1938 года многие владельцы домов на Рингштрассе были вынуждены бежать из страны, продав собственность, а то и вовсе бросив ее на произвол судьбы; замешкавшихся ждали концлагеря. Принудительной ариезации подверглось 40% всех зданий на Рингштрассе.

О той поре напоминает раздел, посвященный реституции,— здесь показаны предметы из домов на Рингштрассе, сменивших владельцев, в частности, большеформатный эскиз маслом модного живописца Ганса Макарта к картине "Вступление Карла V в Антверпен", хранящийся сегодня в Австрийской национальной галерее в Бельведере. До аншлюса эскиз принадлежал семье Либенов, затем Карплусов, он пострадал от бомбардировок Второй мировой войны, а уже в 1951 году был продан с уверениями, что "в годы нацизма произведение не подвергалось ариезации". Продавцом выступил адвокат Карплусов (те эмигрировали в Америку и Палестину) Йохан Капуа. Он вел дела семьи еще до войны — сам, впрочем, был нацистом — и продолжил после. Но Макарта продал лично, семье не досталось ни шиллинга.

В ходе масштабной реституции Бельведер вернул эскиз наследникам бывших владельцев и вскоре выкупил его обратно. Нечастый случай, когда хороший конец у плохих историй бывает не только в кино.

Алексей Мокроусов

МинПром

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢