Лувр пошел королем

Лувр отдал свое экспериментальное пространство — La Petite Galerie — под глобальную тему «Театр власти». Национальный музей замка По, Версаль, Музей изящных искусств города Парижа и, конечно, Лувр скинулись произведениями для выставки. Из Парижа — Кира Долинина.

В масштабах Лувра, в котором любые темы можно развернуть сколь угодно глобально, эта выставка — почти виньетка. Но ее будто бы дополняют и сами стены, и виды за окнами — Лувр до сих пор сам по себе памятник монаршей власти вполне конкретных живших здесь королей и идее этой власти как таковой. Этого вполне достаточно, чтобы сочинить внятное высказывание о том, как власть ищет основания, подтверждения и отражения самой себя через искусство и историю.

Четыре зала, в которых расположилось сорок произведений, равны четырем основным частям. Первый сюжет — «фигура властителя» через функции, которыми наделен истинный король: король-священник (представитель Бога на земле); король-строитель (медиатор между миром земным и миром небесным, строитель церквей); король-воин (как ни странно, роль, которая становится более заметной уже в Новое время); наконец, востребованный всегда король-защитник, святой покровитель своих земель.

Второй сюжет — легитимизация королевской власти средствами искусства. Тут все строится вокруг фигуры Анри Четвертого, того самого Генриха Наваррского, гугенота в католическом Париже, которого после свадьбы с Маргаритой Валуа возвели на французский трон последовавшие одна за другой смерти ее братьев. «Доброму королю Анри» (он правил с 1589-го по 1610-й), каковым он станет во французской историографии, потребовалось немало сил и изворотливости, чтобы смыть с себя запах наваррской дикости, чеснока и протестантизма.

Для этого ему понадобилось перейти в католичество, утихомирить религиозные распри, сделать вид, что он забыл Варфоломеевскую ночь, и развернуть широчайшую рекламную кампанию новой династии, родоначальником которой он стал: Валуа умерли, да здравствуют Бурбоны! Тут и отсылки к античным героям (Генрих в виде Геракла, побеждающего Лернейскую гидру), и к древним богам, и король-семьянин, и народное творчество по типу «Жил-был Анри Четвертый.

Он славный был король». Все шло в дело и цели своей достигло: право на трон его сына — малолетнего Людовика XIII — вопросов уже не вызвало. Более того, именно к фигуре Генриха IV будут апеллировать все будущие Бурбоны, то и дело терявшие свою власть от модных во Франции революций.

Легитимизация королевской власти через античность пришла во Францию с Ренессансом, была востребована Генрихом IV, но его потомки превзошли сами себя. Третий сюжет выставки — «античная модель»: новая власть через заимствование античных образов. Тут правят бал королевские конные статуи, появление которых в Париже как будто предрекло скорое появление бряцающего римскими орлами Наполеона. А ведь и до Империи как таковой, и до ампира было еще далеко. Так стиль определяет сознание (или историю?).

Последний зал луврской экспозиции самый ироничный. Понятно, что, говоря о «театре власти», странно не сказать о Наполеоне, революционном офицере, вознесшем себя до императора и потому использовавшем все возможные символы своей более чем сомнительной власти: торжественная коронация с римским папой в главной роли; горностаевая мантия как у французских королей, только с пчелами вместо лилий; скипетр и держава; парадные портреты, почти в точности копирующие коронационные портреты «предшественников».

Чем сомнительнее престолонаследие, тем важнее регалии. Кураторы выставки утверждают, что королевское тело, умирая, умирает лишь физически, политически оно переходит преемнику. Так в зале сплошного наполеонизма появляются президенты Французской республики с их знаками власти. Скромные значки тут равны короне: недаром их официальные портреты ориентированы по классическим образцам. Тут что Наполеон III, что Эмманюэль Макрон — политическое тело правит человеком и страной.

Суть власти через ее саморепрезентацию — тема для солиднейших исторических трудов, но в Лувре она раскрыта на нескольких конкретных и очень показательных примерах. За долгий музейный сезон, пока выставка будет открыта, на нее будут водить школьников. Для них в первую очередь последним аккордом прописана тема «Свободы (Революции, Франции)» — той самой мощной девы с раскрытым в праведном гневе ртом, которая ведет за собой Французскую республику уже более двух веков.

Для туристов эта Франция все-таки больше картинка из путеводителя. А вот вопрос «политического тела» и передачи власти от одного его носителя к другому границ точно не имеет.

МинПром

    

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢