Как депутаты и правительство задумали поделить госбюджет-2018

Точка зору

Парламент на этой пленарной неделе так и не приступил к рассмотрению госбюджета-2018. Теперь в начале ноября депутатам предстоит разрешить все спорные моменты в проекте госбюджета, которые в документ внесло правительство.

В парламенте готовят проект госбюджета на 2018 год к первому чтению. В правительственной редакции он отягощает дополнительными расходами местные бюджеты. Министерство финансов предлагает возложить на места нагрузку по выплате льгот по оплате коммунальных услуг, сокращает медицинскую субвенцию, а также планирует изымать больше денег в госбюджет у богатых городов. Но с этими предложениями не согласны депутаты-мажоритарщики. Чтобы они были сговорчивее, правительство пообещало выделить субвенцию на социально-экономическое развитие территорий в размере 5 млрд гривен. Подробнее – в материале РБК-Украина.

В четверг утром, 19 октября, комитет Верховной Рады по вопросам бюджета принял решение рекомендовать парламенту принять за основу и в целом проект постановления о выводах и предложениях к проекту госбюджета на 2018 год. Голосование за проект постановления – это, по сути, первое чтение проекта госбюджета-2018.

Примечательно, что еще накануне этого решения – вечером 18 октября, у комитета не было готовых окончательных выводов. Проведя заседание комитета, депутаты решили взять паузу из-за несогласованных вопросов, договориться по которым комитет и Минфин не могли вот уже несколько недель.

В общей сложности к проекту бюджета-2018 подано 2284 правки. Для реализации заложенных в них расходов потребуется как минимум 1,4 трлн гривен, предварительно посчитали в бюджетном комитете. Но при доработке правительственного проекта к первому чтению комитет и Минфин увеличили расходную часть только на 2 млрд гривен. Компенсировать эти траты планируют, в том числе, за счет большей прибыли Нацбанка на 1,7 млрд гривен.

Коммунальный бунт

Одной из причин споров между депутатами и Минфином являются попытки ведомства использовать ресурсы местных бюджетов для решения задач, возложенных на правительство. В частности, с 2018 года чиновники предлагает "перебросить" на места расходы на оплату льгот для населения за жилищно-коммунальные услуги. При этом жилищные субсидии, как и сейчас, продолжат выплачивать из центральной казны, а льготы – из местных бюджетов. На эти цели муниципалитетам потребуется около 7 млрд гривен.

Но в Ассоциации городов Украины (АГУ) опасаются, что это решение может разбалансировать местные бюджеты. Стоит также учесть, что льготы будут предоставляться в случае финансовой возможности того или иного местного бюджета. Следовательно, существует риск, что, если в бюджете города не будет свободных денег, по выплате льгот возникнут долги.

К слову, проектом закона (№7116 от 15.09.2017), которым предлагаются изменения в Бюджетный кодекс, одобренные профильным комитетом Рады, правительство предлагает за счет местных бюджетов погасить задолженность по льготам за услуги ЖКХ. К началу сентября этот долг составлял 8 млрд гривен.

В Кабинете министров уверяют, что проблема не настолько критичная, как преподносят в городах. "На этапе второго чтения мы будем искать компромиссы. Не искать ресурс, а искать варианты решения вопроса. Давайте посмотрим, кто получает льготы – это, фактически, те же категории граждан, которые имеют право на субсидию. Поэтому давайте перекроем их за счет субсидиантов, давайте дадим право местным советам определять по льготам суммы и категории льготников. Мы хотим разделить с местными властями ответственность по льготам", – пояснил РБК-Украина собеседник в правительстве.

У нардепов также есть опасения, что в госбюджете может не хватить средств для выплаты субсидий. Причем это проблема даже не следующего года, а еще нынешнего. Впрочем, как ранее писало РБК-Украина, в правительстве уверены, что смогут все профинансировать в полном объеме. "Мы начнем отопительный сезон "в бюджете 2017 года", а продолжим в следующем. Декабрь будем закрывать бюджетом уже нового года", – ранее объяснял изданию собеседник в Минфине.

Против идеи с передачей нагрузки по выплате коммунальных льгот на местный уровень выступили депутаты-мажоритарщики. Их позиция понятна: с них первых спросят избиратели на местах, если правительство пролоббирует эту норму. Как заявила заместитель председателя комитета Рады по вопросам строительства, градостроения и ЖКХ Алена Бабак, ни один член их комитета не будет голосовать за госбюджет, если останется это обязательство для местных бюджетов. Ведь все члены ее комитета – мажоритарщики. "Эта позиция озвучена под стенограмму всеми членами нашего комитета, в том числе, и представителя коалиции", – сообщила депутат в ходе заседания бюджетного комитета 18 октября.

Впрочем, возможно, парламентарии в зале будут более сговорчивыми. Минфин договорился с профильным комитетом заложить в расходах около 5 млрд гривен на выплату субвенции на социально-экономическое развитие территорий. Это деньги – на "хотелки" депутатов-мажоритарщиков. Стоит отметить, что указанные средства решили перенаправить из Госфонда регионального развития, бюджет которого, согласно изначальной редакции проекта, в следующем году должен был составить 8,1 млрд гривен.

Учиться или лечиться

У местных властей также есть замечания к тому, как Кабинет министров планирует распределять между местными бюджетами дополнительную дотацию на содержание школ и больниц. Речь идет об оплате коммунальных услуг, энергоресурсов и зарплат техперсоналу. В прошлом году Минфин исключил эти расходы из образовательной и медицинской субвенций, "поделившись" полномочиями с местными бюджетами. Правда, чиновники предусмотрели дотацию для наименее обеспеченных городов. "Цена вопроса" на следующий год составляет 16,7 млрд гривен.

Кабмин планирует направлять эти средства в областные бюджеты. Получив деньги, областные госадминистрации смогут по своему усмотрению распределять средства между населенными пунктами. Но в Ассоциации городов считают, что это нарушает принципы децентрализации. Ведь объединение общин для того и начиналось, чтобы они имели прямые межбюджетные отношения с государственной казной. Кроме того, такой подход создает коррупционные риски, так как областные власти будут принимать решение о распределении денег без согласования с кем-либо.

Еще один спорный вопрос – непосредственно сумма образовательной и медицинской субвенций. Предусмотренных Минфином денег на 2018 год не хватит, чтобы профинансировать делегированные государством полномочия, считают представители муниципалитетов. Главным образом, это касается выплаты зарплат медикам и учителям. По оценкам АГУ, недофинансирование по двум субвенциям составляет в общей сложности 11,5 млрд гривен. Образовательная субвенция в следующем году должна составить 61,2 млрд гривен. Это на 16,5% больше, чем в прошлом году. Но при этом правительство запланировало увеличение зарплат педагогам на 25%.

С медицинской субвенцией сложнее. Кабмин намерен перечислить на места на 4,5 млрд гривен меньше, чем в прошлом году – 51,4 млрд гривен. Это связано с медицинской реформой, которую уже одобрил парламент. Предполагается, что в рамках реформы будет создан национальный оператор, перечислять оплату медицинским учреждениям исключительно за предоставленные услуги.

В госбюджете также не решен вопрос с субвенцией городам для оплаты льготных перевозок граждан. Это еще 2,5 млрд гривен, которые, как уверяют в АГУ, правительство намерено "перекинуть" на местные бюджеты. При том, что право граждан на льготный проезд закреплено государством, а не местными властями.

Также пока не совсем понятно, из каких бюджетов будут финансироваться техникумы, колледжи и училища. Минфин обещал передать эти расходы на уровень областей. Однако в правительственной редакции законопроекта речь идет о местных бюджетах в целом.

Сошли с реверса

У депутатов есть вопросы еще к одной инициативе Минфина. Речь об увеличении процента изъятия средств, которые передаются из местных бюджетов в государственный бюджет в виде реверсной дотации, с 50% до 80%. Реверсная дотация нужна, как следует из Бюджетного кодекса, для так называемого "горизонтального выравнивания налогоспособности территорий". Проще говоря, города, которые собирают больше налогов, вынуждены покрывать расходы остальных. В этом году больше всех госбюджет пополнят Днепр (416,9 млн гривен), Запорожье (228,2 млн гривен), Львов (224,6 млн гривен), Харьков (193,02 млн гривен) и Одесса (156,6 млн гривен).

По мнению депутатов, если Рада поддержит инициативы Минфина, у местных властей не будет мотивации для объединения общин. "Если сделать то, что предлагает Минфин, – а я считаю, что Министерство финансов подставляет премьер-министра, который, будучи главой парламента, фактически стал отцом децентрализации, которую мы имеем, – теряется мотивация зарабатывать больше. Те города, которые привлекали инвестиции, развивали предпринимательство, собрали больше денег, они фактически профинансируют те населенные пункты, власть которых эффективно не выполняла свои обязанности", – возмущается народный депутат от "Самопомочи" Татьяна Острикова.

В Министерстве финансов считают иначе. "Система горизонтального выравнивания была создана не для того, чтобы кто-то получал выгоду от того, что есть перекосы в системе. Мы перекосы выравниваем и считаем справедливым, что налог на доходы физлиц, который зарабатывают территории, распределяются равномерно между всеми территориями. Мы в госбюджет не берем ни копейки. Но справедливо распределим и дадим самым бедным территориям", – пояснил на заседании бюджетного комитета замминистра финансов Сергей Марченко.

Вопреки замечаниям парламентариев, комитет Рады по вопросам бюджета стал на сторону Минфина в большей части спорных вопросов. Утешением для местных властей разве что можно считать поручение комитета правительству учесть проблемные моменты при доработке проекта бюджета-2018 ко второму чтению. Но это формальность. Пока сложно представить, что правительство найдет дополнительно 7 млрд гривен, чтобы профинансировать льготы по оплате коммунальных услуг и согласится дать больше денег на медицинскую и образовательные субвенции.

Еще за несколько дней до рассмотрения проекта бюджета в комитете Рады источники РБК-Украина в правительстве говорили о возможности проведения голосования в четверг, 19 октября. Но им, по словам собеседников издания, помешали протестующие под Радой. Того же мнения придерживаются и депутаты. "Если бы не требования митингующих, думаю, мы бы рассмотрели его (в четверг, – ред.)", – сказал в комментарии РБК-Украина член бюджетного комитета Олег Медуница (фракция "Народный фронт"). Депутат отметил, что, вероятней всего, этот вопрос откладывается как минимум до следующей пленарной недели, которая начнется 7 ноября.

Ростислав Шаправский

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢