Инициатива МИУ по списанию вагонов не сработает

Точка зору Транспорт
Инициатива МИУ по списанию вагонов не сработает

Министерство инфраструктуры продолжает «удивлять». Вместо того чтобы продвигать реформу «Укрзализныци», министерство увязло в лоббизме интересов частных вагоностроительных компаний. Недавно чиновники подготовили проект приказа об ограничении срока эксплуатации грузовых вагонов Украине до 22 лет, начиная с 2028 года. Данное решение подается под «соусом» необходимости модернизации подвижного состава «УЗ», который в большинстве своем устарел более чем на 90%, и для создания новых рабочих мест на вагоностроительных заводах.

Безусловно, украинской железной дороге нужны новые вагоны и локомотивы. С этим никто не спорит. И новые рабочие места стране тоже нужны. Вопрос в том, как провести модернизацию с минимально возможными негативными последствиями для экономики страны, которая до сих пор не оправилась от ковидных потрясений. Ведь любое изъятие вагонов из оборота приведет к их дефициту на рынке – а изъять планируют более 50 тысяч вагонов. Это приведет к коллапсу на рынке перевозок. А соответственно –

В Украине в ходе любых реформ любят ссылаться на зарубежный опыт. Но в этом случае, внезапно, ведомство предпочло закрыть глаза на то, что в ЕС, например, вообще нет законодательных ограничений по сроку эксплуатации грузовых вагонов. Срок службы каждого вагона определяется, исходя исключительно из его технического состояния. А в США работа грузовых вагонов ограничивается 50 годами – это более чем в два раза больше, чем предлагает Мининфраструктуры. Зато списание вагонов по возрасту активно практикуется в России. Однако вряд ли российская экономика – хороший пример для украинской.

По оценкам экспертов, если приказ Министерства инфраструктуры вступит в силу, «УЗ» практически одномоментно потеряет 63% полувагонов и 100% зерновозов. Именно эти два вида вагонов используют украинские экспортеры. Таким образом экспортные поставки будут практически парализованы. Это приведет к вынужденным простоям предприятий-экспортеров. В итоге бюджеты всех уровней недополучат десятки миллиардов гривен налоговых поступлений. Убытки «Укрзализныци» составят сразу около 11 млрд грн.

Интерес вагоностроительных заводов понятен — получить заказы на строительство новых вагонов на сумму 100 млрд грн. Однако, согласно расчетам экспертов, произвести новые вагоны возможно не ранее чем через пять лет, а количество созданных рабочих мест будет значительно меньше потерянных на железной дороге и промышленных предприятиях. Все это время украинская экономика будет терять примерно по 2 млрд долл в год. Во всех смыслах слова такая «игра не стоит свеч». Призываю Мининфраструктуры отказаться от реализации упомянутого проекта приказа.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

20 Червня 2025

АРМА готує продаж арештованого судна

Європа на межі економічного застою: МВФ закликає до термінових реформ

Міненерго виступає за подовження мораторію на банкрутство державних шахт ще на рік 

CBAM без зайвого тиску: малі імпортери отримали звільнення від звітності

Деякі контейнерні лінії припинили заходи в порти України через обстріли

Експорт сталевих напівфабрикатів з України скоротився на 25%

Українська промисловість і торгівля підтримують економічне зростання – ІЕД

На шляху до зеленого переходу: Сербія адаптує законодавство під європейський CBAM

Європейський виробник вапна і будматеріалів хоче побудувати завод на Закарпатті

Заборгованість за зелену енергію суттєво зменшилася: держава сплатила 86% у 2025 році

19 Червня 2025

Україна в ОБСЄ заявила про плани Росії ударити по енергетиці

Китай знімає обмеження на металобрухт: що це означає для ринку

В Україні ціни на газ зросли до найвищого рівня

АРМА зафіксувало незаконне використання арештованого заводу Медведчука

Бізнес закликає уряд скоригувати кліматичні зобов’язання України щодо викидів

Nippon Steel завершила поглинання американського виробника сталі US Steel

ВСІ НОВИНИ ⇢