ГМК может стать локомотивом декарбонизации

Екологія Металургія Технології Точка зору
ГМК может стать локомотивом декарбонизации

Украинский ГМК сегодня генерирует 26% выбросов СО2. Это значит, что декарбонизация, в первую очередь, касается этого сектора экономики. Климатический саммит в Глазго подвел черту под климатическими обязательствами Украины, которые она взяла на себя в рамках Парижского соглашения по климату. На саммите украинская делегация презентовала обновленный Второй национально-определенный вклад (НОВ2), согласно которому наша страна обязуется до 2030 года снизить выбросы СО2 на 65% от уровня 1990 года. Кроме того, мы взяли на себя обязательство до 2060 года сделать украинскую экономику углеродно-нейтральной.

В Украине ведутся различные дискуссии относительно реалистичности наших климатических обязательств перед международным сообществом. Например, часть бизнеса вопрошает, почему ЕС пообещал снизить до 2030 года парниковые выбросы на 55%, а Украина на 65%, зачем «бежать впереди паровоза»? Ведь финансовые возможности ЕС и нашей страны несопоставимы. Вопрос действительно непростой, ведь за каждым процентом снижения выбросов стоят миллиарды долларов, которые промышленники должны инвестировать в экомодернизацию производства.

Как бы то ни было, декарбонизацию необходимо начинать уже сегодня. Эксперты подсчитали, что внедрение наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ) по снижению выбросов обойдется предприятиям ГМК в 6,6 млрд долл, а для достижения углеродной нейтральности потребуются инвестиции в объеме 25,5 млрд долл. Суммы колоссальные. Опыт Евросоюза показывает, что реализация таких масштабных инвестиций возможна лишь при участии государства. Пока этого участия, к сожалению, нет, как, впрочем, и понимания того, как власть должна помогать бизнесу проводить экомодернизацию производства.

Тем не менее украинский ГМК, не дожидаясь государственной помощи, наращивает капитальные инвестиции во внедрение экотехнологий. В 2017 году на эти цели было направлено 4,1% (55 млн долл) всех капитальных инвестиций, в 2020 году – 8,3% (138 млн долл). Власти важно понять, что ГМК может стать настоящим локомотивом декарбонизации национальной экономики. При этом необходимо учитывать, что инвестиционный цикл в металлургии составляет 20 лет, а перестройка отрасли «на зеленые рельсы» займет 30-40 лет.

Поэтому уже сегодня нужно создавать Государственный фонд декарбонизации (соответствующий законопроект зарегистрирован в парламенте), предоставлять компаниям ГМК фискальные и кредитные стимулы для технического перевооружения. Декарбонизация работает только так, доказано ЕС.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢