ГМК может стать локомотивом декарбонизации

Екологія Металургія Технології Точка зору
ГМК может стать локомотивом декарбонизации

Украинский ГМК сегодня генерирует 26% выбросов СО2. Это значит, что декарбонизация, в первую очередь, касается этого сектора экономики. Климатический саммит в Глазго подвел черту под климатическими обязательствами Украины, которые она взяла на себя в рамках Парижского соглашения по климату. На саммите украинская делегация презентовала обновленный Второй национально-определенный вклад (НОВ2), согласно которому наша страна обязуется до 2030 года снизить выбросы СО2 на 65% от уровня 1990 года. Кроме того, мы взяли на себя обязательство до 2060 года сделать украинскую экономику углеродно-нейтральной.

В Украине ведутся различные дискуссии относительно реалистичности наших климатических обязательств перед международным сообществом. Например, часть бизнеса вопрошает, почему ЕС пообещал снизить до 2030 года парниковые выбросы на 55%, а Украина на 65%, зачем «бежать впереди паровоза»? Ведь финансовые возможности ЕС и нашей страны несопоставимы. Вопрос действительно непростой, ведь за каждым процентом снижения выбросов стоят миллиарды долларов, которые промышленники должны инвестировать в экомодернизацию производства.

Как бы то ни было, декарбонизацию необходимо начинать уже сегодня. Эксперты подсчитали, что внедрение наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ) по снижению выбросов обойдется предприятиям ГМК в 6,6 млрд долл, а для достижения углеродной нейтральности потребуются инвестиции в объеме 25,5 млрд долл. Суммы колоссальные. Опыт Евросоюза показывает, что реализация таких масштабных инвестиций возможна лишь при участии государства. Пока этого участия, к сожалению, нет, как, впрочем, и понимания того, как власть должна помогать бизнесу проводить экомодернизацию производства.

Тем не менее украинский ГМК, не дожидаясь государственной помощи, наращивает капитальные инвестиции во внедрение экотехнологий. В 2017 году на эти цели было направлено 4,1% (55 млн долл) всех капитальных инвестиций, в 2020 году – 8,3% (138 млн долл). Власти важно понять, что ГМК может стать настоящим локомотивом декарбонизации национальной экономики. При этом необходимо учитывать, что инвестиционный цикл в металлургии составляет 20 лет, а перестройка отрасли «на зеленые рельсы» займет 30-40 лет.

Поэтому уже сегодня нужно создавать Государственный фонд декарбонизации (соответствующий законопроект зарегистрирован в парламенте), предоставлять компаниям ГМК фискальные и кредитные стимулы для технического перевооружения. Декарбонизация работает только так, доказано ЕС.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

30 Вересня 2022

Зеленський закликав Раду прийняти закон про націоналізацію всіх російських активів

Уряд визначив, на що індустріальні парки зможуть витрачати звільнені від оподаткування кошти

Країни ЄС попередньо погодили восьмий пакет санкцій проти Росії

МЗС активізує роботу з підтримки вітчизняних експортерів

НКРЕКП підвищила тарифи на зелену електроенергію

В'єтнам скорочує експорт сталевої продукції

Інфляція в єврозоні вперше сягнула двозначного показника

Україна практично вийшла на показники довоєнного експорту зерна

УЗ та Deutsche Bahn можуть створити спільне підприємство

Сенат США схвалив допомогу Україні в розмірі 12,3 млрд дол

Україна накопичила в ПСГ 14 млрд кубометрів газу

Уряд ФРН виділяє 200 млрд євро на боротьбу з енергокризою

29 Вересня 2022

МінАПК розраховує на продовження зернової угоди

Україна очікує найближчим часом отримати 550 млн євро від ЄІБ

Метінвест долучає закордонні активи до місії "Рятуємо життя"

Акцизи на паливо повернуться з 30 вересня

ВСІ НОВИНИ ⇢