Насколько реальна декарбонизация в Украине?

Екологія Економіка Металургія Технології Точка зору
Насколько реальна декарбонизация в Украине?

Климатический саммит в Глазго стал частью истории. Для Украины он также был историческим – украинская делегация презентовала международной общественности обновленный Второй национально-определенный вклад (НОВ2). Теперь весь мир знает, что наша страна обязалась сократить до 2030 года выбросы СО2 до 35% или на 65% от уровня 1990. Важно отметить, что в 2015 году, когда Украина подписала Парижское соглашение, наш изначальный взнос предполагал снижение выбросов парниковых газов на 40% к 2030 году, то есть до 60% от уровня 1990 года. При этом ни тогда, ни сейчас украинская власть не имеет представления, где брать деньги на декарбонизацию.

В самом НОВ2 вы можете найти упоминание о планах привлечь помощь международных доноров. Однако здесь власть противоречит сама себе. По расчетам правительства, чтобы провести декарбонизацию экономики, Украине понадобится 101 млрд евро инвестиций. Мы видим, какими сложными для нашей страны являются отношения с МВФ, поэтому рассчитывать на помощь в таких объемах в ближайшие 10 лет по крайней мере наивно. Декарбонизация – очень дорогостоящая реформа, например, Евросоюз планирует до того же 2030 года вложить в соответствующие мероприятия около 1 трлн евро.

Не лишним будет также напомнить, что накануне саммита в Глазго украинские промышленники озвучили свое видение декарбонизации. Бизнес считает, что до указанной даты возможно сокращение СО2 до 40-45%, а не до 35%, как пообещало правительство в НОВ2. При этом минимальный объем инвестиций для промышленного сектора может составить не менее 20 млрд долл. Как видно, прогноз предпринимателей менее оптимистичный, зато более реалистичный касательно его практической реализации. Согласитесь, есть разница: найти 101 млрд евро или 20 млрд долл?! Ключевое слово здесь «найти», так как в данный момент таких средств ни у государства, ни у бизнеса в свободном доступе нет.

По примеру ЕС Украине следует начать формирование собственных источников инвестиций. Таким источником может стать Государственный фонд декарбонизации. Соответствующий законопроект уже давно зарегистрирован в парламенте. Согласно документу, в Фонд будет зачисляться часть поступлений от экологического налога. Таким образом данные средства будут аккумулироваться и целевым образом направляться на цели декарбонизации. Пока власть раздумывает, частный бизнес показывает пример эффективной работы. Недавно «Метинвест» Рината Ахметова объявил о планах инвестировать 430 млн долл в экологическую модернизацию предприятий, входящих в группу. Бизнес готов к декарбонизации, вопрос в том, готово ли государство?

Муса Магомедов, народный депутат Украины

Новини

24 Квітня 2024

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

Постачальник китайсьих труб Vorex зриває програму буріння Укргазвидобування

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

ВСІ НОВИНИ ⇢