Законопроект №5339 не устраивает промышленность
Екологія Технології Точка зоруУ печально известного законопроекта №4167 о промышленных выбросах появился «наследник». Им стал з/п №5339 о регулировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Именно этот документ, несмотря на протесты и предупреждения промышленников, власть продвигает на второе чтение в парламент. Во время обсуждения документа были практически полностью проигнорированы замечания бизнеса, а некоторые реализованы с точностью до наоборот. Принятие данного законопроекта может обернуться катастрофой для украинской промышленности и привести в конечном итоге к массовой остановке предприятий.
В финальной версии з/п №5339, подготовленной ко второму чтению, промышленникам дали всего 7 лет для сокращения выбросов до уровня нормативов предельно допустимых выбросов. Причем этот срок не может быть продлен с учетом экономической ситуации и технологических возможностей предприятий. Во время обсуждения бизнес просил установить данный срок на уровне 15 лет, хотя в Европейском Союзе некоторым странам для достижения целевых нормативов понадобилось около 20 лет. Разница между украинскими и европейскими реалиями состоит в том, что в ЕС предприятия получают щедрую поддержку из фондов Евросоюза, а в Украине такая помощь на законодательном уровне не предусмотрена.
Очень тревожно выглядит норма з/п №5339, предоставляющая контролирующему органу полномочия останавливать действие разрешения на выбросы без решения суда и без установления предельного срока, на который приостанавливается разрешение. Здесь просматриваются высокие коррупционные риски, ведь судьба целых отраслей в конечном итоге может зависеть от росчерка пера нескольких экологических инспекторов. Согласитесь, язык коррупционного шантажа – совсем не лучший инструмент проведения экологической модернизации промышленности.
В з/п №5339, на мой взгляд, необоснованно расширен перечень структур, которые могут влиять на выдачу и аннулирование разрешений на выбросы. По мнению авторов документа, ими могут быть органы местного самоуправления и МОЗ, у которого и так хватает забот в условия пандемии и появления новых опасных штаммов COVID-19. Это еще более усиливает и без того высокие коррупционные риски, которые несет в себе данный законопроект. Кроме того, в з/п необоснованно ограничено право предприятий отказать проверяющим в допуске на территорию, хотя действующее законодательство дает бизнесу такое право в случае, если у инспекторов нет соответствующих документов.
Я категорически против того, чтобы создавать в Украине очередную коррупционную кормушку в сфере экологии. Поэтому з/п №5339 необходимо отозвать, как вредный и опасный для украинской промышленности. Хорошим компромиссным вариантом для решения задач, связанных с промышленными выбросами, может стать законопроект №6004-1. Он поддерживается промышленниками, а значит сможет стать хорошей законодательной основой для запуска промышленной экомодернизации.
Сергей Магера, народный депутат Украины
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram