Железную дорогу спасет лишь реформа УЗ

Точка зору Транспорт
Железную дорогу спасет лишь реформа УЗ

Удивительно читать заявления топ-менеджеров «Укрзализныци» об успехах компании. Спросите у любого грузоотправителя, как ему сегодня работается с железнодорожным монополистом – и вы услышите много интересного, причем риторика будет отнюдь не восторженная. А все потому, что за последние годы «УЗ» превратилась в настоящую головную боль для бизнеса. Особенно это касается экспортеров, которые 80% всех грузов доставляют в морские порты именно по ж/д. По перевозкам отдельных товарных групп сроки доставки грузов выросли в 2-3 (!) раза. Из-за этого экспортеры не выполняли вовремя контракты, и порой вместо ожидаемой прибыли получали убытки, причем двойные – и от повышения тарифов на ж/д перевозки, и от несвоевременной доставки грузов.

Пожалуй, повышать тарифы на грузоперевозки – это единственное, что умеет делать УЗ. По данным отраслевых экспертов, за последние пять лет эти тарифы в Украине выросли на 200%, хотя общий уровень инфляции составил около 50%. Это к вопросу об экономической целесообразности, которой постоянно спекулируют чиновники, оправдывая очередное решение о повышении. Тарифы растут, но «УЗ» не может эффективно использовать дополнительные доходы: например, ежегодный инвестиционный план выполняется в лучшем случае на 60-70%. А остальные средства бесследно исчезают в «черной дыре» бесхозяйственности.

Сегодня «Укрзализныця» представляет из себя «колосса на глиняных ногах». Огромная по масштабам деятельности компания-монополист увязла в долгах и коррупции. По данным НАБУ, только в 2020 году потери «УЗ» вследствие коррупции на закупках составили 8 млрд грн. Компания находится в состоянии хронической убыточности, так как практика перекрестного субсидирования убыточных направлений за счет прибыльных полностью убивает стимулы эффективного управления. Ведь как ни работай, все равно в итоге «УЗ» окажется в убытках.

Ситуацию может спасти лишь немедленная структурная реформа, а именно – разделение «УЗ» на несколько самостоятельных филиалов по видам бизнеса. Дальнейшее промедление с реформой лишь приблизит окончательный крах компании.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

8 Травня 2024

Наразі морський коридор працює стабільно попри атаки росії – НБУ

Єврокомісія готує нові санкції проти суден рф

НКРЕКП планує підвищити тарифи на воду на 54% з червня

Металургійні компанії ЄС збільшили експорт металопрокату на 9%

Обсяг промвиробництва Франції знизився на 2%

Китайські ціни на арматуру зросли на 1,6%

Какие варианты стильных образов можно рассматривать?

Єврокомісія: перший транш від заморожених активів рф Україна може отримати у травні

Україна подвоїла виробництво військової техніки

Окупанти вантажать руду на судно в Маріупольському порту

На Південноукраїнській АЕС планують збудувати два нові енергоблоки

Металурги Австрії виробили 691 тис тонн сталі

ArcelorMittal може вивести з Британії один зі своїх головних підрозділів

В Україні мають бути регуляторні умови для залучення коштів, необхідних для відбудови мереж уже зараз – експерт

Сьогодні по всій Україні можливі відключення світла

Ворог атакував об’єкти енергетики у шести областях 

ВСІ НОВИНИ ⇢