Страховщики не смогут надувать клиентов

Точка зору

Страховые компании заставят пересмотреть свои типовые договоры. Госфинуслуг надоело выслушивать многочисленные жалобы клиентов, которых безбожно обманывают СК, и она решила разработать единые требования к соглашениям, которые страховщики подписывают с рядовыми гражданами. Так что компаниям вскоре придется отказаться от лазеек, позволяющих увиливать от выплат по страховым случаям, и они больше не смогут отказывать клиентам в выплатах по надуманным причинам, как сейчас.

Как сообщил «ДС» председатель Госфинуслуг Виктор Суслов, комиссия уже проводит проверки документации страховщиков. Цель нынешнего рейда: минимизировать возможности компаний по обману клиентов. В ведомстве уже начата разработка типовых правил страхования, используя которые страховщики будут в дальнейшем составлять свои правила. А пока компании получили предписание привести в соответствие с законодательством действующие документы. «Чтобы не выплачивать клиентам возмещения, страховщики идут на всевозможные ухищрения, прописывая в договорах массу оговорок, позволяющих им отказывать в выплатах. Мы уже начали проверки компаний. В течение года они обязаны будут привести в порядок свои правила. Злоупотреблений станет меньше», — рассказал «ДС» г-н Суслов.

Активность регулятора вызвана лавиной жалоб от страхователей. По данным комиссии, только за пять месяцев текущего года количество претензий к СК перевалило за 2 тыс. Большинство из них связаны с отказами в выплатах либо занижением размера ущерба. Творческий подход, который страховые юристы проявляют при составлении правил и договоров, позволяет компаниям экономить деньги и выходить сухими из воды. «В договорах очень много незаметных, на первый взгляд, подводных камней, которые проявляются лишь после наступления страхового случая. Неопытный страхователь зачастую даже не подозревает о подвохах, которые скрываются за той или иной формулировкой», — отметил в беседе с «ДС» директор компании «Страховой брокер «Дедал» Ибрагим Габидулин. В частности, особо изобретательные СК включают в перечень рисков лишь ДТП, произошедшие на дорогах «общего пользования». Поскольку к последним относятся только трассы, соединяющие населенные пункты, компании не платят за ущерб по авариям, произошедшим в черте города. Некоторые СК оставляют за собой право не выплачивать возмещение, если водитель допустил грубое нарушение правил дорожного движения, «забывая» указать в договоре перечень таковых. Впоследствии это дает им возможность классифицировать как «грубое нарушение» даже превышение водителем скорости на 10–20 км/час. Любопытные оговорки можно обнаружить и в полисах страхования залоговых авто. Скажем, многие компании указывают в качестве выгодоприобретателя только банк, напрочь забывая о страхователе. Так что даже если сумма выплаты по каско превышает размер задолженности заемщика по кредиту, он может остаться с пустыми руками. Не менее интересные оговорки страховщики включают и в «имущественные» правила. Далеко не все клиенты знают, что СК может отказать им в выплате, если причиной страхового случая стала «грубая неосторожность». Например, если потоп в квартире образовался вследствие прорыва трубы, компании скрепя сердце оплачивают убытки. Если же виновником наводнения стал сам страхователь, забывший закрутить кран, о получении выплаты можно просто забыть.

У регулятора достаточно полномочий, чтобы призвать СК к порядку. Согласно Закону «О страховании» для получения лицензии на тот или иной вид страхования компании обязаны зарегистрировать правила его проведения в Госфинуслуг. Регистрации также подлежат все изменения, которые СК в дальнейшем вносит в этот документ. Кроме того, комиссия может устанавливать дополнительные требования к договорам страхования имущества физлиц, а также договорам по страхованию жизни. Если правила страхования противоречат законодательству, нарушают или ограничивают права страхователей, регулятор имеет право отказать компании в выдаче лицензии либо отозвать ее. И потому страховщики опасаются, что рьяно взявшийся за дело регулятор может перегнуть палку. «Надеюсь, что Госфинуслуг удастся найти компромиссный вариант, который устроит и клиентов, и компании. Если же комиссия будет ущемлять наши права как коммерческих организаций, мы станем оспаривать ее решения», — заявил «ДС» президент УАСК «АСКА» Александр Сосис.

Новини

9 Травня 2024

Укрзалізниця має продавати металобрухт якнайшвидше – Гусак

У інвесторів є попит на системи накопичення енергії – Кудрицький

Жеваго отримав нову підозру по справі банку Фінанси та Кредит

США у березні скоротили експорт металобрухту

Україна шукає в ЄС кошти для підтримки збройової промисловості

Мексика продовжує збільшувати імпорт сталевого прокату

Внаслідок обстрілів з експлуатації виведені дві ГЕС

Укренерго закликає до дбайливого споживання електрики – у системі дефіцит

Voestalpine отримає контрольний пакет італійського виробника зварювального дроту

Велика Британія надала додаткові кошти на підтримку української енергетики

Рада розширила програму пільгових кредитів на виробників зброї

Міненерго повідомляє про можливі відключення електропостачання для промисловості

Liberty Steel законсервує свій завод у британському Сканторпі

Ізраїль шукає нові канали імпорту через припинення торгівлі з Туреччиною

З початку року металурги збільшили виплавку сталі майже на третину

НКРЕКП спростила процедуру приєднання генеруючих установок до електричних мереж

ВСІ НОВИНИ ⇢