Приват не вписался в Грузинскую мечту

Публікації

Победа на октябрьских парламентских выборах в Грузии коалиции "Грузинская мечта" влетит в копеечку украинской бизнес-группе "Приват". При новых властях ей сложно будет сохранить контроль над марганцевыми месторождениями в Чиатуре и ферросплавным заводом в Зестафони без дополнительных финансовых вложений. Первый счет Игорю Коломойскому уже выставили шахтеры "Чиатурмарганца", объявившие в середине октября забастовку.

Забастовка началась в ночь с 14 на 15 октября, когда горняки третьей смены обнаружили, что им выплатили меньшую зарплату, чем было обещано в предыдущем месяце. По состоянию на 17 октября к смене-зачинщице присоединились все 3700 работников компании Georgian Manganese, которой принадлежат и "Чиатурмарганец", и завод ферросплавов в Зестафони. Соответственно, добыча марганцевого сырья и выпуск ферросиликомарганца в Грузии прекращены. 5 шахт и 3 завода, входящие в состав объединения, полностью остановили работу. Шахтеры даже попытались захватить административное здание компании Georgian Manganese, но в итоге ограничились разбитыми окнами. Срочно вызванный из Днепропетровска глава компании Велвел Лозинский пробовал вести переговоры с бастующими, но консенсуса не достиг. Горняки требуют повышения зарплаты в 2 раза, а предложенную дирекцией прибавку в 10% восприняли как издевку.

По словам Тамаза Долаберидзе, руководителя профсоюза работников металлургической, горной и химической промышленности Грузии, зарплаты чиатурских шахтеров колеблются в интервале от 150 до 400 долл. в месяц, в среднем – 250 долл. А это почти на треть ниже среднегрузинского уровня заработной платы. По официальным данным, на начало 2012 он составлял около 400 долл. Чтобы выполнить основное требование своих грузинских рабочих, "Привату" пришлось бы увеличить наполнение фонда заработной платы на "Чиатурмарганце" примерно на 1 млн долл. в месяц. Для шестой по величине компании Грузии, обеспечивающей до 13% экспорта страны, это вроде и немного. Но И.Коломойский переплачивать не любит. Хотя, возможно, это как раз тот случай, когда придется.

18 октября 10 бастующих спустились на 8-километровую глубину шахты и намерены начать там голодовку. Но ни этот радикальный шаг, ни угрозы шахтеров перекрыть железную дорогу, ведущую к городу, не пугают хозяев "Чиатурмарганца" настолько, как опасение, что в конфликт может вмешаться лично основатель "Грузинской мечты" и без пяти минут премьер страны Бидзина Иванишвили, чей отец когда-то работал шахтером на чиатурских марганцевых копях. Стачком уже обратился к нему за поддержкой. Для нового грузинского лидера – это чудесный повод для пиара. Тем более он любит широкие жесты. Тем более если это касается его малой родины. В родном селе Б.Иванишвили уже много лет никто не платит коммунальных платежей – все расходы покрывает земляк-миллиардер. Он же выплачивает односельчанам и надбавки к пенсиям и зарплатам.

Пока батоно Бидзина никак конфликт между Georgian Manganese и шахтерами не комментировал, но местный депутат от "Грузинской мечты" Малхаз Церетели активно участвует в переговорах между сторонами, давая при этом понять, что считает требования бастующих справедливыми. "Администрация компании уже раз обманула шахтеров, когда обещала повысить зарплату с сентября, но слова своего не сдержала. До сегодняшнего дня они терпеливо ждали решения администрации и боялись громко заявить о своей позиции, но после парламентских выборов они все вместе подали голос", – описал он ситуацию грузинским журналистам. По словам М.Церетели, шахтеры в Чиатуре и сейчас работают практически в тех же условиях, что и в конце ХIХ – начале ХХ веков.

Политические изменения в Грузии, безусловно, придали смелости и уверенности горнякам. За несколько дней до событий в Чиатуре забастовка вспыхнула на угольной шахте в Ткибули компании "Грузуголь". Там рабочие также требовали повышения зарплаты и протестовали против планируемых кадровых сокращений. Хотя размах ткибульских протестов был намного меньше, чем сейчас на "Чиатурмарганце". Рабочие понимают, что с приходом новой власти у них появилось больше шансов добиться желаемого. В апреле 2010 года была попытка массовой забастовки на предприятиях Georgian Manganese (тогда в ней принимали участие рабочие и "Чиатурмарганца", и Зестафонского завода ферросплавов), но она закончилась минимальными уступками со стороны управляющей компании. Оклады были повышены в среднем только на 15%. В июле текущего года бастовал уже один только ЗЗФ. Но и это выступление погасили преимущественно обещаниями об улучшении. Правительственные же органы в Тбилиси четко придерживались политики невмешательства в данные конфликты.

Внутренняя грузинская оппозиция объясняла такую тактику просто: окружение президента Михаила Саакашвили имеет свою долю в торговле марганцевыми ферросплавами, как благодарность за то, что в середине 2000 способствовало украинским бизнесменам при вхождении в ферросплавную отрасль Грузии. В последнее время партнером "Привата" в этой области называли бизнесмена Давида Бежуашвили, чей брат занимал различные высокие посты в команде М.Саакашвили – от министра иностранных дел до руководителя разведки. Д.Бежуашвили владеет многопрофильным холдингом "Индустриальная группа Грузии", в который кроме прочего входит и "Грузуголь", также отметившийся в октябре (как писалось выше) забастовочными настроениями. Вероятно, что эту группу, как и приватовцев, ждут трудные времена.

Правительству "Грузинской мечты" на руку использовать шахтерское недовольство для того, чтобы откорректировать на свое усмотрение сферы влияния в национальной экономике. Ведь сами бастующие сегодня не ограничиваются только призывами к повышению зарплат. Они также требуют уволить руководство Чиатурского марганцевого ГОКа, упразднить "карманный профсоюз", созданный управляющей компанией, восстановить в должностях уволенных ранее рабочих активистов и провести модернизацию шахтного оборудования, чтобы труд стал более безопасным. По словам шахтеров, иногда им приходится работать по колено в воде, без перчаток в холода и без освещения.

Даже эти обвинения должны повлечь за собой проверку предприятий Georgian Manganese. А зацепившись за неудовлетворительные условия труда, можно перейти и к более щекотливым вопросам. Например, двойной бухгалтерии в компании, неучтенным отгрузкам ферросплавов, невыполнению инвестиционных обязательств. Хотя грузинское государство и не выступало непосредственным продавцом всех активов, которые сейчас входят в Georgian Manganese (кроме "Чиатурмарганца" и Зестафонского ЗФ, это еще и Варцихская ГЭС), но между их нынешним владельцем и Министерством экономического развития Грузии в январе 2007 было подписано инвестиционное соглашение. В частности, документ предусматривал, что уже к 2009 компания обеспечит добычу 400 тыс. тонн марганцевой руды и 300 тыс. тонн ферросплавов в год. А в перспективе их объемы должны были вырасти до 700 тыс. тонн и 400 тыс. тонн соответственно. Но пока Georgian Manganese никак не дотягивает до задекларированного. Если по руде она в течение последних лет держит 400-тысячетонную планку, то по производству ферросплавов преодолела рубеж только в 200 тыс. тонн. А об обязательстве создать 1000 новых рабочих мест даже неловко вспомнить.

Наконец, еще одну линию обороны И.Коломойскому приходится держать против грузинских экологов, которые требуют установить дополнительные очистные фильтры на заводе в Зестафони и прекратить практику залповых выбросов вредных веществ в атмосферу. Представители ЗЗФ говорят, что весной все поврежденные фильтры поменяли, но дышать от этого в городе легче не стало. Грузинский Центр экологического права считает, что замена произведена формально, и она никак позитивно не повлияла на экологическую ситуацию в Зестафони. Более того, по данным экологов, предприятие с целью экономии практикует ночные отключения систем газоочистки и не обладает всеми необходимыми природоохранными лицензиями.

Конечно, даже после всего сказанного никто не собирается закрывать стратегическое для страны предприятие, приносящее по 250 млн долл. экспортного дохода в год. Но работать по-прежнему "Привату" в Грузии уже не дадут. Сейчас он держит оборону против собственных рабочих, но рано или поздно придется объясняться и с новыми властями. Во что выльется этот трудный разговор, можно только гадать. Как минимум, группе "Приват" придется подкрепить свое право на дальнейшую разработку 160 млн тонн марганцевых руд Чиатурского месторождения свежим весомым инвестпакетом.

В худшем случае может встать вопрос и о потере грузинских активов. На октябрьских митингах неоднократно звучали призывы изгнать нерадивого собственника из Грузии. Тина Хидашели, один из лидеров Республиканской партии, входящей в коалицию "Грузинская мечта", сообщила радио "Эхо Кавказа", что после того как будет утверждено новое правительство в Тбилиси, его представители проверят всю документацию Georgian Manganese и проведут расследование, чтобы выяснить, что происходило на предприятиях компании последние 7 лет. 

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

ВСІ НОВИНИ ⇢