Труба для LNG-оркестра

Публікації

Ведомства Юрия Бойко и Владислава Каськива слаженно объявили старт проекта по строительству терминала для импорта сжиженного газа (LNG). Все вроде правильно, только стройку начинают не с самого терминала, а с трубопровода, по которому пришедший морем газ будет подаваться в ГТС Украины. 65-километровая труба обойдется более чем в 1 млрд грн. Весь терминальный комплекс будет стоить раз в 10 дороже.

Дымоход без печки

История имеет свойство повторяться, тем более в Одессе. Нынешний проект подспудно вызывает аналогии со строительством нефтепровода "Одесса-Броды". Тогда тоже восторжествовала идеология: сначала – труба, а ресурс приложится. И она оказалась ошибочной. Нефтепровод стоит сухим. Несколько лет работы в реверсном режиме не принесли ему ни денег, ни славы. От всей души хочется, чтобы с LNG-проектом у Украины все сложилось удачно, но вечно сомневающиеся кошки опять скребут на душе. Ведь по плану первую очередь терминала собираются запускать меньше чем через три года, а подписанных контрактов на закупку сжиженного газа у "Нафтогаза Украины" еще нет.

Для сравнения, польская компания PGNiG, намеревающаяся открыть LNG-терминал в порту Свиноуйсьце на Балтике в 2014 году, заключила контракт с QatarGas на поставки газа еще в 2009. Правда, сейчас поляки добиваются пересмотра ценовой формулы в сторону снижения, однако сути это не меняет: о заполнении терминальных мощностей ресурсом они позаботились заблаговременно. Украина же пока располагает только договорами о конфиденциальности, подписанными с потенциальными поставщиками газа.

Ориентация же исключительно на спотовый рынок LNG делает проект слишком рискованным. Любой рост биржевых цен на газ будет вести к остановке работы терминала: на его товар не будет покупателей. Как отмечают отраслевые специалисты, оптимальный вариант – сочетание поставок спотового и контрактного LNG в Украину, желательно – в плавающей пропорции. По мнению генерального директора ООО "Нафтогазбудинформатика" Леонида Униговского, на построенном терминале необходимо иметь гарантированные долгосрочные контракты с возможностью дозакупать определенные объемы сжиженного газа на зарубежных "хабах". Это позволит маневрировать объемами закупок, чтобы на входе в Украину получать наиболее выгодную цену газа в тот или иной период времени. Пока же, образно говоря, инициаторы проекта взялись строить дымоход, не имея ни дома, ни даже печки. Естественно, у их оппонентов появляется повод говорить о рисках растраты бюджетных денег впустую.

Трехфазная кривая

Возведение терминального комплекса разбито на три фазы, каждая из которых с отдельными сроками сдачи и отдельными источниками финансирования. Упомянутый выше трубопровод – первый из компонентов. Это – забота "Укртрансгаза". Второй компонент – это морская часть, предусматривающая создание в Украине возможностей для принятия и обслуживания судов-газовозов. Этим участком работы занимается специально созданное госпредприятие "Эл. Эн. Джи Терминал", получившие в пользование 64 га морской акватории и ряд портовых объектов в районе порта Южный. Основные затраты в этой фазе пойдут на дноуглубительные работы, чтобы сюда могли заходить газовозы дедвейтом 150 тыс. тонн LNG. Кроме того, на первой стадии работы комплекса (пока будут строиться мощности на суше) Госагентство по управлению национальными проектами предлагает взять в аренду на два года и поставить на прикол у Южного специальную плавучую установку (FSRU) для хранения и регазификации LNG. В таком случае суда-газовозы будут швартоваться не к берегу, а к этой установке, переваливать борт в борт сжиженный газ, а уже в функции упомянутой FSRU входит превращать его в газообразное состояние и передавать на сушу. Аренду установки в ведомстве Каськива оценивают примерно в 60 млн евро годовых, обустройство морской части будет стоить примерно 120 млн евро.

Наконец, самым дорогостоящим компонентом проекта является строительство берегового терминала, включающего регазификационную установку и три резервуара на 180 тыс. куб. м LNG каждый. Если использование установки FSRU дает возможность импортировать до 4,5 млрд куб. м газа в год, то наземный комплекс позволяет довести объемы импорта до 10 млрд куб. м за год. При этом сам процесс регазификации на суше будет обходиться дешевле, чем на FSRU (порядка 35-40 долл./тыс. куб. м в первом случае против 70 долл. – во втором). По предварительным оценкам, на строительство наземного комплекса необходимо свыше 600 млн евро. Именно для этого украинская сторона и инициирует создание международного консорциума, в котором готова ограничиться долей в 25%, но понести прямые затраты на уровне лишь 7% от общей суммы. Непрямые должны вылиться в оперативное решение вопросов землеотвода, экологических и прочих разрешений, а также тарифообразования на газ LNG-происхождения. Ко всему прочему, как отмечается в презентационных материалах проекта, государство гарантирует выкуп 60% регазификационных мощностей в случае недостаточной загруженности материала. Для потенциального инвестора такая возможность "возврата билета" значит очень многое в условиях весьма изменчивого инвестиционного климата в Украине и такого же изменчивого мирового рынка сжиженного газа.

Сегодня в качестве иностранного партнера, который может получить остальные 75%, рассматривается испанская компания Enagas – крупнейший газовый оператор своей страны, обслуживающий сегодня три LNG-терминала в Испании. Об этом сообщил куратор украинского LNG-проекта Виталий Демьянюк, добавивший, правда, что в будущем состав участников консорциума может существенно измениться. Примечательно, что тендер украинского правительства на разработку ТЭО украинского терминала выиграла также испанская компания – Socoin. Она же, между прочим, спроектировала для Enagas терминал в городе Ла-Корунья, введенный в эксплуатацию в 2007 году. Тот проект в некоторой степени послужил прообразом и для украинского объекта, хотя последний задуман, как более мощный перевалочный пункт. Так, терминал в Ла-Корунье рассчитан только на два резервуара – по 145 тыс. куб. м каждый. Его строительство обошлось заказчику почти в 400 млн евро. У нас может получиться почти в два раза мощнее, но и более чем в полтора раза дороже. Но в целом в разрезе "мощность/стоимость" будущий украинский терминал вполне коррелирует с существующим испанским. А вот по параметрам газопровода-отвода, выходящего из терминала, есть некоторые сомнения.

18 миллионов за километр

Согласно информации "Укртрансгаза", общая длина артерии, которая соединит LNG-терминал с сетью отечественных магистральных газопроводов, – 65 км, диаметр – 1000 мм. Весь объем труб с защитным полимерным покрытием уже находится на складах заказчика. "Укртрансгаз" ждет только отмашки сверху и приезда кого-либо из первых лиц государства на церемонию закладки первой трубы. Строить газопровод будут в два захода: сначала – 42 км, потом еще 23 км. На все про все заложено 1151 млн грн. Зато в итоге труба сможет прокачивать до 10 млрд куб. м газа в год. Ориентировочные сроки строительства – два года, но они будут синхронизированы с процессом строительства газотерминального комплекса.

Помнится, в прошлом году "Укртрансгаз" уже вводил в эксплуатацию похожий по параметрам газопровод – "Армянск-Джанкой" в Крыму, длиной 72,5 км. В том случае стоимость всех работ, материалов и оборудования оценили в 720 млн грн. В пересчете на километр маршрута получается почти в два раза меньше, чем заплатит "Укртрансгаз" сейчас. Правда, и пропускная способность перемычки "терминал-ГТС" задумана вдвое большая. А в остальном трубопроводы очень похожи.

При прокладке газопровода "Армянск-Джанкой" впервые в Украине была применена технология горизонтально-направленного бурения для бестраншейной протяжки труб большого диаметра. Подобное новшество предлагается использовать и под Одессой. Разница лишь в том, что на крымской стройке бестраншейными технологиями занималась компания "Зангас-НГС", входящая в состав Group DF Дмитрия Фирташа. Трубу-отвод от будущего LNG-терминала "Укртрансгаз" собирается строить сам, силами своего структурного подразделения "Укргазпромбуд". Если справится, конечно. И главное – если весь этот труд не окажется напрасным.

Просто на противоположном берегу Большого Аджалыкского лимана, как раз напротив места дислокации LNG-терминала, находится Одесский припортовый завод. Это предприятие способно единолично потребить если не весь, то значительный объем поступающего сжиженного газа. 2 млрд куб. м – его годовая норма при нынешней загрузке. Логично было бы терминал строить рядом. Местные власти в прошлом году даже затеяли перенос старого Григоровского кладбища, ютящегося между морем и забором ОПЗ. Но в конечном итоге в Киеве приняли решение проектировать LNG-терминал на противоположном берегу, где приглядели участок плошадью 20 гектаров рядом с нефтетерминалом "Южный". Такое решение сулит неплохую выгоду землевладельцу, но усложняет процесс подачи газа на Одесский припортовый завод. Ведь при наземном базировании мощностей по регазификации энергоноситель придется доставлять предприятию окольным путем в обход лимана. В то же время, если регазификация будет производиться на борту пришвартованной установки FSRU, то ОПЗ может получать газовое топливо напрямую с моря, не нуждаясь в сухопутной трубе.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

20 Травня 2024

Влада Індії планує стимулювати виробництво ЗРС з низькосортних руд

Вартість кредитів для підприємств поступово скорочується

УЗ скасувала аукціони з продажу металобрухту

British Steel постачатиме залізничні рейки до Туреччини

НКРЕКП підвищило ціни на електроенергію для бізнесу

Індійська JSW Steel знайшла коксівне вугілля в Мозамбіку

Турецька Habas отримала дозвіл на будівництво прокатного заводу

Україна наростила експорт сталевих напівфабрикатів майже вдвічі

Метинвест в I кварталі скоротив виплавку сталі, але збільшив виробництво ЗРС

Виробництво сталі у Китаї відстає від минулорічних показників

Заводи в Україні змушені наймати жінок через брак персоналу

За підсумками січня-квітня імпорт довгого прокату в Україну зріс на 9,9%

Мінекономіки представило проєкт оновленого порядку стимулювання для індустріальних парків

Британія запровадила санкції щодо одного з найбільших контейнерних терміналів росії

Ціни на золото встановили новий рекорд

Українські підприємства збільшили імпорт нікелю на 60%

ВСІ НОВИНИ ⇢