kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Продам воздух. Чистый. Дорого.

26.10.08
размер текста:

Средства на экологические разработки традиционно выделяются по остаточному принципу. Однако феномен изменения климата уже стал одной из наиболее серьезных мировых проблем. Лучшим способом ее решения считается Киотский протокол. Украине он позволяет использование двух механизмов: торговли излишками квот и ПСО (проекты совместного осуществления). Сейчас в нашей стране есть десятки готовых экологических проектов, которые осуществляются по так называемому второму пути ("Трек 2").

Что почем на экологическом рынке

Киотский протокол (КП) стал первым международным соглашением о рыночных принципах охраны природы. Его революционным новшеством можно считать то, что документ впервые для решения глобальных экологических проблем предлагает использовать экономические механизмы и стимулы. В узком смысле КП дает возможность систематически финансировать сокращение выбросов парниковых газов, в широком – направлен на повышение энергоэффективности экономики государств и подразумевает увеличение затрат предприятий на экологию.

Основная цель документа – до 2012 года сократить общие выбросы парниковых газов (углекислого газа, метана, закиси азота и др.) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Для этого государства, ратифицировавшие соглашение, взяли на себя количественные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ).

К примеру, страны ЕС по условиям протокола должны сократить выбросы в общей сложности на 8%, Канада и Япония – на 6%, РФ, Новая Зеландия и Украина имеют право на осуществление того же объема выбросов, как и в 1990 году, а некоторые страны (Норвегия, Австралия, Исландия) могут увеличить их количество.

Чтобы побудить государства исполнять взятые на себя обязательства, эксперты ООН продумали экономические механизмы международной кооперации – так называемые "механизмы гибкости". По сути, они основаны на том, что место выброса ПГ прямо не влияет на климат, поэтому имеет смысл система купли-продажи, переуступки и компенсации выбросов вредных веществ между экологически "чистыми" и "грязными" странами.

Так, международная эмиссионная торговля (ст. 17 КП) подразумевает покупку и продажу разрешений на промышленные выбросы – если страна не полностью расходует свою квоту на выбросы, она может переуступить или продать "излишек" другой державе.

Механизм чистого развития (ст. 12 КП) и механизм проектов совместного осуществления (ст. 6 КП) в целом схожи между собой и дают возможность государствам, имеющим количественные обязательства, "сокращать" свои выбросы за счет финансирования экологических проектов в других странах. Поскольку ограничения на выбросы ПГ установлены только для развитых стран (так называемые страны "Приложения 1"), они, как правило, выступают покупателями проектных сокращений выбросов. Продавцами же могут быть как развитые страны (и тогда говорят о ПСО – проектах совместного осуществления), так и развивающиеся, не имеющие обязательств по ограничению и сокращению выбросов (и тогда это механизм чистого развития).

Для Украины, которая является участницей КП и входит в перечень стран из "Приложения 1", возможно использование двух механизмов: торговли излишками квот и ПСО. Кстати, несмотря на все сложности, которые налагает данный статус, 29 апреля текущего года эксперты МГЭИК официально признали, что наша держава выполнила все предусловия для реализации абсолютно всех механизмов Киотского протокола.

Механизм международной эмиссионной торговли в Украине именуется проще: "торговля квотами". Возможно, именно такой "упрощенный" вариант и привел к тому, что этот инструмент оценивается многими довольно неоднозначно. Общественные организации на всех углах кричат о "разбазаривании национального добра". Промышленники опасаются, что интенсивное развитие украинской экономики приведет к нехватке квот и необходимости их покупать. Политики же потирают руки в предвкушении заманчивой перспективы делать деньги из воздуха в прямом смысле слова. При этом речь идет не о "торговле воздухом", а о продаже невостребованных излишков квоты.

"Подписавшие Киотский протокол страны определили, что объем выбросов в атмосферу парниковых газов в 1990 году является базовым. Это и есть квота выбросов той или иной страны, – объясняет директор Департамента развития экологического рынка при Национальном агентстве экологических инвестиций Украины (НАЭИУ) Тарас Бебешко. – Если в стране выбросы больше показателя 1990 года, начиная с 2008 года это государство должно купить разрешение на объем превышения. Продавцом может быть страна, у которой выбросы меньше, чем в 1990 году. Поскольку в 1990 году Украина выбрасывала в атмосферу 925 млн условных тонн СО2, а теперь выбросы не превышают 420 млн тонн, мы спокойно можем участвовать в такой торговле. Тем более что после развала СССР и остановки промышленных предприятий уровень выбросов у нас резко снизился. Сейчас излишков у нас порядка 2,5 млрд тонн (это уже после исчисления обязательного для всех стран резерва). Из них мы добровольно резервируем еще 1,5 млрд тонн на случай "стремительного взлета" производства. То есть около 3/5 нами было положено в запасной резерв, и только 2/5 мы сейчас собираемся выставить на продажу. Это не затронет интересов нашей промышленности и не собьет цену на мировом рынке".

Что касается средств от "продажи воздуха" – этот процесс четко регламентирован отечественным законодательством: "Постановлением Кабмина № 221 в Украине введены так называемые СЗИ – "схемы зеленых инвестиций". Это значит, что все средства, получаемые в результате эмиссионной торговли, должны использоваться исключительно на целевые проекты, направленные на сокращение выбросов газов, на увеличение их поглощения, адаптацию к изменению климата" – утверждает Тарас Бебешко. По прогнозам экспертов, наиболее востребованными средства будут в самых нерентабельных отраслях страны: например, в сфере ЖКХ, куда достаточно трудно привлечь иностранных инвесторов, придется работать по проектам "зеленых инвестиций", за счет продажи излишков квот.

Пока что в плане реализации механизма эмиссионной торговли Украина дальше переговоров не продвинулась, поэтому рапортовать о результатах еще рано. Однако Минприроды в начале 2008 года уже направило в секретариат Киотской конвенции предложение о продаже эмиссий на сумму 12 млрд евро на период 2008-2012 гг. Часть из них готова купить Япония, о чем наша страна планирует договориться до конца текущего года.

Впрочем, продажа квот – не панацея, а лишь возможность привлечь средства в энергосберегающий сегмент экономики нашей страны. Куда более привлекательной для Украины является ст. 6 КП, прописывающая такой инструмент, как ПСО. Практический смысл данного инструмента заключается в том, что атмосфера у нас общая, и не имеет значения, в какой стране сокращаются выбросы.

Экономический же смысл проектов совместного осуществления состоит в том, что сократить выбросы в стране с архаичными технологиями будет на порядок дешевле, чем в державе с уже модернизированным производством. К примеру, по данным Мирового банка, на каждую тонну снижения выбросов углекислого газа в Японии нужно затратить 600 долл., в странах ЕС в среднем – 270 долл., в России – 20 долл., а в Украине – не выше 10 долл.

К тому же потенциал сокращений выбросов ПГ в Украине составляет около 200 млн тонн СО2. То есть нам еще сокращать и сокращать, а западным инвесторам – экономить и экономить. О том, что это наше конкурентное преимущество для участия в проектах совместного осуществления, неоднократно говорил директор ООО НПП "Центр экологического аудита и чистых технологий" профессор Григорий Шматков.

По словам ученого, в стране есть десятки готовых экологических проектов, которые необходимо собрать, проанализировать и активно предлагать для реализации. В частности, по данным Минприроды, на сегодняшний день украинский портфель состоит из 100 проектов, 29 из которых обнародованы для получения общественных комментариев. "Наиболее успешными из тех, которые уже работают, можно назвать шахту им. Засядька и проект по Бориславу", – отмечает Тарас Бебешко.

Проекты "второго пути"

Проект на шахте им. Засядько в Донецкой области – один из первых, запущенных по программе ПСО. Он начал действовать еще в 2004 году, когда разработчики за собственные деньги привлекли международных экспертов, провели работы, продемонстрировали достижение определенных сокращений. Первую регистрацию, так называемое "письмо одобрения", предприятие получило в 2006 году, после чего по заключенному с Австрией и Японией фьючерсному контракту шахта получила 2,5 млн евро на закупку оборудования по утилизации метана и запуск когенерационной электростанции. Этот проект действительно успешен, и пока это единственное предприятие, которое полностью завершило ПСО и получило возможность передать единицы сокращения выбросов (ЕСВ) в уплату кредита Японии.

ПСО на нефтяном промысле Борислава (Ивано-Франковская обл.) направлен на утилизацию попутного газа, выделяемого при добыче нефти. Модернизация предполагает использование этого газа в качестве дополнительного источника энергии (раньше его просто сжигали). Заодно это позволит значительно снизить выбросы в окружающую среду. С целью рационального использования газа компанией ООО "Восточноевропейский энергетический союз" совместно с НТЦ "Биомасса" был разработан проект по строительству электростанции для переработки газа в электроэнергию с помощью газопоршневых двигателей американской компании Caterpillar. Предложенная технология позволяет уменьшить количество выбросов на 318 тыс. тонн СО2. Затраты на реализацию проекта на сегодня составляют около 6,5 млн евро. Около 30% компания "Восточноевропейский энергетический союз" планирует покрыть за счет продаж ЕСВ с помощью Австрийской программы СО/МЧР, а остальную часть – за счет кредитных средств.

Еще один показательный в своей результативности проект осуществляется компанией "Истил" на базе Донецкого сталелитейного завода. Здесь была внедрена новейшая экологически чистая технология выплавки, рафинирования и непрерывной разливки стали. В частности, замена печного трансформатора привела к снижению выбросов на 60 тыс. тонн, установка парогенератора дала снижение выбросов на 70 тыс. тонн, автоматизация нагрева слитков уменьшила количество ПГ на 90 тыс. тонн. Итого, по суммарным подсчетам, предприятие ежегодно "экономит" от 200 до 240 тонн промышленных выбросов ПГ в атмосферу.

Такая модернизация стала возможной благодаря кредитному соглашению, подписанному между "Истил" и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в 2003 году, согласно которому украинскому заводу перечислялось 85 млн долларов кредитных средств для финансирования программы по увеличению энергоэффективности. "Сэкономленные" на период 2008-2012 гг. выбросы уже выкуплены ЕБРР для Нидерландов за 3 млн евро.

Кстати, все вышеперечисленные проекты осуществлялись по так называемому второму пути ("Трек 2") – достаточно долгому и утомительному процессу, требующему неоднократного согласования со множеством международных организаций. На сегодняшний день благодаря тому, что Украина признана страной, выполнившей все требования КП, мы имеем право перейти на "Трек 1" и утверждать ПСО на национальном уровне, а не на международном. "В рамках процедуры "Трек 1" для решения основных вопросов понадобится всего несколько месяцев, если будет соблюдаться срок выполнения, предусмотренный законодательством, – считает Тарас Бебешко. – Это существенно упрощает и ускоряет процесс согласования. Пока на "Трек 1" начали переходить только отдельные страны. Мы среди первых, наравне с Германией".

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!