kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Металлургия Украины: «Евразу» и Бойко пора собираться?

13.04.09
размер текста:

В марте на металлорынках наметился очередной спад. И хотя сейчас ситуация немного стабилизировалась, некоторые украинские метхолдинги все ближе к краху. Первыми покинуть металлургию страны могут «Евраз» и ММК им. Ильича.

И новый спад, покой им только снится

По экспертной информации, к середине марта 2009 г. спрос на металлопродукцию в мире снова упал, стимулируя дальнейшее сокращение производства. Обострение ситуации привело к новому ожесточению конкуренции и снижению цен. Так, на пике провала металлические полуфабрикаты из Украины (заготовка и слябы) подешевели до 310-320 долл./т FOB, и то не вызывая особого интереса. Выплавка стали в стране по итогам марта ожидается на уровне 82 тыс. т – это меньше, чем в феврале (до 83 тыс. т) даже с поправкой на то, что в марте на 4 дня больше.

В этой связи специалисты Министерства промышленной политики в частной беседе отмечают, что ситуация в отечественной металлургии остается непростой, а некоторая стабилизация января-февраля – скорее, локальное явление на общекризисном фоне. Так, что касается экспорта, то рецессия развитых экономик усиливается, поэтому надежд на скорое укрепление спроса немного. На рынках развивающихся стран ситуация лучше, но здесь идет жесткая борьба с поставщиками Китая, Индии, Бразилии, да и России. В свою очередь, поставки в РФ сдерживаются таким фактором, как девальвация российского и белорусского рубля, а также казахского тенге.

В такой ситуации на первый план выходит не обеспеченность меткомпаний сырьем (его сегодня достаточно, притом по сниженным ценам), а сортамент и технологичность мощностей. Так, самым «слабым» здесь небезосновательно считается Днепропетровский метзавод (ДМЗ) им. Петровского, в конце 2007 г. купленный группой «Евраз» (Россия). Не лучше ситуация и на других украинских предприятиях группы – на тех же коксохимических заводах приднепровского «куста» («Баглейкокс», «Днепрококс», Днепродзержинский КХЗ). Некоторые руководители объединения «Металлургпром» говорят, что с началом кризиса группа «Приват» и конкретно Игорь Коломойский не перестают радоваться тому, что вовремя сбыли с рук данные активы.

Действительно, если в последние годы на перечисленных «евразовских» заводах и проводились какие-то модернизации – то лишь локальные, да и то не все доводились до конца. А это значит не что иное, как повышенную себестоимость из-за энерго- и ресурсоемкости. В условиях агрессивной ценовой конкуренции это почти что прямой саботаж для конкурентоспособности продукции заводов.

О слабых звеньях

Аналитики склонны полагать, что «Евраз» все равно не хочет расставаться со столь недавними приобретениями в Украине. Тем более, что у него есть определенные возможности поддерживать местные активы за счет возможностей группы. Однако кризис продолжается, и, по словам экспертов, совершенно не исключено, что уже летом руководство холдинга решится на продажу. Причем по возможности «пакетом» - как и покупало. Тем более, все популярнее тезис о том, что кризис и спад – самое время продавать, избавляться от тянущих ко дну предприятий.

Кто именно может заинтересоваться евразовским «набором» заводов? Правильно, тот, кто обладает максимальным запасом прочности и не только переживет кризис, но и продолжает относительно успешно работать на его фоне. И первым тут вспоминается «АрселорМиттал» - не только криворожский комбинат, но и корпорация в целом - во-первых, географическая близость всех отечественных заводов «Евраза» к Кривому Рогу; во-вторых – разветвленная международная вертикальная интеграция компании, позволяющая найти применение даже второсортным активам, и больше того – постепенно обновить их мощности. Так, в недавние годы «АрселорМиттал Кривой Рог» регулярно потреблял кокс, у названых выше коксохимов. Наконец, «АрселорМиттал» уже освоился в Украине, да и сам, в мировом ракурсе, не чужд некоторых «неоднозначных» приемов работы. Тогда как другие лидеры глобальной металлургии (и в целом экономики) даже при завершении кризиса еще долго будут опасаться инвестирования в нашей стране.

А вот украинские группы вряд ли заинтересуются «евразовскими» активами, тем более в 2009 г. Их внутренняя ситуация и без того сложная – даже у таких «китов», как «Метинвест» и Индустриальный союз Донбасса (ИСД). Cомнительно, чтобы, располагая мощностями крупнейшего в Европе Авдеевского коксохима (а также включенным в состав «Азовстали» бывшим «Маркохимом», Енакиевским КХП и влиянием на «Запорожкокс»), метхолдинг Рината Ахметова вдруг «повесил» на себя еще 3 депрессивных КХЗ. Или ДМЗ Петровского – при многомиллиардных программах модернизации, замороженных из-за кризиса.

То же самое можно сказать и об ИСД, которому сейчас едва удается относительно стабильно работать.
Другим кандидатом «на выход» из отрасли эксперты считают Мариупольский комбинат (ММК) им. Ильича, бессменно руководимый «главным промышленным социалистом» страны Владимиром Бойко. Во-первых, предприятие вынуждено закупать большую часть сырья, а это никак не плюс. Второе – на него еще с начала 90-х годов «засматривается» СКМ. Группа Ахметова вполне способна интегрировать комбинат в единый производственный комплекс с «Азовсталью», а также в целом в свою цепочку металлопроизводства.

Третье – по проверенным данным, руководство ММК им.Ильича еще до кризиса начало прорабатывать варианты продажи компании. Наконец, сложно назвать плюсом специализацию предприятия на плоской металлопродукции – на рынке последней продолжается рецессия.

Тем самым, здесь потенциальным покупателем и инвестором может быть скорее украинская компания «Метинвест». Тем более что комбинат располагает собственным ГОКом («Укрмеханобр»), миноритарным пакетом в Авдеевском КХЗ и т.д. А также начал строить собственную сбытовую сеть, действует крупная металлобаза в центре Украины – «Уманьферммаш».

Миражи стабилизации

На этом фоне отметим, что к концу марта мировые металлорынки снова несколько стабилизировались. Так, вырос спрос на длинномерный прокат (прежде всего на Ближнем Востоке), что спровоцировало увеличение цен на металлолом и полуфабрикаты. Так, отечественные и российские полуфабрикаты подорожали с 280-300 долл./т FOB (середина месяца) до 315-320 долл./т FOB. Цены увеличиваются практически ежедневно, и поставщики уже готовятся к 330-340 долл./т FOB; притом потребители из Турции, Персидского залива, Индии и др. стараются закупить больше продукции в ожидании дальнейшего роста ее стоимости.

Цены на арматуру в ОАЭ, Иране, странах Восточного Средиземноморья к концу месяца выросли в среднем на 20-25 долл./т, до более чем 400 долл./т FOB и рост продолжается.

А вот на рынке листа сохраняется спад. Так, поставщики из Украины снизили цену предложения горячекатаных рулонов для ближневосточных стран до 360-380 долл./т CFR, а для Турции и до 350 долл./т CFR. А толстый лист группа «Донецкстали» поставляет в Турцию по 430-440 долл./т CFR. В Евросоюзе г/к рулон по-прежнему стоит 300-330 евро/т EXW, а более дорогой продукт постепенно дешевеет. Пример: некоторые поставщики ЕС уже предлагают холоднокатаный рулон дешевле 400 евро/т EXW. Результат – операторы планируют и дальше сокращать производство.

Тем самым, очередная локальная стабилизация не изменила общего пессимизма игроков рынка, уже к маю ожидающих дальнейшего развития негативных трендов. Мартовский всплеск цен и потребления неизбежно ведет к резкой активизации предложения, и в итоге рынок вновь сильно перенасытится. Также, кроме Ближнего Востока, во всех иных регионах обстановка в сегменте «длинного» проката остается напряженной. Продолжается удешевление подобной продукции в Восточной Европе, а в конце апреля можно ждать и нового всеобщего спада. В такой ситуации выбывание из отечественной металлургии целых холдингов остается более чем реальным.


 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!