На все согласная Украина

Публікації

В последних числах марта миссия Международного валютного фонда (МВФ) покинула Украину, одобрив выделение нашей стране кредита на сумму от 14 млрд до 18 млрд долл. Ожидается, что это решение будет подтверждено правлением МВФ в текущем месяце, а первый транш в размере 3 млрд долл. может поступить уже до конца апреля. По крайней мере до 30 апреля Украине надо будет выплатить 650 млн долл. долга тому же МВФ. Как заявляют украинские власти, подписание соглашения с МВФ станет сигналом для выделения Украине кредитов и из других источников, что поможет стабилизировать государственные финансы. Вот только чем потом придется расплачиваться за эти кредиты?!

Нам денег дадут!

Как еще в начале марта заявлял премьер-министр Арсений Яценюк, чтобы пережить ближайшие два года, Украине необходима финансовая помощь в размере 35 млрд долл., из которых 20 млрд приходится на текущий год. На что нужны эти деньги? В первую очередь на уплату внешних долгов. По подсчетам специалистов "Укрсиббанка", в 2014-2015 годах Украине необходимо отдать кредиторам 17,3 млрд долл., включая газовые долги "Нафтогаза Украины".

Как правило, страны погашают эти обязательства за счет валютных резервов, создающихся в первую очередь благодаря внешней торговле. Однако прежнее правительство потратило значительную долю запасов в конце прошлого – начале нынешнего года на поддержание гривны. В результате резервы к началу марта сократились до 15 млрд долл. – минимально возможного уровня. При этом внешнеторговый баланс Украины хронически дефицитный, так что на пополнение казны тоже придется привлекать средства из-за рубежа.

Наконец, третьим направлением использования финансовой помощи должно стать покрытие государственного бюджета. Главный финансовый документ страны был нереалистичным во время его утверждения в середине января текущего года, а сейчас он и вовсе не имеет ничего общего с реальностью. Указанные в нем доходы собрать совершенно невозможно вследствие падения экономики и снижения финансовой дисциплины в государстве.

По данным МВФ, реальный дефицит бюджета на 2014 год составлял до корректировки в конце марта порядка 115 млрд грн., а с учетом необходимости покрытия потерь "Нафтогаза Украины" – более 140 млрд грн., или почти 10% от ВВП. Анатолий Яценюк, впрочем, указывал еще большие цифры. По его словам, размер зияющей дыры в государственных финансах достигает 289 млрд грн.!

Так или иначе, правительство считает, что в нынешней ситуации без внешнего финансирования не обойтись. Собственно, точно к такому же выводу пришел в конце прошлого года и прежний Кабмин, рассчитывавший поднять экономику за счет 15 млрд долл. российского кредита, понижения цен на газ и усиления сотрудничества со странами Таможенного союза. Сейчас ни один из этих факторов больше не действует, поэтому приходится идти на поклон к МВФ. Тем более что США, Евросоюз и другие доноры обещали предоставить свои средства Украине только при условии заключения соглашения с МВФ.

Итак, соглашение заключено. Какой же денежный дождь сейчас прольется на Украину? Прежде всего это сам кредит МВФ в размере 14-18 млрд долл., который будет поступать отдельными траншами на протяжении двух лет. Согласно типовым условиям кредита stand-by, который, очевидно, получит Украина, эти средства можно будет использовать на рефинансирование старых долгов, в том числе самому МВФ, которому наша страна в текущем году должна выплатить около 2,9 млрд долл., пополнение валютных резервов, а также на покрытие дефицита государственного бюджета в ходе структурной перестройки экономики.

Помимо МВФ, наиболее солидную поддержку Украине обещает Евросоюз. В начале марта Еврокомиссия утвердила план выделения нашей стране до 11 млрд евро (15,1 млрд долл. по нынешнему курсу). Эта сумма складывается, во-первых, из 1,6 млрд евро на поддержку экономического развития страны, которые будут выделены в течение 2014-2020 годов. Первый транш должен поступить в июне, хотя, по словам бюджетного еврокомиссара ЕС, несколько миллионов евро, возможно, удастся перечислить уже в мае. Во-вторых, заем в 1 млрд евро может предоставить Украине сам Евросоюз, а еще до 8 млрд евро могут поступить в течение ближайших шести лет по линии Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития для финансирования конкретных проектов.

Кроме того, американский Конгресс утвердил выделение Украине 1 млрд долл. в качестве кредитных гарантий. Еще 150 млрд иен (около 1,5 млрд долл.) пообещала Япония. Из этих средств 110 млрд иен представляют собой низкопроцентные кредиты под инфраструктурные и другие общественные проекты, а остальное, очевидно, приходится на "прочую финансовую помощь".

Таким образом, общая сумма заметно превышает те 27 млрд долл., о которых заявляет украинское правительство. В совокупности речь идет о выделении Украине 31-35 млрд долл., из которых, правда, порядка 10 млрд представляют собой кредитные гарантии и займы под проекты, ничем не отличающиеся от тех, что ранее предоставляли Украине международные финансовые институты. При этом 15 млрд долл. европейской помощи будут размазаны на протяжении шести лет. Впрочем, обычно заключение соглашения с МВФ становится сигналом для других кредиторов о том, что с данной страной можно иметь дело, так что для покрытия бюджетного дефицита Украина, очевидно, сможет привлечь дополнительные средства на мировом рынке капитала.

В то же время следует отметить, что речь ни в коем случае не идет об экономической помощи. Украине готовы дать только новые кредиты, которые могут утянуть страну в бездонную финансовую пропасть, если в ближайшие два-три года она не сможет добиться устойчивого погашения всех своих обязательств. Собственно говоря, именно на это и направлены непопулярные рецепты от МВФ. Фонд требует от Украины перестроить свою экономику таким образом, чтобы в дальнейшем она могла расплачиваться с кредиторами.

Свободный мир

Итак, непосредственным сопровождением заключения соглашения с МВФ стало утверждение Верховной Радой закона с претенциозным названием: "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста". Этот нормативный акт включает ряд достаточно скандальных положений, в частности, отмену льгот и надбавок для госслужащих, сокращение детских пособий, отказ от повышения пенсий и минимальной зарплаты, закрытие ряда программ регионального развития.

Однако этими воистину драконовскими мерами удалось уменьшить государственные расходы всего на 25,4 млрд грн. На фоне 115 млрд грн. бюджетного дефицита (хотя его официальный уровень был снижен данным законом на 3 млрд грн., до 68,6 млрд грн.) это совсем немного. Между тем условия соглашения с МВФ предусматривают сокращение бюджетного дефицита до 2,5% от ВВП к 2016 году. Без учета инфляции это примерно соответствует 35-38 млрд грн. в сегодняшних ценах.

Поэтому очевидно, что государство и дальше будет всеми силами затягивать пояса. Повышение цен на природный газ для домохозяйств и для предприятий теплокоммунэнерго представляет только первый шаг на долгом пути. С целью достижения финансовой стабильности "Нафтогаза Украины" и прекращения субсидирования жилищно-коммунального сектора тарифы, по словам премьер-министра, возрастут в 2,2 раза за три года.

Впрочем, судя по всему, подорожание будет более значительным. Некоторые эксперты говорят об экономически обоснованных ценах и тарифах, что предусматривает рост по меньшей мере в 2,5-3,5 раза. Кроме того, в увеличение затрат населения на коммуналку, очевидно, придется закладывать 3-4-кратное повышение тарифов на электроэнергию для домохозяйств, а также неизбежную инфляцию вследствие падения курса гривны.

Однако в ближайшей перспективе эти мероприятия не дадут существенного финансового эффекта. Тем более что Арсений Яценюк обещает предоставлять 4 млн украинских семей субсидии на коммуналку в размере 500 грн. в месяц. Простой подсчет дает общую сумму в 2 млрд грн. в месяц и 24 млрд грн. в годовом эквиваленте, что перекрывает дополнительные поступления от объявленного повышения тарифов на газ и тепло.

Судя по всему, в ближайшее время нам следует ждать новых правительственных инициатив в рамках политики жесткой экономии. Будет продолжаться процесс повышения налогов и сборов, должна также усилиться борьба с теневой экономикой и прежде всего с зарплатами в конвертах. По данным ряда источников, МВФ на переговорах настаивал на существенной коррекции закона о госзакупках с целью снижения затрат, так что, очевидно, в этот нормативный акт будут вноситься новые правки. Вероятно, будут продолжаться увольнения госслужащих, а субвенции регионам и экономические программы будут подвергнуты дальнейшему урезанию. Очень вероятно продолжение пенсионной реформы, так как покрытие дефицита Пенсионного фонда является одним из крупнейших источников затрат государственного бюджета.

Проблема в том, что все эти мероприятия объективно ухудшают ситуацию в экономике. Как отмечает президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой, такая политика приведет к росту инфляции и резкому падению реального ВВП. Министерство экономического развития и торговли оценивает сокращение номинального ВВП в 2014 году в 3% при 12% инфляции и среднегодовом валютном курсе на уровне 10,0 грн./долл. Но эти показатели уже сейчас выглядят избыточно оптимистичными. По данным "Зеркала недели", МВФ не исключает и 50% девальвации гривны, а экономический спад, по оценкам некоторых экспертов, может составить в этом году 10%.

В принципе, политика, продвигаемая МВФ, будет способствовать укреплению финансовой стабильности государства. Падение курса национальной валюты приведет к сокращению импорта вследствие резкого сужения потребительского спроса. В то же время дешевая гривна повысит конкурентоспособность украинских экспортеров металла, минерального и сельскохозяйственного сырья на внешних рынках. Государство, радикально уменьшив социальные расходы, высвободит средства для погашения внешних долгов.

Правда, ценой этого станет сокращение ВВП, сильнейшее падение реальных доходов большинства населения, сравнимое с началом 1990 годов, а также рост безработицы. Увеличение налогов при этом больше всего ударит по среднему классу, а также среднему бизнесу, прежде всего ориентированному на внутренний рынок. Огромный урон понесет малый бизнес, задействованный в основном в сфере услуг, так как именно на нем в первую очередь скажется спад на потребительском рынке.

Для примера, в Греции, которая с 2010 года вынуждена проводить экономическую политику под диктовку МВФ, потребительские расходы домохозяйств сократились от 77 млрд евро в 2008 году до менее 48 млрд евро в 2012 году. Согласно обзору, проведенному в июле 2012 года, то есть в достаточно благоприятное время незадолго до начала нового спада, от 83 до 86,5% малых предприятий отметили сокращение оборотов, спроса, заказов, ликвидности в предыдущие полгода, более 40% снижали за этот период продолжительность рабочего времени своих сотрудников и почти треть – их заработную плату. По данным Национальной конфедерации греческой торговли, за 2011-2012 годы в стране закрылось почти 20% розничных магазинов и было потеряно 175 тыс. рабочих мест.

При этом Греция угодила в настоящий порочный круг. Массовые увольнения госслужащих по указке МВФ, сокращение социальных расходов, ликвидация льгот для местных производителей приводили ко все новым банкротствам греческих компаний и росту безработицы, превысившей в конце прошлого года 27%. Из-за этого в госказну поступало все меньше налогов, расходы на пособия и помощь для бедных увеличивались, так что дефицит государственного бюджета никак не удавалось снизить до нужных показателей. Под давлением МВФ и Евросоюза греческим властям приходилось принимать еще более жесткие меры для сокращения госрасходов, но это приводило к новым потерям для экономики, и все шло на новый круг.

Пожалуй, риск подобного развития событий велик и для Украины. Сейчас правительство просто затыкает всеми силами дыру в бюджете, но в 2015 году у властей снова появится та же самая проблема со снижением государственных доходов и необходимостью ограничения расходов. Между тем, чтобы запустить экономический рост, средства нужно наоборот вкладывать в экономику, а не забирать их оттуда, как требует МВФ.

Зато теперь мы точно будем жить, как в Европе. То есть как в Греции!

Виктор Тарнавский

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

ВСІ НОВИНИ ⇢